Патогенетическое значение фаз созревания в детском и подростковом возрасте


Онтогенез человека представляет собой процесс развивающейся дифференциации и выравнивания, расчленения и интеграции, протекающий с определенной периодичностью. "Тихие" фазы сравнительно непрерывного созревания чередуются с фазами стремительного роста (периоды перелома или преображения, критические периоды). Всякое расчленение производится нами с какой-нибудь определенной точки зрения (антропологической, физиологической и т. п.), а потому всегда является упрощенным и искусственным. Не удивительно, что Остеррайт насчитал в жизни человека 61 фазу. Необходимо также иметь в виду, что развитие индивидуума определяется не только филогенетическими законами, но и самыми разнородными влияниями со стороны пола, конституции и многообразных перистатических факторов. Ввиду того что фазы представляют собой периоды не только с однородной структурой и реактивностью, но и со специфическими запросами к ребенку, существует фазово-типичная восприимчивость к внешним раздражениям и фазово-типичная согласованность реакций.

В начале жизни новорожденный связан со своей матерью особенно тесными узами, и всякое нарушение этого симбиоза, всякое отрицательно-эмоциональное впечатление (фрустрация) в этой фазе повышенной потребности в нежности и теплоте, всякое проявление суровости могут вызвать аномальные реакции и направить развитие характера по неправильным путям.

В раннем детстве ребенок особенно подвержен также инфекционным заболеваниям, а незрелость нервной системы делает его особенно восприимчивым ко всяким вредным влияниям, как соматогенным, так и эмоциональным. Форма реагирования на эти влияния определяется не только степенью их вредности, но и реактивными "шаблонами" той или иной фазы, с одной стороны, и индивидуально-типичными конституциональными факторами - с другой.

Фаза сопротивления. Первая фаза возбуждения (приблизительно на 3-й день после рождения) понимается то как переходная, то как признак патологического развития, то как филогенетически или, во всяком случае, биологически предобразованная зрелость детства - "парапубертатный период". Эмпирически можно считать доказанным, что в этот период обособления Я от не Я, в период пробуждающегося самосознания и усиленной активности и зарождаются впервые те хронические явления трудновоспитуемости, которые в значительной степени обусловлены неправильными педагогическими воздействиями среды. Вегетативная лабильность ребенка (являющаяся, вероятно, следствием эндокринной перестройки), сочетающаяся со структурно-психическими сдвигами, по-видимому, делает эту фазу возбуждения особенно благоприятной для проявления эндогенных заболеваний, таких, например, как амавротическая идиотия, диффузный склероз, ранняя шизофрения и т. д. В этой фазе могут, конечно, впервые проявляться и особые дарования.

Первое изменение форм. После фазы сопротивления и следующего за ней сравнительно бесконфликтного периода (детский сад и первые требования социальной приспособляемости!), который является второй ступенью раннего детства, наступает первое изменение форм, переломный момент в развитии. С изменением пропорций тела (формы маленького ребенка превращаются в формы ребенка школьного возраста) совершаются и психические перемены, объективно выражающиеся в действиях ребенка. В этом узловом пункте развития зрелость соматическая позволяет в значительной степени судить и о психической зрелости (например, о трудовой дисциплине, о сознательном отношении к домашним заданиям, об общественных задатках), что в свою очередь является решающим моментом в вопросе о школьной зрелости ребенка. Во время наступления первого изменения форм как первой фазы серьезного перелома впервые можно со всей очевидностью обнаружить как преждевременное созревание-("акселерация"), так и отставание. Поскольку эта фаза обычно совпадает с началом школьной жизни, часто бывает трудно решить, какие факторы играют главную роль в проявлении впервые здесь выступающих характерных особенностей поведения: эволюционно-биологические или социологические. В эту пору внешние трудности - будь то школьные требования, вступление в расширенный коллектив или хотя бы рождение маленькой сестренки - с особой легкостью приводят в движение регрессивно-невротические механизмы. Наиболее частыми формами невротического реагирования в этой фазе являются избирательный мутизм, заикание, энурез, сосание пальцев и гипобулические состояния.

Еще по теме:
Динамика психических расстройств
Расстройства в развитии речи
Истерия у ребенка
Врожденные уродства
Нозология психозов
Лечение психических расстройств
Среднее и позднее детство. С эволюционно-биологической точки зрения, возраст от 7 до 10-11 лет сравнительно свободен от кризисных явлений. Правда, Бусеманн приурочивает к 9-му году жизни новую эмоциональную фазу, так называемый возраст болтливости и вертлявости, с которым действительно связано много трудностей воспитательного характера. Вообще же говоря, возраст младших школьников и так называемое зрелое детство особых беспокойств не причиняют. Поводами к неправильным реакциям являются подчас характерная для данной фазы разлука с родительским домом (особенно насыщенная конфликтами при чрезмерной заботливости со стороны матери), недостаток внимания со стороны учителя, соперничество со сверстниками, неспособность справляться со школьными заданиями и т. п. Однако свойственные этой фазе экстравертированность и потребность в социальных контактах служат действенным средством против невротических обострений возрастных конфликтов.

Фазово-типичными трудностями в области воспитания являются на стеническом полюсе побеги, мошенничество, воровство, насильственные действия (в том числе и сексуального характера), на астеническом - ложь, мастурбация, фобические состояния и синдромы тревожности.

Пубертатный период. Фаза полового созревания (у девочек между 10 и 16 годами, у мальчиков между 12 и 17 годами) - эта пора наиболее глубоких изменений в развитии каждого человека, давно привлекала к себе особое внимание как представителей психологии развития, так и психопатологов. Зеллер особенно подчеркнул синхронность и взаимозависимость переломных явлений в области физической и психической. Он различает тип развития первой и второй пубертатных фаз, а в качестве вариантов пубертатного процесса типы гипопитуитарный, гипогонадальный, интерренальный и гиперпитуитарный, а также тип церебрального раннего развития. Каждому из этих пубертатных вариантов развития соответствует специфический психосиндром. Это разграничение вариантов пубертатного процесса, построенное на клинических проявлениях эндокринопатий, помогло уточнить диагностику биологии полового созревания и многое разъяснило в психосоматических связях этого возраста. Находятся ли, однако, эти типы развития в действительно закономерных биологических (гормональных) отношениях к различным расстройствам функций желез внутренней секреции и являются ли они действительно абортивными формами определенных эндокринопатий, - эти вопросы нуждаются еще в исследовании.

Дисгармонии в характерологической структуре первой (так называемой негативной) пубертатной фазы, новые источники переживаний в связи с половым созреванием и процессом индивидуализации, а также изменения в социальных отношениях ребенка - все это создает предпосылки для разнообразных психических расстройств, вследствие чего "даже для опытного глаза почти невозможно провести отграничение от психопатий, аномальных реакций переживания и начинающихся психозов". Конституциональные характеропатии подвергаются здесь фазово-типичному обострению, которое может привести к преступлению с применением насилия или к самоубийству, вызванному отвращением к жизни или сознанием своей непригодности к ней.

Симптоматология пубертатных неврозов - как и пубертатного исхудания и пубертатного ожирения, этих двух фазово-типичных реактивных форм - уходит глубоко в соматику. Здесь впервые могут обнаружиться также первичные эндокринные расстройства и некоторые наследственно-дегенеративные заболевания. Период полового созревания является также возрастом преимущественного проявления эндогенных психозов: маниакально-депрессивного психоза и прежде всего шизофрении, в особенности гебефренной формы. Всех оттенков расстройства настроения (у девочек часто связанные с менструациями) представляют собой почти физиологические состояния в этот период. В этой фазе повышенного стремления к самопоказу детские истерии феноменологически обогащаются настолько, что приобретают драматические или даже криминальные формы. Дальнейшими проявлениями пубертатно-психопатологических состояний являются пубертатная неврастения и пубертатная ипохондрия (прежде эти термины употреблялись чаще, чем теперь). При некоторых состояниях слабоумия (например, при болезни Дауна) в пубертатном периоде происходит остановка умственного развития.

Юность. Период между возрастом полового созревания и зрелым возрастом отчасти еще определяется процессами второй пубертатной фазы (изменение форм), отчасти же представляет собой уже завершение процесса созревания и окончательное сформирование личности. В то же время эта переходная фаза обнаруживает и свои собственные биологическо-эволюционные закономерности и обладает особой психопатологической проблематикой (которой в немецкой литературе уделяется меньше внимания, чем в англо-американской). К этому периоду в значительной степени относится все то, что сказано было о патологии пубертатного возраста. Фазово-типичными являются конфликтные реакции в связи с формированием личности и выбором партнера, а также нарастание криминальных форм деятельности (кража автомашин, грабежи, изнасилование, мужеложство и детоубийство).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: