Виды вредных влияний, вызывающих психические расстройства у детей


К отрицательным, психотравматизирующим влияниям внешней среды относятся, конечно, и те, которые свойственны определенным социальным условиям, не только препятствующим выработке защитных механизмов, но, напротив, усиливающим избирательную чувствительность. Здесь мы дадим обзор тех вредных влияний, которые наиболее характерны для нашей цивилизации и нашей культуры (возможно, что у первобытных народов психореактивные расстройства детского возраста были обусловлены совсем другими обстоятельствами).

Недостатки внешнего ухода. Пример Каспара Хаузера показывает, что тяжелая отсталость, вызванная тем, что ребенок вырос вдали от каких бы то ни было культурных условий, может быть в значительной степени наверстана еще в юношеском возрасте. Детскому психиатру часто приходится иметь дело с результатами тяжелых дефектов ухода и воспитания, граничащих с точки зрения уголовного права с истязанием малолетних. У таких детей наблюдаются не только то, что Трамер образно назвал inanitas mentis ("умственным голоданием")" со всеми формами и степенями психической отсталости и умственной недоразвитости, но часто и тяжелые аномалии характера (явная или скрытая склонность к агрессивным действиям, заторможенность и т. д.).

Внебрачные дети, дети разведенных родителей, сироты, беспризорные и т. п. часто также лишены элементарнейших условий для нормального развития их здоровых задатков.

Порочная эмоциональная ситуация (фрустрация). Указанные недочеты во внешнем надзоре за ребенком в большинстве случаев, но ни в коем случае не всегда, приводят и к эмоциональному недоразвитию. Наблюдения за оторванными от матерей детьми подтвердили мнение опытных педиатров о важной роли материнской заботы, которая способствует нормальному развитию ребенка и предохраняет от возникновения психических аномалий. Картины крайней пассивности и полного безразличия к окружающему миру у таких детей легко могут быть приняты за проявления слабоумия или энцефалопатического дефекта.

По словам Боули, типичные формы реакции ребенка в стационаре - это протест, отчаяние, отказ и аффектированная, но мнимая примиренность. У детей, которые разлучены с матерями в течение первых 6 месяцев жизни, наблюдается беспорядочное постоянное "возбуждение способности отношения". Вайдеманн нашел, что отсталость воспитанников детских приютов касается прежде всего их социальных навыков, речи и умственной продуктивности. Лобель указывает, что психических опасностей госпитализации не следует, однако, преувеличивать, так как с возвращением ребенка в нормальные условия вредные ее последствия часто устраняются. Отношения между матерью и ребенком на первом году его жизни как фазе наибольшей пластичности, по мнению Эриксона, закладывают первые основы доверия или, наоборот, недоверия и потому являются решающими для позднейшего социального облика человека.

Эмоциональные конфликты угрожают не только воспитанникам детских приютов и сиротских домов, но и детям нелюбимым, внебрачным или неродным. Среди 210 детей разведенных родителей Хаффтер нашел у 144 аномалии развития, в том числе у 43 - преходящие аномалии реакций переживания, у 45 - невротические развития и у 56 - "простые развития" (аномалии характера, беспризорность, психопатические развития). При этом 100 детей из всех, обследованных этим автором, видели в расторжении брака своих родителей благоприятный поворот в своей жизни; это объясняется тем, что постоянные ссоры между родителями влияют на ребенка удручающе и делают его жертвой мучительных конфликтов.

Применяемый родителями метод воспитания, конечно, может, также оказывать на ребенка невротизирующее влияние. Как указывают Вебер и Бенджамин, такое влияние может оказывать воспитание, не согретое любовью, деспотическое, догматическое, ставящее перед ребенком непосильные задачи или, наоборот, потакающее всем его прихотям, а также воспитание, лишенное твердых принципов и ясных целей. Особенным опасностям подвержены дети родителей, живущих в вечной ссоре с окружающими, а также дети родителей преступных, злоупотребляющих алкоголем, асоциальных. Хотя исследования детей психически больных родителей и не доказали, что эмоциональные травмы этих детей в состоянии сами по себе вызвать у них шизофрению, на их психическом развитии они часто сказываются весьма отрицательно. На этой почве иногда развивается индуцированный бред или даже, как наблюдал в одном случае Бердир, коллективно-семейный психоз.

Конфликтными ситуациями особого рода являются кровосмесительные отношения между братьями и сестрами и особенно между родителями и детьми. У девочек, находившихся в таких отношениях с их отцами или (что бывает наиболее часто) отчимами, мы часто наблюдали массивные патологические реакции (неврозы страха, состояния хронической депрессии, неврастеническая неработоспособность или высокая степень трудновоспитуемости, обусловленной постоянными актами насилия). Психодинамика этих реакций определялась конфликтом между эротической связью или сексуальной подчиненностью, с одной стороны, и угрызениями совести и чувством вины перед матерью - с другой.

Еще по теме:
Динамика психических расстройств
Расстройства в развитии речи
Истерия у ребенка
Врожденные уродства
Нозология психозов
Лечение психических расстройств
Житейские конфликты. Указанием на организационные ступени либидо Фрейд расчленил развитие ребенка на стадии или фазы, в каждой из которых преобладают типичные и определенным образом направленные инстинктивные потребности и имеется повышенная чувствительность при неудовлетворенности этих избирательных потребностей. В оральной фазе интересы ребенка направлены преимущественно на прием пищи, и его рот становится эрогенной зоной, т. е. источником наслаждения. Этому сопутствует сильное отождествление с подательницей пищи, т. е. преимущественно с матерью. Неудовлетворение этой потребности, длительная разлука с матерью или прочие нарушения в нормальном функционировании оральной зоны могут вызвать чувство неудовольствия, расстройства поведенческого характера, явления регрессии и т. п.

В следующей фазе, анальной, источником наслаждения и центром внимания становится дефекация и новой эрогенной зоной оказывается анальная область; акт дефекации может быть использован как путь к отреагированию аффектов неудовольствия. За этими прегенитальными организационными ступенями либидо следует собственно генитальная, фаллическая, или эдипова фаза, типическими формами переживаний которой является сосредоточенность внимания на гениталиях, страх кастрации и эдипов комплекс (чувство соперничества и враждебности к отцу, выросшее на почве отождествления ребенка с матерью-кормилицей).

Здесь, согласно теории психоанализа, на первый план выдвигается генитальная зона как источник сексуальных наслаждений. Однако генитальная ориентация либидо может значительно нарушаться стойкостью оральных или анальных потребностей, и тогда сексуальность (как это наблюдается при многих неврозах) на всю жизнь остается в инфантильных стадиях. Весь этот ранний период развития либидо заканчивается нормальным образом примерно к 5-му году жизни. За этим периодом следует латентная фаза, заканчивающаяся на 11-12-м году; в этой фазе интеллектуальные и двигательно-функциональные интересы и стремления господствуют над инстинктивными.

В пору половой зрелости, когда бессознательно может воскреснуть эдипов комплекс, либидо достигает последней ступени в развитии половой любви.

Многие детские психиатры относятся скептически к попыткам истолковать все невротические развития посредством фрейдовской теории либидо.
 
Житейские конфликты, которые могут положить начало неврозам, особенно многочисленны в период процесса созревания. Бенджамин, например, видит существенные признаки детских неврозов в нарушении общественных контактов и в частичных задержках психического развития, что в свою очередь обусловлено неумением приспособиться к требованиям общества в первой фазе активного самоутверждения.

Вредные воздействия эпохи. Жизнеощущение и духовно-культурные особенности эпохи не только имеют решающее значение для стойкого перенесения конфликтов; они определяют также форму неправильного психического реагирования и сами по себе служат источником разнообразных невротизирующих влияний. В качестве примера достаточно упомянуть о влиянии некоторых политических условий, войн, бомбардировок, высылки, экономических трудностей и т. п.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: