Этика и деонтология в педиатрии


Вопросы этики, которые были предметом изучения и обсуждения с древних времен, в нынешнем обществе приобретают особую остроту. Нормы поведения человека определяются законами государства, которые им устанавливаются и выполнение которых им контролируется. Они построены на основных принципах морали. Например, убийство, хищение, злоупотребление служебным положением - тяжкие нарушения принципов морали рассматриваются законом как преступления и караются в соответствии с Уголовным кодексом. Закон придает этическим правилам юридическую, силу; соблюдение правовых норм обеспечивается мерами принуждения.

Но есть такая область действии, поступков человека, которые не рассматриваются как преступления, как нарушения закона, но которые осуждаются как нарушения этических норм. Этические нормы устанавливаются, соблюдение их контролируется, нарушение осуждается обществом. Этика - учение о морали, а мораль представляет форму общественного сознания, которая выражается в исторически сформировавшейся совокупности правил и норм поведения человека. Общество прививает своим членам понимание добра и зла, чувство долга перед всем народом и каждым человеком. Оно развивает в каждом человеке чувство совести, служащей самоконтролем своего поведения и своих поступков.
 
Когда говорят и пишут об этических нормах и об их нарушениях, имеют в виду главным образом не правонарушения, не явные преступления, караемые законом, а соблюдение или несоблюдение тех правил поведения, которые законом не предусмотрены; они контролируются обществом и собственной совестью, т. е. сознанием и чувством моральной ответственности за свои действия. Следует оговориться, что разграничение нарушений правовых и этических норм условно. Эти границы нередко трудно определимы. Осуждение обществом нарушений этических норм может быть не менее тяжким, чем осуждение законом. А суд собственной совести, оставляющий след на долгие годы и даже на всю жизнь, может оказаться тягостнее и тяжелей кары, определяемой законом. «Жалок тот, в ком совесть нечиста» (А. С. Пушкин «Борис Годунов»).

Та область этики, предметом которой является учение о долге человека, перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией (от греческого слова deon - должное). Таким образом, этика - понятие более широкое, нежели деонтология, она включает в себя также и учение о моральных ценностях, добре и зле (аксиологию).

Деонтология - важнейшая этическая категория, основным принципом которой является сознательное подчинение личных интересов нуждам общества в гармоническом сочетании личного и общественного.

Принципы и нормы этики (включая и деонтологию) - продукты определенной исторической эпохи и форм общественных отношений.

Помимо общих этических принципов, деонтология определяет формы профессиональной морали, выполнение гражданского долга в конкретных областях общественной жизни и деятельности (общественного деятеля, юриста, медика и т. д.).

Медицинская деонтология - учение о профессиональном долге медицинского работника перед человеком, находящимся в сфере его деятельности, и перед всем обществом.

Медицинскую деонтологию неправильно понимать как учение о долге лишь перед больным. Еще М. Я. Мудров указывал, что врачебный долг включает в себя обязанности не только по отношению к больному, но и к здоровому человеку. В условиях медицины, основой которой является принцип профилактики, это положение приобретает особое значение. В отечественной, как и в зарубежной, литературе часто применяется термин «врачебная деонтология». Правильнее говорить о медицинской деонтологии, определяющей нормы профессионального долга не только врача, но и любого медицинского работника (врача, фельдшера, сестры, лаборанта, фармацевта и т. д.). Так, сестра при оказании медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку больше и теснее, чем врач, общается с больными. Этические нормы ее профессиональной деятельности заслуживают не меньшего внимания, чем в работе врача.

Более того, мы считаем возможным говорить о деонтологии медицинского коллектива. Для всех очевидно, что обслуживание больного проводится не одним или двумя-тремя лицами, а веем коллективом больницы. Им обеспечивается выполнение правильного и хорошо организованного режима лечебного учреждения, весь стиль его работы, построенной на принципах гуманизма. В этом участвует и воспитательница, и санитарка, и костелянша, и лаборант, т. е. любой работник, причастный к обслуживанию больных. И. Харди (венгерский невропатолог и психотерапевт) в своей книге «Психология работы с больными» пишет об этом в специальной главе «Лечащий коллектив». И. А. Кассирский в своей книге «О врачевании» резко критикует выражения «обслуживает», «обслуживание» в применении к врачу. Он считает это недопустимым, если не оскорбительным. «Врач - пишет он - не мойщик в бане». Мы не видим в этих выражениях чего-то одиозного и обидного для врача.

Помимо того, нужно учесть, что обслуживание больного - это не только функция врача, но и медицинских работников различных категорий. Само собою разумеется, что основная роль принадлежит заведующему больничным отделением или поликлиникой и лечащему врачу. Они организуют всю работу коллектива, воспитывают своих подчиненных, совершенствуют их специальные познания, и, наконец, личным примером прививают дух гуманизма. Вместе с тем врач не должен пренебрегать опытом, наблюдениями своих сотрудников. Иногда у давно работающих сестры или няни можно научиться умению подойти к больному ребенку, войти с ним в дружеский контакт.

Хирург Н. Н. Петров указывал, что каждая «мелочь» в лечебном учреждении имеет существенное значение в общем комплексе медицинского обслуживания больных. Все детали больничного режима, организации условий, необходимых больному, следует рассматривать как проявление заботы о его нуждах, о создании для него атмосферы доброжелательства, теплого внимания, т. е. расценивать их как необходимые элементы медицинской деонтологии, деонтологии медицинского коллектива.

Итак, предметом медицинской деонтологии является профессиональный долг медиков различного ранга перед больным и здоровым человеком, а также, как подчеркивал Б. В. Петровский, перед всем народом (т. е. перед обществом).

Интересы отдельной личности и общества иногда расходятся. Так, личная и общественная профилактика по своим целям не всегда совпадают. Примеры этого можно было привести хотя бы из области борьбы с инфекционными болезнями.

Например, в интересах носителя возбудителей кишечных инфекций - избежать тех карантинных, ограничительных мер, которые значительно нарушают его обычный уклад жизни и работы, а интересы общества требуют изоляции носителя, не считаясь с тем, что она для него стеснительна и нежелательна.

Деонтология, как правильно пишут А. И. Смольняков и Г. И. Царегородцев, изучает нравственное содержание действий и поступков врача различных специальностей. И действительно, содержание работы, например, хирурга и эпидемиолога, акушера и рентгенолога и т. д. весьма отличны; оно определяет и различные условия общения с больными и здоровыми людьми, предъявляет различные требования к выполнению по отношению к ним профессионального долга. Поэтому, помимо общих моральных принципов, отдельно рассматриваются и обсуждаются вопросы деонтологии в хирургии, акушерстве и гинекологии, урологии, клинике внутренних болезней, психоневрологии, онкологии, оториноларингологии, офтальмологии, рентгенологии, судебной медицине и т. д. По всем этим специальностям публикуется немало работ деонтологического содержания, читаются доклады, проводятся специальные конференции. Но, как это ни странно, вопросы деонтологии в педиатрии не привлекли к себе внимания на различных больших деонтологических конференциях и симпозиумах, например, на Парижском международном симпозиуме по проблемам медицинской этики, на 1-й конференции по медицинской деонтологии. Они не затронуты и в различных этических кодексах, декларациях и деонтологических правилах всех стран или же в этих документах они упоминаются лишь в связи с необходимостью получить согласие родителей на те или иные активные действия врача. Представителями различных медицинских специальностей опубликовано много книг, брошюр, статей, посвященных проблеме деонтологии. Наряду с этим деонтология применительно к деятельности детского врача, детской сестры почти не обсуждается в нашей медицинской печати. Опубликованы небольшая книга Г. А. Соколовой, единичные статьи или небольшие главы некоторых книг.

Может быть, это лишь кажущийся пробел и объясняется тем, что требования к соблюдению принципов врачебной этики в отношении детей всегда выполняются с наибольшей тщательностью? Ведь вся деятельность педиатров сосредоточена на заботе о здоровье детей, на максимальном предохранении их от всех вредных влияний и в том числе, конечно, от отрицательного действия различных лечебных и профилактических мероприятий. Мы знаем очень много детских врачей, работа которых безупречна с позиций медицинской деонтологии, хотя с посвященной ей литературой они не знакомы. Участковый врач-педиатр, участковая сестра часто являются истинными друзьями семьи и пользуются в ней большим авторитетом и искренним расположением. Среди врачей различных клинических специальностей педиатры, пожалуй, наиболее активно и настойчиво пропагандировали идеи профилактики и охраны здоровья детского населения.

Однако из всего сказанного не следует, что обсуждение вопросов медицинской этики применительно к обслуживанию растущего поколения, излишне. Наоборот, такое обсуждение, может быть, более необходимо, нежели в области некоторых других специальностей. Оно особенно важно для воспитания молодых врачей-педиатров. Не случайно 1-я конференция по проблемам медицинской деонтологии в своей резолюции указала на целесообразность выделения специального раздела, посвященного этим вопросам, в ведущих специальных журналах, в том числе в журнале «Педиатрия», и рекомендовала издание монографий на эту тему в первую очередь в клинике внутренних болезней, в хирургии, в педиатрии.

Врач-педиатр, как и всякий врач, выполняя свой профессиональный долг в отношении больного или здорового ребенка, обязан, с одной стороны, обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины, и с другой стороны, всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике. Это, конечно, относится и к работе медицинских сестер.

Медицинская деонтология учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами. Такое отношение должно быть, конечно, и к ребенку, начиная с самого раннего возраста; к нему тоже нужно подходить как к личности, правда, еще не сложившейся, формирующейся, но даже на ранних ступенях своего развития имеющей определенные черты индивидуальности.

В каком возрасте происходит становление личности ребенка, как сознательного индивидуума? Крупный отечественный психолог Л. Н. Леонтьев пишет, что еще на первом году жизни усваиваются формы человеческого общения, формируются новые специфически человеческие способности и функции. Однако автор не считает возможным «всерьез говорить» о личности новорожденного и даже двухлетнего ребенка. К 2-2,5 годам малыш говорит и сознательно руководствуется тем, что видит и слышит от взрослых, проявляет известную, инициативу, самостоятельность. «Словом, его поведение характеризуется чертами, присущими человеческой деятельности». Приблизительно с трехлетнего возраста начинает создаваться более сложная внутренняя организация поведения, а к 7 годам подготовительный период или период «фактического складывания личности» завершается.

Таким образом, формирование личности происходит значительно ранее, нежели думают некоторые врачи. Можно иногда услышать такие реплики: «Он еще маленький, не понимает, не осознает». В становлении личности, очевидно, огромную роль играют окружающая среда, развитие речи, способствующей возникновению человеческого мышления и значительному расширению возможностей общения с людьми. Постепенно прививается способность к формированию понятий, к оценке хорошего и плохого, появляются симпатии и антипатии.

Познать индивидуальность ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением. Узкая специализация, широкое пользование аппаратной техникой обследования в какой-то мере суживают возможности познания больного как личности. Вместо тесного общения врача с больным все большее место во врачебной деятельности занимает, так сказать, опосредованный контакт. Врач стал меньше видеть больного; для оценки его состояния все чаще используются различные аппаратные графические записи, кривые, цифры, формулы, обезличивающие человека. При сборе анамнеза вместо живой свободной беседы с больным иногда проводится анкетный опрос в форме и системе, удобной для статистической обработки, но без учета интеллектуального развития больного (матери) и его эмоционального состояния. Таких врачей Б. Е. Вотчал называл «врачами-протоколистами».

Обогащение медицинской диагностики различными тонкими методами, применение аппаратов, обеспечивающих выявление и изучение процессов, ранее недоступных для исследования, создающих возможности строго объективных оценок, является важнейшим условием прогресса современной клинической медицины. Этому прогрессу бесспорно содействует и специализация медицинских знаний, выделение новых самостоятельных медицинских дисциплин. Долг каждого врача быстрее осваивать и шире использовать все новое, прогрессивное, что дает современная наука и медицинская техника. Пренебрежение этим, т. е. лишение подопечных больных применения новых, более совершенных методов диагностики и лечения следует признать неэтичным. Но нужно учитывать и некоторые отрицательные последствия технического прогресса, обогащающего медицину. Никакими аппаратами и самыми совершенными методами не заменить внимательного глаза, душевной теплоты и сердечности настоящего врача - друга больного. «Прибор может заслонить организм и личность больного с его сложным психическим, нравственным миром переживания, установок, устремлений и т. п.». Примерно так же высказывались и многие другие крупные специалисты. Пользуясь современными методами диагностики, расшифровывая показатели аппаратной техники исследования, врач не должен удаляться от общения с больным, снижать внимания к нему, как к личности. Врач всегда должен остаться врачом в высоком понимании этого слова. Осознав опасность «отрыва» от больного, он найдет пути ее избежать. Это относится к врачу любой специальности и в том числе к врачу-педиатру.

Знание психологии, и конечно, в особенности психологии больного человека очень важны, правильнее сказать, совершенно необходимы для врача. Об этом много и убедительно писали крупные авторитетные клиницисты. В резолюции конференции по проблемам медицинской деонтологии говорится, что врачу любой специальности необходимо знание медицинской психологии. А для каждого педиатра насущной потребностью является усвоение научных основ детской психологии. Необходимо сочетание знаний этой дисциплины с искусством понимания духовной жизни ребенка, его характера, неповторимый индивидуальности, а это приобретается опытом. Им владеют хорошие педиатры и воспитатели. Но дело не только в опыте, а и в какой-то интуиции, доброте и, конечно, любви к детям.

Образцы такого понимания даны многими детскими (и не только детскими) писателями. Наука оперирует понятиями, а искусство (в том числе и художественная литература) - образами. Корней Чуковский не был ученым психологом, но он прекрасно понимал детскую психологию. Художник нередко ярче и полнее передает особенности внутреннего мира ребенка. Это признают сами психологи. Какая нежная любовь, какая теплота и тонкое понимание детворы чувствуется в чудесных рассказах А. П. Чехова. А как выразительны многочисленные рисунки народного художника-графика Н. Н. Жукова, в творчестве которого большое место занимают дети. Смотря на эти рисунки, мимику ребятишек, ясно представляешь их характер и эмоциональное состояние. Художник «чувствует душу ребенка», как выразился писатель С. В. Михалков; им «уловлены тончайшие нюансы в поведении и настроении детей».

Врачи и тем более медицинские сестры не особенно сильны в психологии как науке; далеко не каждый из нас одарен таким тонким восприятием детского мира, которое удивляет нас в творениях больших писателей и художников. Психологию детей врачи познают главным образом эмпирически, на опыте, при постоянном общении с детьми. Очень многие педиатры прекрасно в этом преуспевают. Прав И. Харди, который писал, что одного пассивного восприятия психологических знаний недостаточно; владея ими, можно проявить неспособность понимать своих больных. Но и одного опыта без знаний, конечно, мало.
 
Педиатр по преимуществу имеет дело с больным ребенком, а болезнь - и все, что связано с ее лечением, накладывают свою печать на психику детей, на их характеры. Так, повышенная реактивность, мнительность, боязливость могут быть следствием перенесенных страданий или страхом ожидания предстоящих болезненных диагностических, лечебных процедур, операций и т. д. Замкнутость, безразличие к окружающему, депрессия нередко являются результатом отрыва ребенка от семьи (особенно от матери), от привычной родной среды, от всех детских радостей жизни. Это свойственно особенно детям, страдающим длительными, хроническими болезнями, приковывающими их к постели, и при неудовлетворительно налаженной воспитательной работе, при игнорировании деонтологических правил в больничном отделении. Школьнику, имеющему какие-то дефекты физического развития (хромота, косоглазие, ожирение, заикание и т. д.), нередко свойственны стеснительность, отчуждение от сверстников, повышенная раздражительность. К сожалению, недостаток времени, загруженность врача нередко мешают ему уделить больше внимания наблюдениям за поведением больного ребенка, беседам с ним, выявлению индивидуальных особенностей его психики.

Психология работы с больными (как выражается И. Харди) имеет свои существенные особенности. По детской психологии имеется много руководств, пособий, тематических сборников; немало есть хороших отечественных и зарубежных (в том числе переводных) книг по медицинской психологии. Издан учебник по медицинской психологии для учащихся медицинских училищ. Однако в этих книгах совсем не освещены вопросы психологии больного ребенка. Прав В. А. Еренков, указывая на необходимость разработки этой научной области с тем, чтобы вооружить педиатров соответствующими знаниями. Педиатры (и тем более студенты - будущие педиатры) нуждаются в хорошем пособии по медицинской психологии детского возраста. Оно помогло бы им глубже осмыслить эмпирически накапливаемый опыт, строить всю свою работу на деонтологических принципах.

Отношение к болезни ребенка, как и взрослого, зависит, конечно, от индивидуальных особенностей личности - характера, темперамента, индивидуального опыта. При этом большую роль играют предшествовавшее воспитание (в домашних условиях, в детском учреждении), тяжесть переживаемого болезненного состояния, окружающая обстановка и пр. При всем разнообразии индивидуальных реакций можно отметить общее принципиальное отличие отношения к болезни взрослого и ребенка.

Взрослые в подавляющем большинстве случаев, сознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Старшие школьники приближаются по своим реакциям к взрослым.

Особенно восстанавливает детей против себя (как маленьких, так и старших) грубость, проявляемая в отношении к ним врачом или медицинской сестрой («чего ты орешь, я тебя не режу!»). Дети старшего возраста и подростки неприязненно воспринимают фамильярность («ну, милочка, не будем слезы лить»), бесцеремонность, проявление брезгливости со стороны медика.

Дети раннего возраста по своей природе доверчивы. Однако чужим людям, в чужой больничной обстановке их доверие и расположение нужно заслужить. Это - не всегда легкая, но важная обязательная задача педиатра и детской сестры. Этому учили и учат нас крупнейшие отечественные педиатры - Н. Ф. Филатов, Г. Н. Сперанский, В. И. Молчанов, М. С. Маслов, Ю. Ф. Домбровская, Н. И. Красногорский, А. И. Доброхотова и многие, многие другие. Н. Ф. Филатов учил, что лечить ребенка могут только врачи, которые любят детей. Его обращение с детьми, умение заслужить их доверие служило образцом. Это был истинный друг ребят. «Г. Н. Сперанский, - пишет его ученик М. П. Матвеев, - любил детей, находил постоянную радость в общении с ними. Он обладал волшебным даром вызывать детскую улыбку и расположение к себе. Доверие к Георгию Нестеровичу, вера в него были безграничными».

Опытный педиатр знает, что доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть; например, успокоив его обещаниями, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то тягостную, болезненную диагностическую или лечебную манипуляцию. Нужна психологическая подготовка, но не обман.

Улыбка, ласковая шутка располагает ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У малыша еще не развито чувство юмора и добрую, но не понятную для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.

Так, маленькая Олечка (ей еще не исполнилось 2 лет) не терпит, когда смеются, если она сделала что-то «не так». Она обижается, протестует. «Ах, ты, пичужка маленькая!» - говорят ей. «Я не пичужка, я - девочка Оля», - негодует она. Совсем недопустимы недобрые, обидные шутки. «Насмешка - слишком сильное средство для маленьких детей». У подростка она вызывает враждебную реакцию - он может ответить грубо, дерзко.

Важное место в медицинской деонтологии занимает применение приемов психопрофилактики и психотерапии. Совершенно прав В. Е. Рожнов, указывая, что медицинская деонтология и психотерапия неотделимы. Психотерапия соматических больных и в том числе, конечно, больных детей, - неотъемлемая часть всего комплекса лечебных мер. Применение специальных психотерапевтических методов, используемых главным образом при психозах, неврозах и пр. - работа специалистов. Знание общих принципов психотерапии, владение ее приемами - долг каждого лечащего врача любого профиля. На это указывали многочисленные авторитетные отечественные клиницисты. У многих врачей-педиатров эмпирически выработались соответствующие психотерапевтические приемы, которыми они успешно и с большим искусством пользуются в своей практической работе. Но, помимо опыта, нужны, конечно, и соответствующие знания. Больше того, элементы психотерапии должны практически усвоить также сестры, лаборанты и т. д.. При этих условиях в лечебном учреждении с наибольшим успехом может быть обеспечена благоприятная психическая атмосфера, правильный психотерапевтический режим.

В больничных условиях, будучи оторваны от дома и семьи, дети в первое время испытывают что-то вроде чувства беззащитности: нередко их протесты, крики и плач вызывают сочувствие и сострадание, но не приостанавливают необходимых действий врача, который не принимает в расчет их желание и согласие. Если для взрослого неизбежность тех или иных болезненных и тягостных Диагностических и лечебных манипуляций оправдывается сознанием необходимости их для эффективного лечения, то эту оправданность ребенку понять труднее. Как пишет Г. Н. Кассиль, взрослый может сознательно превозмочь болевые ощущения, стать выше страдания, добиться победы над упорным чувством боли. У ребенка же мы не можем рассчитывать на волевое сознательное преодоление боли и страха перед ней. Например, взрослый сознательно решается на пломбировку зубов, подавляя свой страх перед бормашиной и причиняемыми ею болезненными и неприятными ощущениями. Над ребенком же в этих случаях иногда совершается по существу акт насилия.

Все это создает своеобразие взаимоотношений врача и обслуживаемого им ребенка, налагает на педиатров, а также медицинских сестер особую ответственность за соблюдение деонтологических правил. Насилия над ребенком (при его обследовании, при проведении различных медицинских процедур) следует всеми мерами избегать. С. Я. Долецкий пишет, что при выраженной реакции страха у ребенка перед операцией, которая не является безотлагательной, если уговоры не действуют, «лучше выписать ребенка домой, чтобы он успокоился, чтобы на время избавить его от больничной обстановки».

В трудной и ответственной работе врача, и особенно педиатра, большое значение имеют не только его специальные знания, его опытность, но и его человеческие качества. Профессиональная психология медика (врача, сестры) так же, как и психология больного нуждается в изучении и освещении в литературе. Если при выборе любой профессии большую роль играет учет личных качеств и склонностей молодого человека, то это вдвойне важно для будущего врача. А для будущего педиатра важнейшее требование - любовь к детям.

С годами медицинской работы накапливаются знания и опыт, нарастает и крепнет сознание ответственности за больного. Закрепляются профессиональные моральные принципы, формируется нравственный облик врача. Но вместе с тем постепенно происходит своеобразная профессиональная адаптация к той атмосфере, в которой ему приходится работать: к окружающим его страданиям, к трагическим ситуациям, к смерти больных, за жизнь которых проводилась длительная и упорная борьба. Врач, работающий уже много лет, конечно, не может так остро переживать каждую смерть и так болезненно воспринимать тяжелые реакции родителей, как это было в первые годы его деятельности. На такую непосильную эмоциональную нагрузку не хватило бы душевных сил; это постоянно выводило бы врача из строя, отражалось на его работоспособности и, в конечном счете, возможно, привело бы к нервно-психическому срыву. Происходит охранительная адаптация, обусловливающая возможности нормально работать в трудных условиях.

Однако неправильно было бы думать, что врачи (во всяком случае подавляющее большинство из них) душевно черствеют, становятся безучастными к страданиям больных, к тяжелым переживаниям их родителей, что у них происходит, как выразились Б. Конечный и М. Боухал, «профессиональная деформация личности». Конечно, у них притупляется острота эмоциональных переживаний, но при каждой развертывающейся у постели больного трагедии у них по-прежнему тоскливо сжимается сердце и нередко текут горькие слезы.

Если пропадает чувство сострадания, развивается равнодушие к больным, черствость, нравственная глухота, т. е. происходит вышеупомянутая деформация личности, то теряется драгоценное свойство врача - его истинная гуманность. Даже если это опытный квалифицированный специалист, он не может считаться хорошим врачом. Это - плохой образец для молодежи. Его безразличие к страданиям больных вначале шокирует студентов, но затем они свыкаются с этим и могут воспринять от своего учителя его манеры и формальное отношение к делу. Не может такой, пусть даже образованный, знающий, но морально отупевший специалист, утративший то, что характеризует истинно хорошего врача, быть воспитателем молодежи и руководимого им коллектива. «Знающий врач» и «хороший врач», как писал Б. Е. Вотчал,- не синонимы.

Проф. В. П. Вознесенский говорил, что профессиональная невпечатлительность к страданиям больного не должна опускаться до безразличия и черствости; по его мнению, врач, у которого угасло чувство сострадания к больным, должен оставить свою профессию. Но в жизни так не делают. Очевидно, такой медик, даже авторитетный специалист, нуждается, как и молодежь, в воспитательном воздействии общественного мнения.

Хотя бы вкратце следует коснуться врачебных (правильнее сказать, медицинских) ошибок. Если отбросить то, что по сути является правонарушением (небрежность, халатность, безответственность, пренебрежение элементарными требованиями медицинской практики), то к врачебным ошибкам, как писали И. В. Давыдовский, В. М. Смольянинов, нужно отнести неправильные действия медика, которые являются следствием «добросовестного заблуждения». Причины их условно можно разделить на объективные, связанные с несовершенством науки, поздним поступлением больного, недостатком времени и неподходящими условиями, а также наличием объективных трудностей для обследования больного и установления правильного диагноза, и субъективные, являющиеся следствием недостаточных знаний и опыта врача; последние, как указывает А. П. Громов, наиболее часты. Но дело не только в недостатке знаний и опыта, но и в ошибках мышления, в его недисциплинированности. Н. В. Эпштейн считает, что знания - это не просто подготовка врача, это - способность к их накоплению, пониманию, использованию. Нередко врачебные ошибки являются следствием дефектов логического мышления или, как говорили А. Ф. Билибин и Г. И. Царегородцев, дефектов «культуры клинического мышления». Речь идет не только об умении руководствоваться законами формальной логики, но и о законах диалектической логики, об овладении диалектическим мышлением. В. М. Сырнев и С. Я. Чикин, исходя из этой позиции, приводят интересный опыт анализа врачебных ошибок.

Помимо тех действий врача, которые принято считать врачебными ошибками, следует отнести к ним и нарушения деонтологических правил - нанесение психической травмы как больному, так и его родственникам, неоправданное причинение больному болевых ощущений, неумышленное несоблюдение врачебной тайны и т. д.

Ошибки может совершать не только врач, но и медицинская сестра, лаборант и т. д. Поэтому мы считаем правильнее говорить не о врачебных, а о медицинских ошибках. «Добросовестные заблуждения» медицинской сестры обычно происходят при выполнении лечебных назначений, они чаще всего связаны с недостаточностью специальных знаний. Такие ошибки изредка могут вести к трагическим последствиям.

Если, совершив ошибку, приведшую к тяжелым последствиям для больного ребенка, медик страдает, мучается сомнениями и раскаянием, он больше такой ошибки не повторит. Он будет стремиться восполнить свои знания, советоваться со старшими товарищами по работе и с большей ответственностью подходить к решению того или иного вопроса диагностики и лечения или к выполнению каких-либо диагностических и лечебных назначений. Но если врач или медицинская сестра, может быть, и сознавая свою вину, пытаются всеми мерами обелить себя, снять ответственность и переложить ее на своих товарищей, то это значит, что у таких медиков притуплено чувство совести и не хватает гражданского мужества. Они теряют уважение своих товарищей, доверие к ним падает. Многие крупные клиницисты, не щадя себя, разбирали на лекциях или писали о своих ошибках. Этим они не снижали, а повышали свой авторитет и служили образцом для молодых врачей.

Плохое знание своей специальности не может быть оправданием ошибок, допускаемых врачом; ошибки, возникающие в результате невежества, по существу нельзя отнести к «добросовестным заблуждениям». Если врач решился лечить больного, то для этого у него должна быть уверенность, что по своей подготовленности он вправе это делать самостоятельно. В противном случае он должен прибегать к консультации с другими врачами. И. В. Давыдовский считал, что врач, проявивший незнание основ медицины, должен быть отстранен от работы. Правильнее, конечно, не выпускать врачей-невежд и отчислять из института студентов, не соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к будущей профессии.

Читать далее Врачебная тайна


Еще по теме:


Гость, 18.07.2012 23:38:31
Браво! Вот так и должны общаться доктора!
edurStorb, 21.09.2020 19:14:41
<a href=http://bit.ly/2sdUrWH>РЕФЕРАТЫ</a>


ПОБЕЖДАЕМ ЗАЧЕТЫ, СЕССИЮ И ТРУДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Помощь в выполнении курсовых, дипломных контрольных и многих других работ

Оставь заявку — остальное сделаем мы

- Строго соблюдаем требования методички, знаем все ГОСТы и нормы АНТИПЛАГИАТА
- Все работы проходят проверку качества перед отправкой клиенту, вы гарантировано получите отличный материал
- Ваши деньги в безопасности. В случае несоответствующего выполнения работы мы вернем вам деньги  
<a href=http://bit.ly/2sdUrWH>БИЗНЕС-ПЛАН</a>
EdwardMub, 23.03.2021 05:19:46
Приветствую всех! Нашел в интернете один сайт с познавательными материалами. Прикольно. Хочу поделиться
<a href=https://juruslugi.xyz/хотите-знать-как-устроен-биткоин-и-дру_840ef5bbb.html>Объясняем, что такое Биткоин простыми словами!</a>


@@-=
vifiste, 23.03.2021 20:59:22
https://hcialischeapc.com/ - cheap cialis generic online
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: