Изменения артерий


Органические изменения артериальной стенки наблюдаются, по-видимому, чаще, чем об этом думают. Есть указания, что эластические элементы артерий страдают при дифтерии, тифе, гриппе, пневмонии; гладкие мышцы сосудистой стенки страдают при скарлатине, септикопиемии, ревматизме. В тяжелых случаях многих инфекционных заболеваний развиваются то в большей, то в меньшей степени некрозы интимы и медии; на этих местах в дальнейшем образуются рубчики. В редких случаях развивается особая форма изменений артерий, носящая название arteriitis postinfectiosa chronica. Имеются патологоанатомические находки и клинические наблюдения, заставляющие предполагать, что начало атеросклероза может быть в детском возрасте. С. Н. Салтыков нашел у 3-месячной девочки утолщение интимы сосудов.

В клинике же выраженные склеротические изменения артерий у детей большой роли не играют. Изредка можно встретить артериосклероз у подростков при хроническом нефрите, сахарном диабете. При атрофии или в пубертатном периоде часто можно бывает при жизни видеть извитые височные артерии и ощупать и даже видеть ригидные лучевые и другие доступные ощупыванию артериальные стволы. Ввиду того что эти изменения по мере улучшения состояния питания быстро (в течение нескольких недель) проходят, это явление скорее надо рассматривать как преходящее изменение тонуса сосудистой стенки. Анатомических исследований таких сосудов не производилось.

Из врожденных аномалий артерий можно упомянуть об ангиомах. Это доброкачественные в анатомическом смысле разрастания сосудов, но, если не принимать мер, они могут сильно разрастись и оказаться не только косметическим недостатком, но и повести к более серьезным расстройствам. За их величиной необходимо наблюдать и в случае их роста удалять.

Из хронических инфекций врожденный сифилис может дать склероз артерий уже на первом году жизни.

Узелковый периартериит - болезнь Куссмауля и Мейера. Встречается и у взрослых и у детей. Анатомически болезнь характеризуется образованием ограниченных воспалительных очагов в виде круглоклеточной инфильтрации средней и наружной оболочки мелких и средних артерий с последующим образованием фибриноидного некроза стенки. Иногда поражаются все три оболочки артерии. Поражение может захватывать любые артерии - и кожные и артерии внутренних органов, но обычно развивается в мелких - диаметром до 2 мм. Потом в пораженных местах могут образоваться тромбы и маленькие, но множественные аневризмы. В связи с тем что локализация изменений и количество поражаемых артерий могут от случая к случаю варьировать в значительной степени, клиническая картина может быть чрезвычайно разнообразной. На коже можно видеть папулезную сыпь с геморрагиями, иногда с некротизацией и изъязвлением, наряду с папулезными элементами могут быть пузырьки или картина полиморфной эритемы. Могут быть боли в конечностях в связи с поражением мышечных сосудов, сосудов нервных стволов или суставов. Это может симулировать полимиозит, полиневрит, полиартрит. Эти поражения обычно бывают несимметричны.

При поражении сосудов брюшных органов бывают боли в животе, слизисто-кровянистый стул. Могут быть поражены почечные сосуды, что дает почечное кровотечение и боли в области почек или картину нефрита. Ясных изменений со стороны сердца обычно не бывает, хотя возможно поражение этим процессом коронарных артерий.

Кроме таких местных проявлений, имеются и общие в виде повышения температуры различной степени, носящего характер неправильной лихорадки. РОЭ ускорена, анемия, лейкоцитоз. Посев крови стерилен.

По своему патогенезу это заболевание аллергической природы. Этиологическим моментом служит сенсибилизация различными инфекционными агентами. Чаще других его развитие связано со стрептококковой инфекцией. В настоящее время узелковый периартериит относят к разряду коллагенозов. Узелковый периартериит нередко комбинируется с другими аллергическими процессами - крапивницей, ревматизмом, вазомоторным ринитом и др.

Применение антибиотиков, десенсибилизирующих средств, переливание крови пока удовлетворительных результатов не дают. Наиболее благоприятные результаты получаются от применения гормональной терапии - АКЛТ и гормонов коры надпочечника.

Прижизненная диагностика возможна, но трудна. В случае подозрения на заболевание помочь диагнозу может биопсия.

Изменение тонуса артерий может быть и общим и местным, причем существует некоторая взаимозависимость, например, при повышении тонуса сосудов кожи уменьшается тонус сосудов брюшной полости.

При диффузном нефрите имеет место почечная гипертония. В период полового созревания может наблюдаться также некоторая степень ригидности артериальной стенки с повышением кровяного давления. В настоящее время известны случаи длящегося несколько недель повышения тонуса артерий после дифтерии, скарлатины, в тяжелых случаях рахита, леченных ударными дозами витамина D, при новообразованиях надпочечников.

Понижение общего тонуса артерий в результате поражения сосудодвигательного центра наблюдается при шоковых состояниях, в токсических случаях острых инфекционных заболеваний (дифтерия, тиф, дизентерия). Клинически наблюдаются резкая бледность, одышка, частый слабый пульс, спадение вен кожи, резкое падение кровяного давления, помрачение сознания.

При некрозах интимы артерий может образоваться тромб, особенно при ослаблении кровообращения и, вероятно, при изменении состава крови. Подобные тромбозы наблюдаются в тяжелых случаях инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия, тиф, пневмония).

Если некроз стенки артерий был глубокий, то в дальнейшем может образоваться аневризма. Аневризмы чаще описаны у детей старшего возраста, но возможны и в младшем.

Теодор Бонтилли собрал 60 случаев аневризмы до 20-летнего возраста; из них в 18 случаях была аневризма грудной аорты и в 5 случаях - брюшной аорты. Аневризмы могут образоваться и в результате травмы, кровоизлияния в стенку.

Встречаются и изменения стенки легочных сосудов - при узелковом периартериите и при склерозе их - или правильнее симптомокомплексе - болезни Аэрса.

Клиника этого страдания такова. У ребенка обычно не ранее младшего школьного возраста начинает постепенно развиваться цианоз кожи и видимых слизистых, общая слабость. Постепенно вырисовывается картина легочного сердца - правожелудочковой недостаточности. Поставить диагноз вначале трудно. Приходилось встречать случаи, когда вначале думали об афоническом врожденном пороке сердца. Помочь диагнозу может рентгенологическое обследование, которое выявляет увеличение правого желудочка (без увеличения левого желудочка и предсердия). Дуга легочной артерии и conus pulmonalis правого желудочка отчетливо выступают в области талии сердца слева. Гилюсы резко полнокровны, иногда пульсируют. Легочные поля прозрачны в отличие от застойного легкого при левожелудочковой недостаточности. При выслушивании определяется резкий акцент II тона легочной артерии. Иногда бывает увеличение эритроцитов в крови, что еще более подчеркивает цианоз.
 
Анатомическое изменение, лежащее в основе этой картины, состоит в склерозе мелких ветвей легочной артерии, развивающемся в результате артериита. Причина этого артериита может быть различна: ревматизм, сенсибилизация различными другими микроорганизмами и антигенами не микробного характера.

В далеко зашедших случаях развивается картина и общей сердечной недостаточности.

Лечение симптоматическое.

Прогноз очень серьезный.

К заболеваниям артерий относится гангрена. Она наблюдается иногда в периоде новорожденности, когда тромбозируются в норме пупочные сосуды. Процесс тромбозирования иногда может распространяться по ходу пупочных артерий на подвздошные артерии и аорту. Отрывающиеся оттуда тромботические массы могут быть занесены в любые отделы сосудистого русла и дать повод к развитию эмболии, инфарктов или гангрены. Вначале можно заметить появление бледного участка, кожи с отсутствием кровотока в капиллярах при капилляроскопии. Температура вначале нормальная. Через некоторое время, при развитии вторичной инфекции пораженного участка, она может подняться. Через несколько дней, иногда часов, развивается омертвение - кожа экскориируется, изъязвляется, лишенные кровоснабжения ткани распадаются. При незначительных размерах может произойти самопроизвольное отторжение пораженных тканей, при более значительных их приходится удалять хирургическим путем.

За последние годы местное и общее применение антибиотиков с целью профилактики и устранения вторичной инфекции значительно улучшило прогноз.

У детей, вышедших из периода новорожденности, и в старшем возрасте гангрены развиваются в связи с артериитами и образованием в артериях тромбов на почве инфекции страфилококком, тифозной палочкой. При таких гангренах часты поражения не только артерий, но и вен - тромбофлебиты. Клиника и течение мало отличаются от того, что сказано относительно гангрены новорожденных.

При хрониосептических состояниях детей старшего возраста также наблюдаются гангрены, обычно на стопе, ушной раковине. Наконец, у детей-дистрофиков наблюдают нередко некротические и гангренозные процессы в полости рта и зева, в патогенезе которых не последнюю роль играют поражения сосудов и вторичная инфекция.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Я. И. Осиновский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: