Гигиена технических и агробиологических занятий учащихся


Техническая и агробиологическая деятельность детей и подростков, проводимая как в специальных внешкольных учреждениях - детских технических и агробиологических станциях (станциях юных натуралистов), так и в соответствующих школьных кружках (агробиологическая деятельность - также и в колхозах), имеет особо важное значение с точки зрения подготовки учащихся к их будущей практической деятельности. Наряду с этим, техническая и особенно агробиологическая работа среди детей и подростков, если она проводится с соблюдением требований школьной гигиены, содействует воспитанию здоровых, физически крепких и культурных молодых людей.

Чтобы обеспечить правильную в гигиеническом отношении организацию внешкольных технических и агробиологических занятий детей и подростков, необходимо проведение ряда мероприятий, которые мы ниже и приводим. При этом надо иметь в виду, что технические и агробиологические занятия учащихся могут проводиться и в самой школе в порядке внеклассной работы, а также на школьном участке.

Гигиена технических и агробиологических занятий детей и подростков изучена ещё в недостаточной мере. Пока в этом направлении имеются лишь немногие работы врачей-гигиенистов, изучавших отдельные стороны этой важной проблемы. В связи с этим мы можем установить лишь некоторые положения, которые, с одной стороны, могут дать направление для научно-исследовательской работы в этой области, а с другой стороны, могут помочь учителям и внешкольным работникам наиболее правильно поставить техническую и агробиологическую деятельность детей и подростков и обеспечить в процессе их проведения охрану и укрепление здоровья учащихся. Наоборот, техническая и агробиологическая деятельность, проводимая без учёта возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, может повести к чрезмерному нервно-мышечному их утомлению и пагубно отразиться на сердце.

Продолжительность занятий детей и подростков на технической или агробиологической станции либо на школьном участке должна быть нормирована в соответствии с их возрастом и видом трудовой деятельности.

Техническая деятельность детей и подростков в сочетании с занятиями по внешкольной физической культуре является ценным средством их общего физического развития.

Организуя детскую техническую деятельность, необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте интересы детей ещё малоустойчивы и внимание их не может долгое время быть сконцентрированным на каком-либо одном виде труда. В связи с этим следует по возможности разнообразить круг обрабатываемых материалов и трудовых операций.

Не давая описания гигиенических требований ко всем видам технической деятельности детей и подростков, изложим основные требования школьной гигиены к ручному труду по дереву. Ручной труд имеет большое гигиеническое значение, так как он содействует развитию мускулатуры и зрения, развивает кисть руки и приучает её к точным и тонким движениям. При условии правильной постановки ручного труда, особенно в направлении его нормирования во времени, имеет место также и укрепление нервной системы детей и подростков.

Весьма важно в гигиеническом отношении следить за положением туловища во время ручного труда. Пока дети не овладели трудовым процессом, они нередко занимают неправильные положения, которые могут вести к искривлениям позвоночника и затрудняют нормальное физическое развитие, а также затрудняют проведение трудового процесса. Поза подростка во время трудовых процессов должна быть симметричной, а инструмент и приготовляемые изделия не следует сильно прижимать к груди. В работе же необходимо соблюдать медленный, но определённый темп, что даёт возможность избежать утомления и неправильного дыхания.

При пилении, когда подростку приходится стоять у широкой стороны верстака, надо также занимать симметричное положение. Для большей устойчивости следует раздвинуть ноги и выпрямить колени. При строгании и при всех прочих работах, связанных с продолжительными движениями вперёд, положение подростка должно быть иным. Ноги надо раздвинуть на полуторную длину ступни и примерно на две ширины в сторону одна от другой; вытянутую назад ногу следует располагать с наклоном в 15° вперёд, а голень впереди стоящей ноги должна быть совершенно вертикальной. При нарушении этих требований наблюдается такое положение туловища, при котором искривляется позвоночник, что в свою очередь влечёт за собою значительное стеснение грудной и брюшной полостей, сжатие заключённых в них органов и нарушение их функций. Кроме сказанного, при неправильных положениях туловища происходит чрезмерное растягивание ряда мышц и связок, что может повести к значительному утомлению учащихся и неблагоприятно отразиться на их физическом развитии.

В тех случаях, когда подростку приходится строгать длинные предметы, ему необходимо стоять сбоку от верстака. Это положение, хотя и не вполне правильно, но в основном благоприятно для организма. Наиболее правильное положение при этом виде работы бывает тогда, когда расстояние между ногами превышает тройную длину стопы. Стоящая спереди нога должна быть параллельна станку, вторую же ногу следует отклонить на 20° от этой средней линии кнаружи. Голень передней ноги должна быть наклонена на 20°, образуя с бедром угол в 52°. С целью предупреждения утомления рекомендуется работать попеременно по обеим продольным сторонам верстака.

Значительная часть работ при ручном труде производится в стоячем положении. При выборе и организации ручного труда необходимо следить за тем, чтобы имела место равномерная работа мышц обеих сторон туловища. Поэтому иногда можно рекомендовать работу левой рукой даже в отношении тех видов ручного труда, которые обычно делаются правой рукой. Весьма существенны при ручном труде правильная постановка дыхания детей и подростков и забота об отсутствии пыли в мастерской.

Не следует применять таких работ, которые требуют продолжительного пребывания детей и подростков в согнутом положении. Всякого рода утомительные работы, связанные с подниманием и ношением тяжестей, с применением тяжёлых орудий и инструментов, недоступных силам детей и подростков, недопустимы. Продолжительная работа одним и тем же инструментом, работа в антигигиенических условиях должны быть категорически запрещены. Весьма большое значение имеет санитарно-гигиеническое благоустройство помещения, в котором проводится техническая деятельность детей и подростков.

Нельзя проводить технические занятия детей и подростков, которые сопровождаются чрезмерным стуком, шумом и тряской. Это относится также и к тем видам технических занятий, при которых детям и подросткам приходится занимать неправильное положение тела: сидеть на корточках, на коленях или работать лёжа. В равной мере нельзя допускать такую техническую деятельность детей и подростков, которая требует пребывания их на высоте более чем в 2 м. При наличии хорошо устроенных лестниц, обеспеченных защитными приспособлениями, и должного надзора можно допускать в этом направлении исключение для учащихся старшего школьного возраста.

Некоторые предосторожности необходимо соблюдать при работе детей и подростков, связанной с поднятием и переноской всякого рода грузов и тяжестей. Поднятие и переноска значительных тяжестей для детей младших возрастов противопоказаны. Для них доступны поднятие и переноска грузов лишь с небольшим весом, и то лишь при условии короткой продолжительности этих операций (в течение нескольких минут).

Надо учитывать, что у подростков, находящихся в периоде полового созревания, усиленно растёт сердце и чрезмерная физическая нагрузка может оказаться для них вредной. В этом возрасте особенно приходится считаться с общим физическим развитием и состоянием здоровья каждого подростка в отдельности. Несомненно, что приведённые выше нормы надо рассматривать как ориентировочные.

Очень важно, чтобы инструменты, которыми пользуются во время работы дети и подростки, соответствовали их физическим силам, росту и размерам тела.

При проведении технических занятий следует через каждые 10-15 минут для детей младших возрастов и через 15-25 минут для подростков устраивать небольшие перерывы для отдыха (примерно на 2-3 минуты). Однако надо иметь в виду, что техническая деятельность детей и подростков разнообразна, и многое здесь зависит от вида труда, степени его трудности, условий проведения работы и т. п.

При вовлечении детей и подростков в техническую деятельность необходимо строго соблюдать медицинские показания и противопоказания в отношении отдельных видов физического труда.

Школьный врач, а там, где его нет, врач местной больницы, санитарный врач, систематически обследуя состояние здоровья детей и подростков, должен давать указания классным руководителям и работникам детских технических станций и школьных технических кружков, какие виды технической деятельности допустимы для того или иного учащегося. Со своей стороны учителя, а также родители должны следить за тем, как отражается техническая деятельность детей и подростков на состоянии их здоровья.

Агробиологическая деятельность детей и подростков, иначе говоря, сельскохозяйственный труд, в гигиеническом отношении имеет по сравнению с технической деятельностью значительное преимущество, так как она проводится главным образом на свежем воздухе - на школьном участке, в поле или огороде, в саду и парке и т. п. Внешкольные агробиологические занятия являются отвлечением от сидячей умственной работы и дают учащемуся возможность производить многообразные и всесторонние движения. Однако и при этой работе необходимо строго соблюдать гигиенические требования с тем, чтобы не вызвать значительного утомления детей и подростков. Нельзя допускать какого-либо одного вида сельскохозяйственного труда детей и подростков, а необходимо всячески разнообразить различные виды занятий с тем, чтобы избежать односторонней нагрузки. Самое лучшее время для проведения агробиологических занятий детей и подростков - это утренние часы (до 11 часов дня) и вечерние (начиная с 5-6 часов вечера), когда спадает дневная жара и когда исчезает опасность возникновения солнечного или теплового удара. Необходимо во время сельскохозяйственных работ избегать длительного согнутого положения, особенно над поверхностью сильно раскалённой от солнца почвы.

В процессе проведения агробиологических занятий чрезвычайно существенно разнообразить одни виды сельскохозяйственного труда другими. Так, например, после работы, связанной со сгибанием туловища, можно рекомендовать работу, требующую выпрямленного состояния. Такое чередование одних видов труда другими обеспечивает равномерную нагрузку нервно-мышечного аппарата учащегося. В некоторых случаях, например, при прополке гряд, полезно проводить во время перерыва или по окончании работы кратковременные корректирующие физические упражнения.

Для правильной в гигиеническом отношении постановки агробиологической деятельности детей и подростков необходимо обеспечить соответствие орудий сельскохозяйственного труда их силам и росту. Пользование орудиями, предназначенными для взрослых, для детей очень утомительно и не даёт им возможности во время работы принимать правильные позы, что небезопасно для костной и сердечно-сосудистой систем.

Организация сельскохозяйственных работ детей и подростков на огороде, опытной площадке, на школьном участке и на колхозном поле требует соблюдения соответствующих гигиенических требований. Так, переноска всякого рода тяжестей (воды в небольших вёдрах и лейках, земли в корзинках и т. п.) должна быть непродолжительной. При этом надо следить за тем, чтобы вес таких грузов был небольшим. При переноске воды в вёдрах и лейках для поливки гряд и клумб следует обеспечивать равномерную нагрузку на оба плеча. В связи с этим вёдра и лейки должны быть парными и небольших размеров.

Особенно важно нормировать продолжительность агробиологических занятий детей и подростков различных возрастов, так как в противном случае возможна их перегрузка с последующим значительным утомлением, а иногда и нарушением здоровья. Соблюдение кратковременных перерывов в работе для отдыха продолжительностью в 5 минут является обязательным, тем более что дети и подростки, увлекаясь работой, часто не чувствуют усталости, хотя утомление фактически у них уже имеется. Утомление начинает ощущаться лишь при значительном его нарастании, небезопасном для их здоровья, переходящем незаметно в переутомление со всеми его последствиями.

Как и при технических, при агробиологических занятиях обязательны врачебное наблюдение и медицинские осмотры детей и подростков. Как правило, агробиологическая работа полезна для всех детей, и подростков, за исключением страдающих болезнями костно-мышечной системы и сердца. В отношении физически ослабленных детей и подростков необходимо особенно тщательное нормирование во времени проводимой работы (меньшая продолжительность занятий) и запрещение производить наиболее трудные виды деятельности, связанные с пользованием лопатой, переноской тяжестей и т. п.

Сведения по гигиене сельскохозяйственного труда детей и подростков должны быть хорошо известны не только учителям и работникам агробиологических станций и станций юных натуралистов, но и родителям, агрономам и руководителям колхозов.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: