Особенности физического развития девочек


Принадлежность человека к тому или другому полу, как известно, определяется наиболее резко по особенностям строения половых органов, в первую очередь - половых желез. Это первые и в раннем детстве практически единственные признаки, по которым можно отличить девочку от мальчика и которые поэтому называются первичными половыми признаками. Хотя уже ко времени рождения ребенка имеются и другие половые отличия, как, например, известная разница в весе и росте мальчиков и девочек, в строении скелета, форме таза, но они еще очень слабо выражены и практически не отражаются на внешнем облике ребенка.

Когда детский организм достигает определенной стадии своего физического развития, начинают все более отчетливо выявляться так называемые вторичные половые признаки, т. е. все специфические особенности, которыми женский организм отличается от мужского, помимо особенностей строения половых органов. Развитие специфических половых отличий растущего женского организма неразрывно связано с его общим физическим развитием, будучи по существу одним из проявлений последнего, и протекает также неравномерно, как бы скачкообразно, с изменением своего характера и формы в различные возрастные периоды.

Важное значение для характеристики половых особенностей нормального физического развития в детском возрасте имеют изменения показателей веса и роста. При этом надо иметь в виду, что показатели веса более изменчивы и имеют относительно меньшее значение, так как вес в гораздо большей степени, чем рост, зависит от внешних условий, прежде всего от питания.

Возрастные изменения веса и роста у здоровых детей происходят закономерно. С точки зрения половых особенностей характерным является следующее. Примерно до 10-11 лет отмечается небольшое и более или менее равномерное отставание в росте и весе девочек - соответствующие кривые идут почти параллельно, причем кривые, характерные для девочек, продолжают оставаться несколько ниже характерных для мальчиков. Резко меняется картина после 10-11 лет, когда девочки начинают расти значительно быстрее мальчиков и обгоняют в весе и росте мальчиков одинакового с ними возраста; «мужские» и «женские» кривые роста, равно как и соответствующие кривые веса, перекрещиваются.

Это преобладание в росте и весе девочек продолжается примерно до 15-16 лет, после чего наблюдается значительное отставание тех же показателей. Кривые роста и веса девочек становятся значительно более отлогими и заметно отстают от мужских, причем отставание в весе и росте девочек впредь остается уже постоянным. Bartels различает два периода усиленного роста: первый период усиленного роста (между 4-7 годами), которому сопутствует некоторое замедление нарастания веса, и второй период усиленного роста в длину (между 10-15 годами), сопровождающийся, в отличие от первого периода, значительным увеличением веса. В развитии девочек указанные особенности являются более характерными и отчетливее выражены.

По данным Е. И. Пономаревой, за шестилетний период развития девочек, с 12 до 18 лет, при среднем возрасте наступления первых месячных в 14 лет наиболее интенсивный рост наблюдался в возрасте от 12 до 13 лет (30,5% общего шестилетнего прироста). С 13 до 14 лет прирост резко падает (до 18,1%); с 14 до 15 лет (первый год после наступления менструации) прирост несколько увеличивается по сравнению с предыдущим и составляет 19,4% общего прироста. В дальнейшем прирост прогрессивно снижается в своих темпах.

Ускорение роста в период полового созревания связано с усилением деятельности передней доли гипофиза и щитовидной железы. Половое созревание у девочек начинается и заканчивается приблизительно на два года раньше, чем у мальчиков. Ростженского организма прекращается после наступления полной половой зрелости, примерно в 18-20 лет, мужского - на несколько лет позднее. К этому времени разница в росте между женщинами и мужчинами уже стабилизируется и достигает в среднем 10-12 см, а в весе - 8-14 кг.

С такой же закономерностью, как нарастание веса и роста, происходит в основном нарастание других антропометрических признаков, которое также характеризуется волнообразно повышающимися и понижающимися кривыми, отражающими соответствующие половые особенности. Смена темпов прироста по большинству антропометрических признаков совершается синхронно, обусловливая этим как бы «стадийность» физического развития всего организма в период его формирования. По исследованиям Е. И. Пономаревой и других авторов, в динамике прироста основных параметров физического развития детей и подростков четко выделяются три стадии развития, ограниченные двумя периодами минимума прироста, падающими на переходный к подростковому, или пубертатному периоду возраст, и от последнего к возмужалости и полной зрелости.

Морфологические изменения в растущем женском организме сопряжены с качественными изменениями в физиологических его отправлениях, в частности в функции яичников. Соответственно этому в половом развитии девочек и подростков можно выделить три основные стадии, или периода.

Первый период характеризуется отсутствием сколько-нибудь выраженного влияния половых гормонов на развитие ребенка. Во всех областях своего физического и психического развития девочки и мальчики мало чем отличаются друг от друга. Половые органы не принимают заметного участия в общем росте организма. Вторичные половые признаки отсутствуют. Этот первый период развития, который Baisch называет нейтральным, или асексуальным, периодом, охватывает приблизительно первые 6-7 лет жизни ребенка.

Следующий, второй период полового развития, продолжающийся до наступления первой менструации, - это период начала заметной половой дифференцировки организма, которая обусловливается инкреторной деятельностью половых желез. Однако генеративная функция яичников в это время еще отсутствует. Матка и другие половые органы девочки, находившиеся до этого в состоянии относительного покоя, начинают в данном периоде, особенно после 10 лет, заметно расти, но они еще не достигают выраженной способности к специфическому функционированию. Под влиянием усиливающейся инкреторной деятельности яични-ков начинают все более отчетливо выявляться вторичные половые признаки, развитие которых, однако, происходит в этом возрасте еще сравнительно медленно. Все же внешний облик девочки начинает заметно меняться, выражение лица ребенка приобретает характерные черты своего пола, а игры, занятия, склонности - свое особое направление. Этот второй период полового развития девочки Baisch обозначает как пресексуальный. Его можно обозначать также как предпубертатный.

Наконец, третий, пубертатный, период полового развития - от момента появления первой менструации до наступления полной половой зрелости - характеризуется значительным усилением и завершением процесса полового созревания, который начался в предшествующие годы, когда впервые стали выявляться вторичные половые признаки. В пубертатном периоде начинается генеративно-циклическая функция яичников, происходит интенсивный рост всего полового аппарата, который становится способным к специфическому функционированию. В течение нескольких лет девочка-подросток превращается в половозрелую девушку.

Само собой разумеется, что четкой границы между указанными возрастными периодами полового развития не существует и что самое подразделение па эти периоды носит до известной степени условный и схематический характер. Следует иметь в виду, что темпы и степень как общего, так и полового развития в разные периоды жизни зависят от многих индивидуальных свойств организма и внешних условий, в которых организм развивается. Однако приведенная схема, безусловно, отражает общие закономерности полового развития девочек до наступления половой зрелости.


Еще по теме:


Сана, 22.09.2011 19:33:41
Мы растем)
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: