Лабораторные исследования при диагностике болезней дыхательной системы


Основные лабораторные исследования, используемые при болезнях дыхательной системы.

Исследования мокроты
Показания к исследованию мокроты. Исследование мокроты должно производиться во всех случаях, когда имеется поражение дыхательных органов, причем в ряде случаев оно является решающим для постановки диагноза (обнаружение палочек Коха при подозрении на туберкулез, друз и мицелия актиномикоза или крючьев эхинококка при соответствующем паразитарном заболевании, фузо-спирохетоза при гангрене легких). В другой категории случаев исследование мокроты позволяет уточнить диагноз, например при клинически несомненной крупозной пневмонии установить возбудителя ее (диплококк Френкеля или диплобациллы Фридлендера). Наконец, часто исследование предпринимается с целью дополнить клиническую картину заболевания; сюда относятся: отыскание «клеток сердечных пороков» при явлениях застоя в малом кругу, жирно-перерожденных клеток, наблюдающихся при раковых опухолях, «элементов бронхиальной астмы» при соответствующем заболевании и т. п. Кроме того, исследовать мокроту на туберкулезную палочку нужно во всех неясных случаях, протекающих с длительным повышением температуры, исхуданием и пр., так как легочный туберкулез вначале может не давать сколько-нибудь отчетливых физических изменений со стороны легких.

Собирание и хранение мокроты. Исследованию должна подвергаться по возможности свежая мокрота. Так как обычно она выделяется в большем количестве утром, удобнее брать для исследования утреннюю порцию. В случаях, когда ее вообще очень мало, можно собирать ее в течение нескольких часов. Наконец, довольно часто необходимо собирание и измерение суточного количества мокроты (например при абсцессах и гангрене легких). Само собой разумеется, что банка для мокроты должна быть безукоризненно чистой, в нее не должны попадать посторонние примеси, как остатки пищи, рвотные массы и пр.; в банку с мокротой не нужно наливать воды. Банка должна хорошо закрываться пробкой или крышкой. Если нельзя произвести исследование в ближайшие часы, к мокроте можно прибавить несколько кубических сантиметров 5% карболовой кислоты во избежание развития в ней посторонних микробов; для посева такая мокрота уже не годится.

У детей, не умеющих откашливать мокроту и заглатывающих ее, приходится поступать следующим образом: раздражая зондом с ватным тампоном на конце область корня языка, вызывают кашлевой рефлекс; выделенную мокроту собирают этим же тампонол и размазывают на предметных стеклах для приготовления препаратов. Так же приходится поступать с очень слабыми больными, которые не имеют сил откашлять мокроту.

План исследования мокроты. Существенное значение имеют общие свойства мокроты, определяемые непосредственно у постели больного. Сюда относятся: определение количества ее, запаха, цвета, консистенции, наличия примесей и т. д. Собственно лабораторное исследование также начинается с макроскопического изучения мокроты, которое позволяет установить целый ряд составных элементов, видимых простым глазом. Это могут быть мелкие прожилки крови, слепки фибрина, спирали Куршмана, иногда обрывки легочной ткани, кусочки хрящей; если в дальнейшем имеется в виду исследование на туберкулезную палочку, важно взять для него гнойный комочек или, еще лучше, так называемые чечевицы или линзы Коха; при подозрении на актиномикоз исследование приобретает смысл только з том случае, если будут найдены зерна его.

Микроскопическое исследование производится в случаях, когда требуется изучить морфологические особенности мокроты, т. е. обнаружить в ней те или иные форменные элементы, как клетки сердечных пороков, клетки опухоли, эозинофилы, эластические волокна, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена и др. Это возможно путем исследования «нативного» препарата и исследования мокроты, соответствующим способом обработанной.

Физико-химическое исследование сводится к определению удельного веса, реакции, белка и желчных пигментов и в обычных условиях почти не применяется.

Наиболее часто бактериоскопическое исследование мокроты, которое производится с целью установления возбудителя данного заболевания. Иногда, впрочем, оно оказывается недостаточным, и приходится прибегать к бактериологическим методам в широком смысле слова, т. е. производить посев мокроты на соответствующие питательные среды или даже опыты на животных.

Макроскопически видимые примеси. Для осмотра мокрота выливается на плоскую тарелку, окрашенную черным лаком, или в чашку Петри, поставленную на темный фон. Все детали строения мокроты выступают при этом очень отчетливо.

Из особых составных частей мокроты следует иметь в виду следующие. 1) В гнилостной мокроте больных с гангреной легкого в нижнем слое ее иногда удается обнаружить коричневатые комки, которые при микроскопическом исследовании оказываются обрывками легочной ткани. 2) При новообразованиях легких изредка можно найти кусочки, гистологическое исследование которых подтверждает диагноз опухоли. 3) При обширных люэтических процессах, поражающих гортань, трахею, крупные бронхи, в мокроте можно найти кусочки хрящей. 4) При крупозном воспалении легких, бронхитах, туберкулезе, актиномикозе иногда можно обнаружить сгустки фибрина, которые имеют древовидное строение, так как являются слепками бронхов. Величина их различна. Ветвистое строение выявляется, если такое образование промыть в пробирке с водой. 5) При бронхиальной астме, капиллярном бронхите удается обнаружить (лучше с лупой) особые образования, которые представляют собой- слизистые нити, резко отделяющиеся от всей массы мокроты, имеющие чрезвычайно плотную консистенцию и достигающие длины 1-2 см, - так называемые куршмановские спирали. 6) Большое диагностическое значение имеет нахождение так называемых чечевиц или линз Коха (corpuscula oryzoidea) - это серовато-желтые творожистые комочки величиной от булавочной головки до чечевичного зерна, которые происходят из каверн и состоят из сети эластических волокон, кристаллов жирных кислот и огромного количества туберкулезных палочек - иногда в чистой культуре. 7) При гнилостном бронхите, гангрене и абсцессе легких в мокроте можно найти мягкие серовато-белые комки, издающие при раздавливании отвратительный запах. Это так называемые дитриховские пробки, состоящие из клеточного и бактерийного распада, кристаллов жирных кислот, капель жира и пр. 8) При подозрении на актиномикоз следует искать зерна грибка - желтоватые образования, величиной с песчинку, плотной консистенции, которые под микроскопом оказываются состоящими из так называемых друз - скоплений нитей с колбовидными утолщениями на концах. 9) При эхинококке легких или при прорыве в легкое эхинококкового пузыря из печени в мокроте могут быть обнаружены пузыри и обрывки характерной слоистой оболочки или крючья эхинококка.

Микроскопическое исследование мокроты. В каждой мокроте содержатся в более пли менее значительном количестве эпителиальные клетки, лейкоциты, единичные эритроциты, нити слизи. Отыскивание их с точки зрения диагностической значения почти не имеет. Микроскопическое исследование предпринимается в случаях, когда требуется установить наличие элементов, характерных для того или иного патологического состояния. Сюда относятся клетки сердечных пороков, клетки опухолей, эластические волокна, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена, эозинофилы, части эхинококка, друзы актиномикоза и др.

Для исследования большинства этих образований достаточно так называемого нативного (т. е. свежего, неокрашенного) препарата, для нахождения других приготовляются сухие окрашенные мазки. Для приготовления нативного препарата отбирается несколько комочков мокроты из наиболее подозрительных участков ее, переносится на середину предметного стекла и накрывается покровным стеклышком. Покровное стекло «очень легко придавливается к предметному, чтобы мокрота распределилась между ними равномерным и не очень толстым слоем; при этом она не должна выступать за края покровного стекла во избежание загрязнения объектива. Для взятия мокроты можно пользоваться обычными препаровальными иглами, непременно до и после работы тщательно прокаленными на пламени спиртовки, или деревянными, аккуратно обструганными щепочками, которые после исследования сжигаются. Исследование производится сначала при малом, затем при большом увеличении.

В нативном препарате можно обнаружить следующие образования.

1. Клетки сердечных пороков. Они представляют собой с современной точки зрения клетки ретикуло-эндотелия, заполненные коричнево-желтым или рубиново-красным пигментом - гемосидерином, т. е. измененным, содержащим железо кровяным пигментом Встречаются они при застойных явлениях в легких, особенно при митральных пороках, при инфарктах, после легочных кровотечений.
 
Для отличия клеток сердечных пороков от клеток, наполненных пылевыми частицами, рекомендуется произвести реакцию на берлинскую лазурь. Для этого к комочку мокроты на предметном стекле прибавляются 1-2 капли 3% соляной кислоты и размешиваются; присоединяется столько же капель 2% раствора железисто-синеродистого калия (желтой кровяной соли); смесь накрывается покровным стеклом. Спустя немного времени пигментные зерна, заполнявшие клетки, окрашиваются в синий цвет.

2. Клетки опухоли. При раке легкого иногда удается обнаружить в мокроте большое количество крупных (раза в три крупнее лейкоцитов), круглой формы клеток, имеющих вид зернистых шаров, которые, по-видимому, представляют собой жирно-перерожденные клетки опухоли. Однако обнаружение клеток этого рода не имеет решающего значения при постановке диагноза. Решающие указания может дать только гистологическое исследование макроскопически обнаруживаемых кусочков.

3. Эластические волокна. Их можно изредка обнаружить и в нативном препарате, но для поисков эластических волокон мокроту рекомендуется предварительно обработать. Эта обработка преследует двойную цель: а) разрушить все составные части мокроты, за исключением эластических волокон, и б) сконцентрировать их в препарате.

Мокрота берется в количестве 2-4 см3 в пробирку или колбочку и смешивается с равным количеством 10% раствора едкого кали. Смесь нагревается в водяной бане или над пламенем спиртовки до превращения ее в гомогенную жидкость. При этом слизь и форменные элементы растворяются, эластические же волокна остаются неповрежденными. Затем жидкость центрифугируется, и из осадка приготовляется препарат. Очень полезно прибавить к жидкости перед центрифугированием несколько капель 1% спиртового раствора эозина. Эластические волокна имеют весьма характерный вид: они блестящие, двуконтурные, с резко очерченными краями, на концах дихотомически разветвляются, нередко имеют петлистое, сетчатое строение. Но иногда в мокроту случайно попадают растительные волокна, которые тоже не разрушаются от нагрева-кия со щелочью и, несмотря на отсутствие перечисленных признаков, могут вызвать сомнение у начинающего работника. Окраска эозином в таких случаях значительно облегчает исследование, так как эластические волокна становятся отчетливо розовыми, тогда как другие волокна эозином не окрашиваются.

Обнаружение эластических волокон чрезвычайно ценно для диагноза, так как присутствие их служит указанием на распад легочной паренхимы, что наблюдается при туберкулезе, абсцессе. При гангрене легких эластических волокон обычно не бывает, так как они растворяются особым ферментом, содержащимся в гангренозной мокроте. Обнаружение в мокроте туберкулезных палочек обязывает к исследованию на эластические волокна.

4. Спирали Куршмана (Kurschmaim) представляются в виде спирально извитых нежных волокон, в середине которых обычно видна блестящая центральная нить. Сверху такая спираль может быть покрыта эозинофилами и кристаллами Шарко-Лейдена. Встречаются они при бронхиальной астме.

5. Кристаллы Шарко-Лейдена (Charcot-Leyden) представляют собой прозрачные блестящие острые октаэдры самой разнообразной величины, обнаруживаемые в большом количестве в постоявшей мокроте. Существует взгляд, что они происходят из белковых тел, образующихся при распаде эозинофилов. Встречаются они иногда при бронхиальной астме, но не являются патогномоничными для нее.

6. Эозинофилы единичные встречаются почти в каждой мокроте; иногда же могут составлять в ней 90% всех лейкоцитов. В нативном препарате они распознаются с трудом, так что для их отыскания приготовляется окрашенный препарат. Для этого мокрота размазывается тонким равномерным слоем, как для бактериоскопического исследования.. Мазок высушивается на воздухе, фиксируется (лучше не на огне; а смесью спирта и эфира, взятых поровну) и окрашивается краской Романовского-Гимза.

Эозинофилы встречаются при бронхиальной астме и вместе со спиралями Куршмана и кристаллами Шарко-Лейдена объединяются под общим названием элементов бронхиальной астмы, являясь надежным; признаком ее.

7. В так называемых дитриховских пробках при абсцессах и гангрене легких; можно обнаружить кристаллы жирных кислот в виде длинных тонких игл, которые при нагревании препарата сливаются в капли, окрашивающейся осмиевой кислотой в черный, а Sudan III - в оранжевый цвет.

8. В случаях, когда при легочном кровотечении кровь выделяется с мокротой не сразу, а спустя некоторое время, при микроскопическом исследовании можно встретить кристаллы гематоидина в виде ромбов и пучков красно-желтого цвета.

9. При эхинококке легких в мокроте могут быть обнаружены крючья. Исследование кусочков, подозрительных на обрывки оболочки пузыря, позволяет распознать их по характерной слоистости.

10. При микроскопическом исследовании образований, подозрительных на зерна актиномикоза, в соответственных случаях удается обнаружить так называемые друзы,
имеющие характерное строение: из центральной части, имеющей вид клубка, отходят звездообразно многочисленные блестящие нити, заканчивающиеся колбовидными утолщениями. Для лучшего рассматривания их к препарату можно прибавить 1-2 капли, 10% раствора едкого кали. При окраске по Граму препарата, приготовлен-
ного из мокроты, содержащей актиномикотические зерна, нити мицелия окрашиваются в фиолетовый цвет, колбовидные же утолщения большей частью становятся розовыми.

Бактериоскопия. Для изучения бактериальной флоры в мокроте следует размазать ее на стекле, высушить, зафиксировать и окрасить.

Приготовление препарата производится следующим образом. Несколько комочков мокроты, наиболее гнойных, а при подозрении на туберкулез - содержащих так называемые чечевицы Коха, переносятся препаровальной иглой на безукоризненно чистое предметное стекло (игла должна быть прокалена над пламенем горелки во избежание переноса ею микробов). Затем сверху накладывается второе предметное стекло с таким расчетом, чтобы оно прикрывало нижнее приблизительно на 1/2-3/4, для того чтобы части обоих стекол, захватываемые пальцами, оставались свободными от мокроты. Держа одно стекло в левой руке, а другое в правой (за чистые участки), разнимают их по прямой линии параллельно поверхности стекол до тех пор, пока слой мокроты на каждом из стекол не получится вполне равномерным. Если при этом он окажется чересчур толстым, проще всего взять еще одно чистое стекло, чтобы мокрота оказалась распределенной не на двух, а на трех стеклах. Оба полученные мазка высушиваются на воздухе (защищать от мух!), или на батарее парового отопления, или, наконец, высоко над пламенем горелки.

Фиксация препарата производится путем троекратного медленного проведения через верхнюю (наиболее горячую) часть пламени спиртовки.

Окраска мокроты производится обычно одним из следующих трех способов: окраска разведенным фуксином - для общей ориентировки в препарате, окраска по Граму - для установления вида бактерий и окраска туберкулезных палочек.

1. Окраска фуксином. На фиксированный мазок мокроты наливается из капельницы или пипеткой разведенный водой в отношении 1 : 10 карболовый фуксин на 2- 3 минуты. После этого препарат обмывается струей воды и высушивается, для чего ставится отвесно на фильтровальную бумагу. Для ускорения можно осторожна просушить  его  между двумя  листками  фильтровальной бумаги.

2. Окраска по Граму. На препарат кладется кусочек фильтровальной бумаги несколько уже стекла, чтобы краска в дальнейшем не стекала с него. На бумажку наливается карболовый раствор геннианвиолета. Фильтровальная бумажка служит для того, чтобы
на мазок не попал осадок краски, который испортит в препарат. Карболовый раствор применяется для лучшего прокрашивания микробов, так как карболовая кислота служит протравой. Под краской препарат должен находиться 2-3 минуты. После этого бумажка сбрасывается пинцетом, краска сливается, остатки ее можно снять полоской фильтровальной бумаги. Затем на препарат наливается раствор Люголя, также служащий для протравы, на 1-2 минуты. Раствор сливается, и препарат осторожно слегка просушивается. Дальше следует наиболее ответственная часть - обесцвечивание: препарат опускается в стаканчик с 96° спиртом и встряхивается в нем в течение нескольких секунд, после чего промывается водой. Если обесцвечивание оказалось неполным, процедура со спиртом повторяется до тех пор, пока мазок, промытый водой, не приобретет вместо фиолетового серовато-стальной цвет. Остатки спирта смываются водой, после чего препарат докрашивается в дополнительный цвет разведенным водой 1 : 10 карболовым фуксином в течение 1-2 минут, вновь споласкивается и высушивается. При исследованиях, где имеется в виду отыскание бактерий, составляющих так называемый фузо-спирохетоз, дополнительную окраску рекомендуется производить в течение
минут 10 - для придания им большей рельефности.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: