Борьба с судорожным синдромом при столбняке



Опиаты. Опиаты и, в частности, морфин обладают седативным и анальгезирующим эффектом; это важно в связи с наличием болевого синдрома при столбняке, однако их отрицательные свойства заставляют многих клиницистов воздерживаться от их применения. Главное из них - это угнетение дыхания. Хотя известно еще по старым наблюдениям, что больные столбняком резистентны к морфину и могут переносить дозы, даже в 20-30 раз превышающие обычные, тем не менее высокие дозировки морфина опасны в смысле возможности угнетения дыхательного центра. Кроме того, в больших дозах морфин может вызвать обратный эффект - вторичное возбуждение в связи с растормаживанием подкорковых структур и возбуждением вставочных нейронов в спинном мозгу. Однако в относительно небольших дозах морфин применяется и в настоящее время. По данным некоторых клиницистов, при исключении морфинных препаратов противосудорожный эффект комплексной терапии ослабевает.

Сернокислая магнезия. Это вещество хотя и обладает некоторым седативным действием, однако главный его эффект заключается в нарушении нервно-мышечной передачи. Введенная в практику лечения столбняка Meltzer и Auer в 1906 г., сернокислая магнезия довольно широко использовалась в различных клиниках как в нашей стране, так и за рубежом, вплоть до второй мировой войны. Однако в дальнейшем она утратила свое значение как противосудорожное средство при столбняке. Для достижения релаксационного и седативного эффектов необходимо применять высокие дозы магнезии, граничащие с токсическими, при которых возможен паралич дыхательного центра, даже дыхательной мускулатуры, если последняя значительно поражена. Предложенный теми же авторами эндолюмбальный способ введения сернокислой магнезии (вместо обычного внутримышечного или подкожного), поддержанный некоторыми клиницистами, не оправдал себя при широком использовании и связан с осложнениями.

Имеется сообщение о том, что эффекты столбнячного токсина в отношении аденозинтрифосфатазной активности подавляются ионами магния.

Литические, или нейроплегические, смеси нашли широкое применение в последнее время. В наиболее часто применяющемся в наших клиниках варианте литическая смесь состоит из аминазина, димедрола и промедола.

Использование литических смесей вполне обосновано в свете современных представлений о патогенезе столбняка и задачах патогенетической терапии. Хотя, строго говоря, не совсем обоснованным является специальное название применяемых при столбняке смесей, если иметь в виду разнообразие их состава и особенности действия некоторых ингредиентов: многие из других веществ, применяемых при лечении столбняка, также могли быть включены в "нейроплегические", или "литические", смеси.

Использование промедола или других анальгетиков обосновано необходимостью снять болевой синдром или по крайней мере уменьшить его интенсивность. Кроме того, анальгетики способствуют общему седативному эффекту и влияют на системы вставочных нейронов, связанных с интерцептивной стимуляцией. Промедол относительно мало токсичен и в применяемых дозах не угнетает дыхательный центр. Димедрол также способствует седативному и нейроплегическому эффекту. Кроме того, он играет важную роль в подавлении анафилактических реакций, связанных с сенсибилизацией организма в процессе заболевания и применением сыворотки. Применение димедрола или других десенсибилизирующих средств должно быть обязательным при внутривенном введении сыворотки. Целесообразно применение и атропина как холинолитика с целью дополнительного воздействия на холинореактивные структуры, уменьшения общего гиперсекреторного синдрома и пр..

Применение веществ, близких к естественным метаболитам нервной системы. Исходя из данных о противосудорожном и седативном действии субстанции Р - вещества, находящегося в спиртовой вытяжке из разных органов и мозговой ткани, и из предположений о ее возможной роли как тормозного медиатора в центральной нервной системе, Stern и Hukovic испытали этот препарат при столбнячной интоксикации и нашли, что вещество оказывает седативное влияние на больных животных и ослабляет судороги и мышечную ригидность.

В 1953 г. Florey обнаружил в мозговой ткани фактор ингибирования, затем было показано, что одним из главных компонентов этого фактора является гамма-аминомасляная кислота. Хотя в настоящее время и отпало первоначальное предположение о том, что гамма-аминомасляная кислота является тормозным медиатором, по крайней мере в центральной нервной системе млекопитающих, тем не менее вопрос об эффектах гамма-аминомасляной кислоты или ее производных при столбнячной интоксикации заслуживал внимания, поскольку обмен гамма-аминомасляной кислотой тесно связан с метаболизмом в нервной системе и несомненно также общее депрессирующее действие гамма-аминомасляной кислоты на центральную нервную систему. Однако гамма-аминомасляная кислота почти не проходит через гематоэнцефалический барьер, и поэтому можно пользоваться лишь ее производными, для которых гематоэнцефалический барьер более проницаем.

Применение веществ, возбуждающих нервную систему. Объединение веществ под этим общим заглавием весьма условно, так как практически многие вещества, даже обладающие выраженным седативным эффектом, оказывают в то же время возбуждающее влияние на различные отделы центральной нервной системы и нередко именно с этим механизмом связан конечный седативный эффект.

Первоначальные сообщения о благоприятном действии стрихнина при сывороточной терапии столбняка в эксперименте не были подтверждены другими авторами.

Чень Тянь-чжи применил кофеин совместно с сывороткой, однако получил отрицательный результат - подопытные животные погибали раньше контрольных. Вместе с тем В. Т. Садовская наблюдала благоприятное влияние фенамина на течение и исход экспериментальной столбнячной интоксикации; комбинированное введение фенамина и противостолбнячной сыворотки оказывалось более эффективным, чем введение только фенамина или сыворотки. Е. А. Громова отметила благоприятное влияние фенамина на электроэнцефалограмму у пораженных столбняком кроликов и ускорение исчезновения контрактур у белых крыс при выздоровлении от местного столбняка.

Вопрос в целом нуждается в дальнейших экспериментальных исследованиях. При его разработке необходимо исходить из того, что препарат, который должен создавать деятельно-тоническое состояние высших отделов центральной нервной системы, не должен вместе с тем стимулировать возбужденные нижележащие уровни, не должен способствовать метаболическим нарушениям; вместе с тем он должен снимать эмоционально-психическое напряжение, болевые ощущения и пр. Изыскание такого вещества весьма трудно, но было бы весьма важно и, по-видимому, принципиально возможно благодаря успехам современной фармакологии. Необходимо также учитывать стадию и особенности клиники заболевания, так как, например, эффективность таких средств может быть различной при местном столбняке, восходящем и тяжелом общем столбняке.

Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Георгий Крыжановский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: