Эмоции здорового и больного ребенка в деонтологическом аспекте


Контакты ребенка с врачом, осмотры и врачебные манипуляции, реакция ребенка на болезнь и помещение его в ясли-сад и тем более в больницу, взаимоотношения со сверстниками, приспособление к новым для него условиям - вот далеко не полный перечень ситуаций, на которые ребенок реагирует той или иной эмоциональной реакцией и которые являются предметом нашего обсуждения. От их характера во многом зависит психическое и соматическое состояние ребенка и, следовательно, успех лечебных и воспитательных мероприятий. Необходимые сведения о природе основных эмоциональных реакций ребенка в ранние возрастные периоды таким образом являются неотъемлемым элементом деонтологии в работе врача, воспитателя и педагога.

В настоящее время существует множество определений эмоций и, тем не менее, среди них нет такого, которое бы не встретило каких-либо возражений. В энциклопедиях и словарях эмоция определяется как «переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе». П. В. Симонов определяет эмоцию как отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Легко заметить, что в последнем определении необходимой предпосылкой возникновения эмоции считаются факторы обучения и способность к прогнозированию, что почти несвойственно детям в возрасте до 3-5 месяцев жизни. По-видимому, в период новорожденности и в первые месяцы жизни эмоциональные реакции ребенка определяются главным образом эндогенными и экзогенными факторами, которые активизируют нервные аппараты эмоций по механизму безусловного рефлекса. Роль обучения и привычек начинает заметно проявляться в возрасте 6-8 мес. В это время можно наблюдать образование весьма стойких пищевых навыков: ребенок, получавший материнское молоко или прикорм, может реагировать отказом на изменение характера пищи. В это же время у него формируется установка на процедуру кормления. Заметив изменение в привычном для него стереотипе кормления (например, если вместо матери его будет кормить воспитательница), малыш может отреагировать отказом от еды или плачем.

Очень образно, но точно охарактеризовал эмоции П. К. Анохин, обозначив их как «пеленги полезного». После открытия в мозге животных и человека систем «награды» и «наказания» это понимание биологической роли эмоций получило твердое физиологическое обоснование.

По мнению Jzard и других исследователей, ребенок рождается с одной эмоцией неудовольствия. Остальные эмоции появляются позднее. Я. Дембовский отмечает у новорожденного наличие по крайней мере, трех эмоций: гнева, страха и удовольствия. В дальнейшем на их основе формируются более сложные эмоции - такие, как зависть, ревность, досада, социальные привязанности и др.

Обычно все эмоции делят на две большие группы - положительные и отрицательные. Под положительной эмоцией понимают такое состояние, которое человек стремится продлить. Под отрицательной эмоцией понимают реакции противоположного значения, которые индивид стремится избежать или же ликвидировать вызывающие их причины.

По такому критерию различали две полярные группы поведенческих реакций (и соответствующих им состояний) И. П. Павлов, П. К. Анохин, а из зарубежных исследователей - Olds, Miller и др. Подразделение эмоций на две полярные группы имеет важные физиологические последствия. Принято считать, что отрицательные эмоции являются фактором, провоцирующим развитие ряда заболеваний или ухудшающим течение уже имеющейся болезни, в то время как положительные эмоции оказывают якобы прямо, противоположный эффект.

До последнего времени, однако, вопрос о природе положительных эмоций оставался открытым. Исследования последних лет, проведенные на животных с раздражением положительных эмоциогенных систем мозга, показали, что положительная эмоция при наличии какого-либо стресса выступает в качестве антистрессового фактора, оказывая нормализующее действие при наличии патологических сдвигов в эмоциональной сфере и соматическом статусе. Эти данные, по-видимому, должны направлять усилия врачей и педагогов на создание обстановки, максимально ограждающей психику ребенка от действия отрицательных эмоциогенных стимулов, с одной стороны, и разработку мероприятий, ведущих к формированию у ребенка положительного эмоционального фона.

Следует, однако, отметить, что отрицательные эмоциональные реакции имеют разные физиологические «портреты» и поэтому могут оказывать разное действие на имеющийся патологический процесс. Так, при реакциях агрессии увеличивается иммунологическая реактивность, фагоцитарная активность лейкоцитов, в то время как при депрессии и реакциях страха эти показатели имеют противоположную направленность.

Г. А. Макеев обнаружил у больных с неврозами, испытывающих тревогу и чувство подавленности, заметное снижение иммунологических показателей (уровня комплемента, гемолизинов, гетерофильных антител). Особенно резкие снижения уровня антител, комплемента и нормальных микробных агглютининов получены при навязчивых страхах за свою жизнь. В условиях клиники или в период адаптации в детском коллективном учреждении у ребенка нередко преобладают чувства депрессии и подавленности. Отсюда, как мы видим, создается благоприятный фон для возникновения различных инфекционных заболеваний. Таким образом, для борьбы с инфекцией в детском коллективе или больничном отделении важно не только осуществление комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий, но и создание оптимального психологического климата, способного уменьшить период адаптации и свести к минимуму нежелательные последствия отрицательных эмоций.

При работе с детьми врачу нужно быть ориентированным не только в отношении развития у ребенка мышления и понятий, но и учитывать специфические черты эмоциональных реакций. К таким специфическим свойствам детских эмоций следует отнести следующие.

Эмоции ребенка кратковременны. Они редко продолжаются более нескольких минут и почти внезапно исчезают, уступая место другим. О настроении в этом возрасте можно говорить лишь условно и главным образом в тех случаях, когда ребенок болен или испытывает какое-то страдание. Дети быстро переходят от смеха к слезам, от улыбки к гневу, от зависти к ласке. В целом эмоции ребенка дошкольного возраста, в отличие от взрослого, определяются его состоянием и создавшейся ситуацией и лишь в незначительной степени - ожиданием будущих событий, способность к предвидению которых у него развита слабо.

Эмоции ребенка интенсивны. Эмоциональные реакции детей часто имеют бурный характер и отличаются такой интенсивностью, какая редко наблюдается у взрослых. У детей до 2-3 лет для эмоциональных реакций не всегда свойственно усиление их в зависимости от интенсивности раздражения, в результате чего относительно слабый раздражитель может вызвать такую же бурную реакцию, как и сильный. Таким образом, эмоции детей подчиняются закону «все или ничего». Взрослые часто приходят в состояние растерянности от эмоциональных взрывов ребенка, вызванных, казалось бы, ничтожными причинами. Это, прежде всего, относится к реакциям страха, гнева и радости. У возбудимых, неуравновешенных детей, в отличие от уравновешенных, чаще проявляются негативные эмоции.

Эмоции ребенка разнообразны. Реакции новорожденных мало дифференцированы и протекают в стандартизированной форме. Постепенно под влиянием обучения эмоциональные реакции приобретают все более разнообразный характер. Так, при виде незнакомого лица один ребенок может пытаться убежать, другой - прятаться за мать, третий остается на месте и кричит. Различия в эмоциональных реакциях детей одного возраста наблюдали Shirley и Poynts: во время зубоврачебных процедур одни дети кричали, другие улыбались и даже смеялись, третьи не проявляли никаких видимых эмоций. Следует отметить, что у некоторых детей эмоциональные реакции могут проявиться в виде напряженности, тревоги, в непоседливости, страшных снах, а также в дурных привычках, например, грызении ногтей, сосании пальцев, стереотипиях, трудностях в разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. В целом у мальчиков наблюдается более значительная выраженная симптоматика эмоциональных нарушений, чем у девочек.

В формировании эмоций огромную роль для детей имеет подражание. Ребенок быстро копирует эмоциональные реакции взрослых или других детей, обычно старших. Интересно, что коэффициент корреляции между частотой страхов у дошкольников и у их матерей составляет 0,67, показывая, что дети боятся определенных ситуаций, наблюдая при них страх у матери. По наблюдению Dunbar, новорожденные очень точно реагируют на эмоциональные состояния матери. Младенцы около 4 недель жизни отказывались сосать грудь, если мать находилась в состоянии возбуждения. Более старшие дети также отказывались от приема пищи в аналогичных ситуациях, но охотно ели, если их кормили уравновешенные няньки.

Читать далее Основные формы эмоциональных реакций детей в деонтологии


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: