Связь школьной гигиены с другими науками


Школьная гигиена, являясь медицинской наукой, связана также с биологическими, педагогическими и, частично, техническими науками.

Школьная гигиена связана с такими биологическими науками, как морфология, в частности анатомия и физиология человека, в особенности она связана с возрастной морфологией, возрастной физиологией и биохимией. Связь школьной гигиены с этими науками обусловлена тем, что основным предметом её изучения является растущий организм, охрана и укрепление его здоровья, совершенствование физических и психических сторон развивающейся личности. Без знания морфологии и физиологии растущего человека нельзя научно разрешать такие проблемы, как личная гигиена детей, подростков и молодёжи, гигиеническая организация учебно-воспитательной работы в школе, гигиена внешкольной работы, гигиена питания и др.

Из медицинских наук школьная гигиена органически связана с общей и социальной гигиеной, гигиеной труда, коммунальной гигиеной, военной гигиеной и пищевой гигиеной, а также с общей патологией (патологической физиологией), педиатрией, эпидемиологией, микробиологией и др.

Связь школьной гигиены с общей гигиеной выражается в том, что она использует данные общей гигиены, её положения и методы исследования влияния на организм внешних природных и искусственно создаваемых факторов (климатических условий, воздуха, естественного и искусственного освещения и пр.). Она применяет их к специфическим условиям школы и других детских учреждений, возрастным особенностям детей, подростков и молодёжи и на основе этого разрабатывает соответствующие мероприятия и нормативы.

С социальной гигиеной, изучающей влияние социально-экономических условий на здоровье населения и занимающейся вопросами организации здравоохранения, школьная гигиена связана в направлении изучения здоровья и физического развития детей, подростков и молодёжи, медико-санитарного обслуживания подрастающего поколения и законодательства в области охраны и укрепления здоровья детей и молодёжи. От социальной гигиены школьная гигиена заимствует и методы санитарной статистики, без которых невозможно изучение изменений в составе детского населения, заболеваемости и смертности среди детей и их физического развития.

Гигиена труда, коммунальная гигиена, военная гигиена и пищевая гигиена, как свидетельствуют их наименования, изучают отдельные стороны жизни взрослого человека и коллектива. Школьная же гигиена, наоборот, изучает все стороны жизни и деятельности ребёнка, подростка и молодого человека. Она, следовательно, рассматривает вопросы, касающиеся в известной мере коммунальной гигиены (детский сектор в населённом пункте, строительство и благоустройство школьных зданий и пр.), гигиены труда (гигиены трудовой деятельности детей, подростков и молодёжи), военной гигиены, пищевой гигиены (вопросы питании растущего организма). Таким образом, школьная гигиена, в отличие от отраслевых гигиенических дисциплин, является комплексной гигиенической дисциплиной, учитывающей данные и нормы специальных гигиенических наук при разработке своих положений и норм применительно к особенности растущего организма и специфическим условиям учебно-воспитательных учреждений.

Не менее существенна связь школьной гигиены с патологией, в особенности с патологией растущего организма, т. о. с той частью педиатрии (науки о детских болезнях), которая изучает этиологию (причины), патогенез (течение патологического процесса) и профилактику болезней детей, подростков и молодёжи. В процессе воспитания и обучения детей в школе, детском саду, детском доме, а также в семье могут иметь место отдельные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на растущий и развивающийся организм и, стало быть, могут в нём вызвать те или иные патологические изменения. Пренебрежение санитарно-гигиеническими мероприятиями может повлечь за собой уклонения от нормы в развитии растущего организма. Кроме этого, в повседневной практике детских учреждений встречаются так называемые «практически здоровые» дети и подростки, которые находятся на грани нормы с патологией и требуют особых индивидуальных гигиенических мероприятий. Отсюда ясно, что без связи с педиатрией, патологией растущего и развивающегося организма невозможно научное решение многих вопросов школьной гигиены.

В части профилактики инфекционных заболеваний детей, подростков и молодёжи и разработки противоэпидемических мероприятий в детских учреждениях школьная гигиена связана с эпидемиологией и микробиологией. С последней школьная гигиена связана также и при решении вопросов личной гигиены и санитарного благоустройства детских учреждений (бактериальное загрязнение рук учащихся, микрофлора в помещениях детских учреждений, наличие патогенных микроорганизмов на учебниках и игрушках и т. п.).

Этим, однако, не ограничиваются связи школьной гигиены с медицинскими науками. Будучи сама по себе медицинской наукой, она связана почти со всеми отраслями медицинского знания, используя их в своей теоретической и практической работе (офтальмология - наука о глазных болезнях, отиатрия - наука о болезнях уха, горла, носа, гельминтология - наука о глистных заболеваниях и др.).

Из других отраслей знаний школьная гигиена особенно тесно связана с педагогическими науками: педагогикой, методиками преподавания отдельных предметов, преддошкольной педагогикой, дошкольной педагогикой, специальной педагогикой и психологией. Связь школьной гигиены с теорией педагогики выражается в том,- что она вооружает педагогику определёнными положениями и нормативами гигиены, соблюдение которых обеспечивает нормальное физическое и нейропсихическое развитие детей, подростков и молодёжи и содействует успешному проведению учебно-воспитательной работы, влияя положительным образом на их поведение и учебную успеваемость.

Особенно тесно связана школьная гигиена с школоведением и физическим воспитанием, как разделами педагогической науки. Такие вопросы школоведения, как здание, оборудование, хозяйство школы и другие, не могут быть правильно разрешены без компетентной помощи со стороны школьной гигиены. Что касается физического воспитания, то разработка теоретических и практических вопросов этого раздела педагогики немыслима без гигиенического обоснования, поскольку физическое воспитание прежде всего активно воздействует на растущий организм, на его физические и нейропсихические свойства. Решение проблем физического воспитания, физической культуры детей, подростков и молодёжи требует повседневного гигиенического анализа и оценки.
 
Школьная гигиена также связана с методиками преподавания отдельных предметов (особенно с методикой естествознания) в части разработки вопросов методики привития детям и подросткам санитарно-гигиенических навыков и сообщения им основных знаний по гигиене. В отношении гигиены чтения и письма школьная гигиена связана с методикой преподавания родного и иностранных языков. При нормальной постановке голоса и речи имеется определённая связь между школьной гигиеной и методикой обучения пению. Уточнение связей школьной гигиены с методами обучения может быть проведено значительно глубже (особенно в части дидактики и общей методики обучения) при решении вопросов учебного плана, составления расписаний, режима дня, содержания и объёма программы, методики выполнения домашних заданий, оформления учебников и учебных пособий, в том числе букваря, наглядных пособий, школьно-письменных принадлежностей и т. п.

Очевидна также связь школьной гигиены, имеющей одним из основных своих разделов гигиену детей младших возрастов, с преддошкольной педагогикой и дошкольной педагогикой. Решение проблем воспитания, умственного и физического развития детей раннего и младшего возрастов нуждается в гигиеническом обосновании в связи с пониженной сопротивляемостью организма ребёнка в эти периоды своего развития и повышенной его ранимостью. Школьная гигиена связана со специальной педагогикой (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой и олигофренопедагогикой) при разработке гигиенических требований к зданиям школ и интернатов для слепых, глухих и умственно отсталых детей и подростков, оборудования этих учреждений, их режима и т. п.

Не менее существенна связь школьной гигиены с психологией, особенно с педагогической психологией. Школьная гигиена изучает проблемы гигиены умственного труда детей, подростков и молодёжи. Это изучение невозможно без учёта данных об их психическом развитии в целом, особенностях внимания, восприятия, памяти и других психических функций. Со своей стороны психология не может не использовать данных по гигиене умственного труда детей и гигиене их нервно-психической сферы.

Из сказанного о связи школьной гигиены с педагогическими науками видно, что современный деятель и исследователь школьной гигиены должен быть не только врачом-гигиенистом, но и в известной мере педагогом-психологом. Это тем более необходимо, что одной из особенностей школьной гигиены, по сравнению с другими частными гигиеническими науками, является непосредственное применение педагогических факторов, как средств гигиенического воздействия. В школьной гигиене специфично и то, что она призвана изучать и разрабатывать средства воздействия не только на физическую природу растущего организма, но и на его нейропсихическую сферу. Это обстоятельство обусловливается тем, что объектом изучения школьной гигиены являются дети, подростки, юноши и девушки, находящиеся в стадии не только физического, но и психического формирования.

Школьная гигиена связана также и с техническими науками: архитектурой и санитарной техникой. Школьная гигиена учитывает основные архитектурные положения по проектированию зданий детских учреждений, по их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению земельных участков, помещений и оборудования. Но и архитектура получает от школьной гигиены данные в санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школы и прочих детских учреждений, к земельным участкам их, внешнему и внутреннему оборудованию и пр. На основе этих данных архитекторы проектируют здания детских учреждений, разрабатывают внешнее и внутреннее оформление их и т. п.

Вопросы проектирования, строительства и реконструкции зданий детских учреждений могут быть полноценно решены лишь при совместном участии архитекторов, школьных гигиенистов, педагогов и строителей.

Связь школьной гигиены с санитарной техникой касается таких вопросов, как вентиляция и отопление зданий детских учреждений, их искусственное освещение, водоснабжение и канализация. Санитарная техника использует общие данные школьной гигиены при разработке санитарно-технических установок в зданиях детских учреждений.

Школьная гигиена охватывает все стороны жизни детей, подростков и молодёжи в отношении охраны и укрепления их здоровья и воспитания физически здорового, всесторонне развитого подрастающего поколения. Отсюда вытекает её разносторонняя связь с другими науками.

Читать далее Краткие сведения из истории школьной гигиены


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: