Школьная гигиена


Школьная гигиена является наукой об охране и укреплении здоровья детей, подростков и молодёжи в целях воспитания всесторонне развитого поколения. Изучая и разрабатывая вопросы теории и методики работы по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи в теснейшей связи с практикой обучения и воспитания, школьная гигиена активно содействует органам образования в разрешении задач воспитания подрастающего поколения.

Школьная гигиена является медицинской наукой. Об этом свидетельствуют её содержание, методы исследования и весь ход её развития. Вместе с тем школьная гигиена тесно связана с педагогическими науками. Знание школьной гигиены необходимо для правильной организации воспитания и обучения подрастающего поколения.

Школьная гигиена как наука развивалась в органической связи с общей гигиеной и педагогикой. Поэтому, изучая школьную гигиену, необходимо предварительно ознакомиться с общей гигиеной, а также с педагогикой.

Термин гигиена проистекает из глубокой древности и происходит от имени древнегреческой богини здоровья - Гигиея. Конечно, в те отдалённые времена не было гигиены в современном понимании. Гигиена стала наукой лишь тогда, когда начала пользоваться экспериментальными, статистическими и другими методами исследования. Развитие гигиенической науки происходило одновременно с развитием таких наук, как физиология, физика, химия, микробиология, с которыми она тесно связана.

В современных условиях перед гигиенической наукой стоят ответственные задачи. Она должна не только найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных факторов, воздействующих на организм человека, но и изыскать и применить те из природных и искусственных факторов, которые могут благоприятно сказываться на организме, повышать трудоспособность и поднять его сопротивляемость в отношении предрасположения к заболеваниям и другим вредным воздействиям.
 
Созданы все условия для благоприятного физического развития и всестороннего воспитания детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена должна активно использовать эти возможности в целях совершенствования физических и психических свойств человека.

Задачей школьной гигиены является изучение растущего организма в теснейшей связи с условиями окружающей его среды. Нельзя отрывать организм от среды, как это делают некоторые учёные, следующие по пути морганизма-менделизма. Нельзя воздействовать на организм односторонне, изолированно от воздействия среды и воспитания.

Гениальный русский физиолог Иван Михайлович Сеченов ещё в 1861 г. писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».

Создавая наиболее благоприятные условия среды и активно используя эти условия, мы содействуем воспитанию физически сильных, бодрых, жизнерадостных людей, совершенствуем физическую и психическую природу человека.

В настоящее время, когда в нашей стране полностью победило материалистическое направление в науке, задача массового развития физического воспитания, общей физической подготовки, достижения большего спортивного совершенства подрастающего поколения, особое значение приобретает необходимость полноценного и всестороннего обеспечения гигиенических условий обучения и воспитания подрастающего поколения.

Давно известно, что приобретаемые организмом в течение жизни признаки передаются по наследству. Укрепляя здоровье подрастающего поколения, повышая сопротивляемость организма и развивая физические и психические его силы, мы тем самым прививаем новые, более совершенные черты и свойства следующим поколениям.

Как видим, целью гигиены в государстве является не только сохранение здоровья человека, но и укрепление его здоровья, совершенствование его психических и физических сил. Основываясь на данных биологии и, в первую очередь, на творческом дарвинизме, гигиена, особенно школьная гигиена, обладает широкими возможностями для совершенствования природы человека, для повышения его жизненного потенциала. Иначе говоря, целью гигиены является: сделать развитие человека более совершенным, жизнь более сильною, упадок менее быстрым и смерть более отдалённою. Эти высокие цели гигиенической науки осуществимы только в обществе, в котором созданы все возможности для всестороннего развития и совершенствования природы человека.

Признавая важность влияния на организм человека внешней среды, необходимо с особой силой подчеркнуть исключительную роль условий социальной среды, в особенности гигиенических мероприятий, проводимых в целях охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодёжи и совершенствования их физических и психических сил.

Наряду с термином гигиена существует термин санитария, происходящий от латинского слова sanitas, т. е. здоровье. Под словом санитария подразумевается применение данных гигиенической науки на практике, в жизни.

Школьная гигиена, как наука об охране и укреплении здоровья детей, подростков и молодёжи, изучает влияние внешних природных и искусственно создаваемых условий жизни, а также влияние условий труда и быта на растущий организм, его развитие и здоровье. Пользуясь данными этого изучения, школьная гигиена разрабатывает мероприятия и нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена изучает и обобщает опыт применения этих мероприятий в школах и других внешкольных детских учреждениях, а также в семье.

Процесс формирования подрастающего человека происходит в школе и семье. Поэтому нельзя рассматривать гигиеническое воздействие на растущий организм отдельно в школе (в детском саду и т. п.) и отдельно в семье. Этот процесс един и должен осуществляться общими усилиями педагогов и родителей. Школьная гигиена имеет своей задачей внедрение лучшего передового опыта в практику учебно-воспитательных  учреждений и семьи.

Некоторые рассматривают школьную гигиену как науку, изучающую вопросы охраны и укрепления здоровья детей только школьных возрастов. Такая точка зрения не может быть признана правильной. Школьная гигиена охватывает подрастающее поколение на протяжении всего времени его развития вплоть до 23- 25 лет: в процессе дошкольного воспитания, в период школьного обучения, а равно и по окончании средней школы - вплоть до завершения процесса формирования организма.

Школьная гигиена состоит из трёх основных разделов: 1) гигиена детей младших возрастов в периоды, предшествующие поступлению в школу, 2) гигиена детей и подростков, учащихся в общеобразовательных школах, ремесленных училищах, суворовских и нахимовских училищах и т.п., 3) гигиена молодёжи, учащейся в высшей школе и работающей на производстве. Особыми разделами школьной гигиены являются гигиена детей  и  подростков,  имеющих  дефекты  развития, - слепых, глухих и олигофренов, учащихся в специальных школах, а также гигиена детских лечебно-профилактических и санаторных учреждений.

Школьная гигиена имеет предметом своего исследования следующие основные проблемы:

а) Школьная гигиена как наука, и её связь со смежными науками, методы исследования, история школьной гигиены и школьно-санитарного дела, организация и развитие государственных мероприятий в области охраны и укрепления здоровья детей,
подростков и молодёжи.

б) Состояние здоровья и физическое развитие детей, подростков и молодёжи. Знание современного состояния здоровья подрастающего поколения и его физического развития, особенно динамики этого развития, раскрывает закономерности в этой области и даёт возможность использования этих данных в практике школы и других детских учреждений для проведения эффективных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи.

в) Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Сюда относятся вопросы морфологии и физиологии растущего организма, так или иначе связанные с процессами нормального его развития (костно-мышечная система, кровь и сердечно-сосудистая система, органы дыхания и пищеварения, кожа и органы выделения, нервная система и органы чувств, а также железы внутренней секреции).

Однако в отличие от педиатрии (науки о детских болезнях) школьная гигиена изучает анатомо-физиологические особенности растущего организма не с точки зрения патологии, а с точки зрения установления оптимальных условий для нормального развития и совершенствования растущего организма в целом и его отдельных органов и систем. Таким образом, педиатрия изучает растущий организм в состоянии его патологии, а школьная гигиена, опираясь на возрастную морфологию и возрастную физиологию, изучает здоровый растущий организм.

Знание анатомо-физиологических особенностей детей, подростков и молодёжи является важной предпосылкой для построения всех остальных разделов школьной гигиены.

г) Личная гигиена растущего организма. Этот раздел и условиях существования общественной гигиены имеет особо важное значение, так как от состояния гигиенической культуры отдельного индивидуума в значительной мере зависит гигиена коллектива.

Вопросы личной гигиены детей, подростков и молодёжи неразрывно связаны с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.

д) Влияние природных факторов внешней среды на здоровье детей, подростков и молодёжи. Взаимодействие организма с внешней средой оказывает огромное влияние на жизненные процессы и в значительной мере обусловливает самочувствие человека и состояние его здоровья. Знание этих факторов необходимо с точки зрения смягчения неблагоприятных их влияний на организм и особенно с точки зрения повышения его сопротивляемости и укрепления здоровья. В связи с этим приобретает особое значение закаливание организма воздухом, солнцем и водой. Только в социальном государстве возможно активное изменение условий среды в целях совершенствования физической и психической природы человека.

е) Гигиена школы и других детских учреждений. Этот раздел объединяет комплекс вопросов, связанных с санитарно-гигиеническим благоустройством детских учреждений: принципы планировки этих учреждений, земельный участок, здания школы, детского дома и других детских учреждений, основные требования к ним, микроклимат, вентиляция и отопление, естественное и искусственное освещение, водоснабжение и канализация детских учреждений, требования к отдельным помещениям (классам, рекреационным помещениям, спальням и т. п.), уход за зданием и участком школы и других детских учреждений.

ж) Гигиена оборудования школы и других детских учреждений. Этот раздел тесно связан с предшествующим и является его дополнением. Сюда относятся требования к мебели школ и других детских учреждений, гигиено-физиологические основы сидения, устройство парт, посадка учащихся, требования к лабораторным столам, классным доскам и прочим предметам учебного, санитарного и хозяйственного оборудования. К этому разделу также относятся гигиенические требования к учебным пособиям (учебникам, детским книжкам, наглядным пособиям, географическим и историческим картам и пр.), школьно-письменным принадлежностям и игрушкам.

з) Гигиена педагогического процесса. Этот раздел имеет особое значение для педагога и содержит следующие основные вопросы: гигиена умственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена учебно-воспитательной работы, в частности профилактика утомления и особенно переутомления учащихся, гигиенические основы построения режима дня отдельных возрастных групп, гигиена преподавания, гигиена урока, гигиена чтения, письма, занятий по рисованию, пению и музыке,  гигиена  учебных занятий по физической культуре, гигиена учебного кино, гигиена предэкзаменационного и экзаменационного периодов, гигиена внеклассной и общественной работы детей, подростков и молодёжи, гигиена работы учителя и т. п.

и) Гигиена внешкольной работы среди детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как гигиенические и физиологические основы отдыха растущего организма, гигиена мест проведения внешкольной работы в школах и во внешкольных учреждениях, гигиена детских игр и развлечений, гигиенические требования к внешкольной физической культуре и детскому спорту, гигиена технической самодеятельности и сельскохозяйственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена детского туризма, экскурсий и т. п. Этот раздел включает и такие вопросы, как гигиеническая организация режима дня ребёнка и подростка в семье и интернате, мероприятия по укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи во время зимних, весенних и летних каникул.

к) Гигиена питания детей, подростков и молодёжи. Вопросы рационального питания растущего организма являются важными в ряду других разделов школьной гигиены. Вопросы гигиены питания тесно связаны с личной гигиеной. Они имеют большую социально-гигиеническую значимость. К ним относятся: гигиенические и физиологические основы питания растущего организма, возрастные нормы питания (вопросы калорийности, роль витаминов и минеральных веществ в питании растущего организма, дневной рацион питания и пр.), организация питания в школе и других детских учреждениях, а также в семье, гигиенические требования при приготовлении пищи для детей, профилактика пищевых отравлений и т. п.

л) Профилактика болезней детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как характеристика заболеваемости в зависимости от возраста, острые детские инфекционные болезни, пути передачи инфекционных болезней среди детей, самозащита организма от инфекции и пути повышения его сопротивляемости, профилактические мероприятия в детских учреждениях, школе, интернате и т. п.; незаразные болезни детей, подростков и молодёжи и их профилактика.

м) Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение детей, подростков и молодёжи. Этот раздел включает методику привития санитарно-гигиенических навыков детям в школе, в детском саду, детском доме, распространение среди детей, подростков и молодёжи гигиенических знаний, преподавание гигиены в школе, санитарно-педагогическую пропаганду среди родителей и общественности.

н) Организация школьно-санитарного дела. Сюда относятся такие вопросы, как организация работы по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи, организационные формы работы органов здравоохранения, народного образования, трудовых резервов и других ведомств по медико-санитарному обслуживанию подрастающего поколения, содержание и формы работы школьного врача как органического работника школы и других детских учреждений, роль и формы участия в работе по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи и добровольных обществ; законодательство в области школьно-санитарного дела.

Как видно из изложенного, все эти проблемы органически связаны с учебно-воспитательной работой и знание их обязательно для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены влечёт за собой нарушение нормального физического и нейропсихического развития детей, подростков и молодёжи. Несоблюдение требований школьной гигиены отрицательно влияет на успеваемость детей и подростков. Плодотворно разрабатывать вопросы школьной гигиены возможно лишь при условии всестороннего знания школы. Без знания школы, сущности педагогического процесса, без совершенного знания особенностей развития растущего организма, особенно в условиях его обучения и воспитания в школе и семье, немыслимо разрабатывать школьные гигиенические мероприятия. Решение любой проблемы школьной гигиены без знания этого основного фактора приводит к отрыву от жизни и отвлечённой и нереальной трактовке вопросов. Школьная гигиена стоит на грани медицины и педагогики. Она является крайне важной для учителей дисциплиной, так как оказывает большую помощь в их практической работе в школах и других детских учреждениях.


Еще по теме:


Гость, 05.01.2012 15:30:25
Давно в школьные столовые заглядывали? Да сейчас люди даже не представляют, что такое гигиена. Иногда в привокзальном буфете чище, чем в школьных столовых.
edurStorb, 21.09.2020 00:54:08
http://bit.ly/2sdUrWH - ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ


Наша команда выручает студентов с 2015 года. В процессе борьбы с невероятно сложными предметами и хитрыми преподавателям мы смогли помочь более чем 5000 клиентам.

Мы стремимся оказывать услуги наивысшего уровня и поэтому стараемся улучшить каждую деталь нашей работы: авторы проходят тестирования и пробный период, с менеджерами проводится ежемесячное обучение по общению с клиентами, и техническая доработка сайта не прекращается ни на секунду.

Мы беремся за все предметы и все типы работ. Также мы с радостью выполним доработки уже готовой работы или напишем самые трудные разделы. Наша цель – это максимально упростить обучение в ВУЗе и сделать его спокойным.

Мы работаем без офиса, хоть и имеем официальную регистрацию. Это дает нам возможность избежать лишних затрат и как результат наши цены доступные для всех студентов.

Быстрое развитие компании связано с большим процентов довольных клиентов, которые рекомендуют нас своим одногруппникам и знакомым из других университетов.

С начала 2015 года мы запустили систему вознаграждений за такие рекомендации и уже выплатили 200000 рублей. Эти деньги могут были использованы для заказы новых работ.

Мы продолжаем развиваться и оказывать услуги высокого уровня. Надеемся, что вы оцените наши старания!  
http://bit.ly/2sdUrWH - БИЗНЕС-ПЛАН
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: