Гигиена чтения


В школе, особенно в младших классах, большое количество времени на уроках отводится на чтение и письмо. Эта работа связана не только с деятельностью коры головного мозга, но и с работой глаз, как органа, который воспринимает изображения букв, слов и целых фраз. Чтобы процесс чтения протекал нормально, необходимо, чтобы шрифт книги имел достаточную величину и точные и чёткие очертания. Не менее существенно, чтобы при чтении книга была хорошо освещена и расположена от глаз читателя на определённом расстоянии, зависящем от величины шрифта и остроты зрения читающего лица.

В процессе зрительного восприятия принимает активное участие не только нервный аппарат, но и мышечный, связанный с аккомодативными функциями глаза. Чем больше приходится глазным мышцам приспособлять глаз для того или иного зрительного восприятия, тем быстрее наступает утомление мышц глаз. Это бывает чаще всего в тех случаях, когда книга находится слишком близко от глаз. Необходимо взрослому человеку с нормальным зрением держать книгу на расстоянии 30-35 см, а для детей и подростков, учитывая относительно большую их дальнозоркость, на расстоянии 35-40 см. Минимально допустимое расстояние книги от глаз - 30 см. При этом книга не должна лежать горизонтально на столе. Её следует держать в наклонном положении.

При чтении на уроке наклонное расположение книги обеспечивается конструкцией парты, имеющей наклонную крышку стола. В домашних условиях или при работе в библиотеке с целью облегчения детям и подросткам чтения книг и снижения утомления глаз можно применять специальные подставки. Обязательным требованием гигиены чтения является соблюдение правильной посадки.

В семейной обстановке наблюдение за правильной посадкой детей и подростков во время чтения также обязательно. Родители должны получить от учителя указания о правилах посадки детей и подростков.

В случае отсутствия в семье стола и стула, соответствующих росту детей, следует рекомендовать пользование подставкой для ног детей, имеющих малый рост, с целью обеспечения более устойчивой посадки и опоры для ног.

Чтение книг детьми и подростками в лежачем положении родители должны категорически воспретить, так как при этом не только нет возможности правильно установить книгу, но и нарушается нормальная работа глаз. Кроме того, при чтении лёжа обычно трудно обеспечить правильное естественное и искусственное освещение книги. Надо отметить и то, что чтение книг лёжа, как правило, имеет место в тех случаях, когда учащийся чувствует себя утомлённым. При чтении лёжа в таком случае утомление возрастает в ещё большей мере, а поэтому такое чтение не может быть терпимо.

Следует также предостеречь учащихся от вредной привычки чтения при езде в трамвае или автобусе. При езде книга дрожит в руках, в связи с чем затрудняется зрительное восприятие текста и утомляются глаза. Чтение книг или газет за едой также является вредным, так как при этом ребёнок и подросток, с одной стороны, отвлекается от еды, что отражается на пищеварении, и, с другой стороны, затрудняется зрительное и психическое восприятие материала книги или газеты.

Важнейшим требованием школьной гигиены является обеспечение учащихся при чтении достаточным количеством света и правильным направлением световых лучей, а также спокойной обстановкой. Когда в классе имеется правильное и достаточное дневное освещение, легко рассадить учащихся, чтобы свет падал на парты слева. При искусственном освещении, в случае неправильного расположения источников этого освещения и при отсутствии соответствующей требованиям гигиены арматуры, читаемая страница книги может оказаться в тени и, таким образом, процесс чтения затрудняется. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы места для чтения были всегда хорошо освещены. Желательной нормой освещённости мест для чтения является 75 люксов, минимальной 30-35 люксов.

Важно также ограничивать продолжительность чтения и устраивать перерывы для предоставления отдыха глазам, а при чтении вслух - и голосовому аппарату. Слишком продолжительное чтение (например, по два часа и более) подряд, без перерывов, может повлечь за собой появление давящих болей в глазах и во лбу, неясное восприятие читаемого материала и т. п. В этом случае чтение крайне затруднено. Через 20-30 минут чтения буквы начинают «прыгать» и затем сливаются, и чтение, таким образом, становится невозможным. С целью предупреждения таких болезненных явлений обязательно после 20-30 минут чтения устраивать перерывы и смотреть вдаль для отдыха глаз.

В гигиеническом отношении очень важно соблюдать некоторые требования к голосовой стороне чтения и вообще разговорной речи. Особенно важно не напрягать голосовые связки. Чрезмерное напряжение голосовых связок может повлечь за собою потерю голоса.

Большое значение в деле правильного развития речи имеет её систематическое упражнение. Замечено, что разговор во время беседы меньше утомляет голос, чем рассказ. В свою очередь рассказ обычно меньше утомляет голос, чем чтение. Причина этого заключается в том, что при чтении, как правило, приходится меньше останавливаться и делать паузы, чем при рассказе, а тем более при разговоре в беседе. В связи с этим речь при чтении, по сравнению с другими формами речи, наиболее утомительна.

Поэтому следует заботиться о том, чтобы процесс единовременного чтения вслух не был слишком продолжительным и чтобы он протекал медленно, с соблюдением интервалов, особенно на знаках препинания.

Особенно важно внедрять гигиену чтения среди детей, учащихся в младших классах, начинающих обучаться грамоте. Научить с первых же дней пребывания учащегося в школе правильно в гигиеническом отношении пользоваться книгой, уметь её правильно держать - очень важно, так как закреплённый с детства навык остаётся большей частью на всю жизнь. Учителю следует также давать указания родителям о необходимости соблюдения детьми и подростками правил гигиены чтения в семейной обстановке.


Еще по теме:


edurStorb, 21.09.2020 18:15:08
<a href=http://bit.ly/2sdUrWH>БИЗНЕС-ПЛАН</a>


Наши услуги:
Дипломные работы
Курсовые работы
Математика
Отчеты по практике
Контрольные работы
Рефераты
Бизнес планы
Решение задач
Ответы на билеты
Эссе
Чертежи
Презентации
Научные статьи
Диссертации
Учебная практика  
<a href=http://bit.ly/2sdUrWH>ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ</a>
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: