Опухоли шеи из смещенных дистопированных тканей, бранхиогенный рак


Существование данной формы опухоли, связанной по происхождению с жаберными закладками, в настоящее время рядом авторов отрицается или ставится под сомнение.

Заболевание впервые описано в 1882 г. Volkmann, а более детально было изучено Veau в 1900 г. В 1934 г. Н. Н. Петров указывал, что бранхиогенный рак встречается чаще, чем о нем сообщается в литературе. Однако в последующие годы число сообщений об этой форме опухолей стало встречаться все реже, а в 1964 г. Dargent высказал взгляд, отрицающий существование данной первичной опухоли. Этот автор полагает, что все опухоли, принимаемые за бранхиогенный рак, являются или первичными опухолями неэпителиальной природы, или (что наблюдается чаще) метастазами рака без выявленного первичного очага. В отечественной литературе нет столь категорических высказываний, отрицающих бранхиогенный рак. А. С. Лурье, В. А. Гремилов и Р. А. Мельников, Н. Д. Перумова склонны признать существование данной первичной опухоли шеи, отмечая при этом, что бранхиогенный рак наблюдается крайне редко. В связи с противоречивыми взглядами, высказываемыми различными авторами, в настоящее время нет возможности привести убедительные данные не только о частоте этой формы опухоли, но даже о числе опубликованных достоверных наблюдений. В 1959 г. В. А. Гремилов и Р. А. Мельников, анализируя 36 наблюдений, пришли к выводу, что только у 3 больных диагноз бранхиогенного рака может считаться достоверным. Из 22 больных, подвергнутых операции с этим диагнозом, у 18 были выявлены метастазы из щитовидной железы, гортани, пищевода и других органов. И. В. Колесникова и А. И. Бухман в 1960 г. приводят 7 наблюдений бранхиогенного рака, однако без достаточного анализа, позволяющего достоверно отнести их к бранхиогенному раку. Dargent и Blanche в 1954 г. представили анализ 77, в 1956 г. 62 и в 1964 г. 148 наблюдений первичных опухолей шеи. В этих работах авторы отрицают существование бранхиогенного рака.

Наши наблюдения касаются 38 больных, у которых ставился клинический диагноз бранхиогенного рака. Анализ этих наблюдений показал, что в большинстве из них имели место метастазы рака из других органов. Лишь у 6 больных диагноз бранхиогенного рака может быть признан достоверным. Таким образом, вопрос о существовании данной формы опухоли в настоящее время является дискутабельным.
 
Гистогенетически развитие бранхиогенного рака, как и бранхиогенных кист, связывают с эмбриональной дистопией жаберного аппарата.

Заболевание наблюдается почти исключительно у мужчин пожилого и старческого возраста.

Опухоль имеет вид плотного узла, иногда с очагом распада в центре, на разрезе сероватого или серовато-розового цвета. Гистологическое исследование обычно выявляет строение плоскоклеточного ороговевающего рака, в редких случаях - аденокарциномы.

Для бранхиогенного рака характерна локализация на боковой поверхности шеи, чаще ниже угла нижней челюсти, у большого рожка подъязычной кости. Опухоль располагается под грудино-ключично-сосцевидной мышцей и несколько кпереди от нее. Размер опухоли различен, может достигать 10-12 см. Характерной считается односторонность поражения, хотя в литературе имеются данные о двусторонней локализации опухолей. Однако достоверность диагноза бранхиогенного рака в этих наблюдениях сомнительна. Как на характерный признак указывают на раннее спаяние опухоли с окружающими тканями (прорастание яремной вены и мышцы), в связи с чем появляется ограничение в смещаемости опухоли. Опухоль плотная, бугристая, довольно четко отграничена. Метастазы в ближайшие лимфатические узлы наблюдаются редко.

Рост при бранхиогенном раке медленный или относительно медленный. При развитии рака из предшествовавшей бранхиогенной кисты может быть выявлено изменение кисты - уплотнение ее, спаяние с окружающими тканями.

Диагноз бранхиогенного рака может быть поставлен только путем исключения метастатического характера опухоли и других первичных опухолей шеи. Наличие одиночного опухолевого узла на боковой поверхности шеи у пожилого мужчины при исключении системных заболеваний или метастатической природы опухоли (особенно следует иметь в виду первичную локализацию в носоглотке) дает основание поставить предположительный диагноз бранхиогенного рака.

В диагностике бранхиогенного рака результаты цитологического и гистологического исследования опухоли не всегда являются убедительными. Выявление в пунктате элементов злокачественного новообразования или определенной гистологической структуры опухоли не исключает метастатический характер ее.

Даже гистологическое исследование удаленной опухоли не дает возможности с абсолютной уверенностью поставить диагноз бранхиогенного рака. Лишь длительное (5 лет и более) последующее наблюдение, при котором не будет выявлена первичная опухоль в каком-либо органе, позволяет более уверенно поставить диагноз.

Наиболее рациональным методом лечения в ранних стадиях является хирургическое удаление опухоли. В случаях, когда имеется ограниченная подвижность опухоли, спаяние с грудино-ключично-сосцевидной мышцей, целесообразно оперативному лечению предпослать лучевое лечение (телегамматерапия).

В большинстве работ прежних лет указывалось, что результаты лечения бранхиогенного рака плохие. Следует, однако, согласиться с мнением В. А. Гремилова и В. А. Мельникова, что подобное суждение и полученные плохие результаты лечения были связаны с включением в группу больных бранхиогенный раком больных с метастатическими поражениями лимфатических узлов шеи. В случаях достоверного диагноза бранхиогенного рака своевременное и правильное лечение (лучевая терапия и операция Крайля) может привести к длительному излечению. Это наблюдается при медленном росте и длительном отсутствии метастазов в регионарных узлах и отдаленных органах.

Другие формы опухолей шеи, развивающиеся из смешанных, дистопированных тканей, носят казуистический характер.

Так, Г. А. Рихтер и др. описали случаи хордомы шеи. А. Е. Кучеренко и Т. А. Кадощук описали тимому с локализацией под углом нижней челюсти у края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, размером 7x5 см. Заболевание протекало с миастенией, исчезнувшей после оперативного удаления опухоли. Лишь по мере накопления подобных наблюдений можно будет представить обобщенные данные о частоте подобных редко встречающихся опухолей на шее, об их гистогенезе, клинике и дифференциальной диагностике.


Еще по теме:


Гость, 17.04.2013 03:10:52
Слышала, что благодаря современным исследованием, лечить рак вскоре будет намного проще.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: