Понятие о дистрофии и гипотрофии


Основными биологическими особенностями ребенка являются быстрый рост и прогрессивное развитие, которые во многом определяются исходным состоянием организма и способностью его адекватно отвечать на изменения внешней среды. Чем младше ребенок, тем быстрее протекают его рост и развитие и тем чувствительнее он к воздействиям факторов внешней среды, как чисто биологических (пища, воздух, вода, тепло и др.), так и социальных (уход, воспитание и т. д.).

Гармоничное развитие ребенка может нарушаться при многих условиях. Физическое и психическое развитие его на 1-м году и в последующий период нередко определяется состоянием ребенка при рождении, на которое значительное влияние оказывают унаследованные особенности и условия внутриутробного развития. После рождения огромное значение приобретает среда, в которой ребенок растет и развивается. Из природных биологических факторов ведущее место принадлежит вскармливанию ребенка. С возрастом усиливается значение и социальных факторов (уход, воспитание, влияние коллектива).

Нарушения внутреннего равновесия в организме в силу влияния любой из причин проявляются отклонениями в развитии ребенка - формированием хронических расстройств питания: паратрофии, гипотрофии.

В течение многих столетий, и в частности в период XVI-XIX вв., внимание детских врачей в основном привлекали расстройства питания, ведущие к развитию гипотрофии. И только в XX в. в связи с явлением акселерации возникает проблема паратрофии, расстройств питания, сопровождающихся избыточной массой ребенка.

Описания гипотрофии мы находим еще в литературе XVI ст., однако это понятие включало лишь крайне тяжелые формы страдания, которые описывались под различными названиями: "детский маразм", "детская атрофия" и т. п. В XIX в. клиницистом Парро был введен термин "атрепсия". Возникновение атрепсии он связывал с заболеванием желудочно-кишечного тракта у искусственно вскармливаемых детей.

В начале XX в. Г. Финкельштейн ввел новые термины, обозначающие различную степень выраженности гипотрофии: "расстройства баланса" - для легких ее форм, "декомпозиция" - для более тяжелых. Это заболевание немецкий педиатр Черни обозначил как "расстройство питания", связав его с нарушением "внутреннего пищеварения". Им выделены различные формы расстройств питания в зависимости от причин (алиментарные, инфекционные, конституциональные, а также вследствие врожденных дефектов). Термин "гипотрофия" впервые был введен Вариотом в 1905 году для обозначения расстройств питания, развивающихся первично, непосредственно, без стадии диспепсии. В дальнейшем французские педиатры детализировали классификацию хронических расстройств питания, подразделив их на гипотрофию I степени, гипотрофию II степени и атрепсию. Наряду с этим нашел применение, как более собирательный термин, предложенный позднее Финкельштейном - "дистрофия" или "дистрофическое состояние".

В России первым описал гипотрофию С. Ф. Хотовицкий в 1847 году. Он назвал это страдание детской сухоткой и уделил особое внимание рассмотрению причин ее возникновения.

Н. Ф. Филатов, изучая этиологию и клинику хронических расстройств питания, гипотрофию, вызванную недоеданием, называл простой, а наступившую после какого-либо заболевания - симптоматической.

Большой вклад в учение о гипотрофии был внесен работами Г. Н. Сперанского и А. С. Розенталя. Эти авторы предложили термином "гипотрофия" обозначать только те расстройства питания, которые сопровождаются упадком его и представляют собой часть большой группы дистрофий, т. е. собственно расстройств питания по Г. Н. Сперанскому. Дистрофии включают в себя паратрофии (расстройства без отставания в массе и росте) и гипостатуру (пропорциональное отставание в массе и росте без нарушения тургора тканей). Авторами также дано четкое описание ребенка-эйтрофика (нормотрофия).

В понятие нормотрофии, по описанию А. С. Розенталя, входит "не только нормальная упитанность, по и правильная функция всех органов и систем ребенка. Признаками нормотрофии являются нормальные вес и рост при правильном их нарастании, чистая, бархатистая кожа нежно розовой окраски, хорошая окраска слизистых оболочек, хороший тургор, умеренно упругие мышцы, нормальный тонус их, умеренный аппетит при относительной неразборчивости в еде и при нормальной толерантности к пище, нормальные как по количеству, так и по качеству стул и моча, хорошая сопротивляемость к инфекции и правильное нервно-психическое развитие".

Можно думать, что подобное благополучие является выражением определенного постоянства внутренней среды организма, обеспечивающего поступательное развитие ребенка.

Сейчас повсеместно в развитых странах имеется тенденция к увеличению числа детей, рождающихся с паратрофией. Удельный вес этой категории детей из года в год увеличивается и достигает значительных цифр. Так, С. Г. Лазарев по Кишиневу среди детей 1-го года жизни выявил 4,7% с избыточной массой. В ряде районов Англии число детей с ожирением на 1-м году жизни достигает 16,7%.

Паратрофия у детей связывается с перекормом как в количественном, так и в качественном отношении, т. е. с перегрузкой пищевого рациона белком, жиром и другими ингредиентами.

Следует, однако, признать, что стремление не только родителей, но и врачей стимулировать физическое развитие ребенка за счет улучшения питания не всегда оправдано. Это ведет к значительному увеличению массы, между тем чрезмерно полные дети более "уязвимы". Они чаще болеют, заболевания у них протекают значительно тяжелее, с осложнениями и резким падением массы. У этих детей быстрее выявляются конституциональные аномалии, способствующие формированию ранней аллергии, в частности экссудативного диатеза. Паратрофия способствует изменению реакции организма ребенка на экзогенные и эндогенные стрессы, увеличивая склонность его к заболеваниям.

Перегрузка белком ведет также к усиленному выделению азотистых веществ, что превышает ренальный предел и потенциально увеличивает функциональные срывы. Экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями доказано, что перекармливание приводит к глубоким нарушениям в организме. В настоящее время паратрофия трактуется как хроническое расстройство питания с избыточной массой, сопровождающееся значительными сдвигами в обмене веществ в результате повышенной нагрузки не только белком, но и витаминами и микроэлементами, нарушением функций ряда жизненно важных органов и систем. Она таит в себе потенциальные отрицательные последствия: избыточную закладку жировых клеток и развитие "многоклеточной" тучности, прогрессирующей с возрастом и торпидной к терапии.

Таким образом, благополучное, на первый взгляд, состояние детей с паратрофией является только кажущимся. Эта категория детей склонна к заболеваниям, которые протекают у них тяжелее. Гидролабильные ткани при углублении обменных нарушений в процессе интеркуррентных заболеваний быстро теряют воду с развитием иногда тяжелого эксикоза, вследствие чего паратрофия быстро переходит в гипотрофию.

Гипотрофия (от греч. hypo - под, ниже, trophe - питание, т. е. пониженное питание) -своеобразная форма дистрофии, сопровождающаяся потерей массы по типу безотечной формы. И хотя понятие "гипотрофия" узкое, не отражающее тех глубоких нарушений в организме, которыми сопровождается это страдание, его следует сохранить, как вошедшее во все существующие руководства по педиатрии.

Разумеется, на современном уровне науки имеются все условия для того, чтобы глубже расшифровать сущность этого хронического расстройства питания у детей. Под гипотрофией в настоящее время понимают длительное, хроническое страдание, сопровождающееся нарушением трофической функции организма, пищеварения, обмена веществ, с задержкой физического, моторно-статического и нервно-психического развития.

Е. М. Фатеева предлагает термин "гипотрофия" сохранить для тех форм заболевания, которые обусловлены алиментарными или инфекционными факторами, и только для врожденных гипотрофии, имеющих пренатальное происхождение, оставить термин "дистрофия". С нашей точки зрения, это не правомочно, так как дистрофия - более широкое понятие, включающее в себя и гипотрофию и паратрофию при всей их неоднородности.

Происхождение гипотрофии может быть самого различного генеза. Наряду с алиментарной и инфекционной природой в развитии ее играют определенную роль наследственные факторы и условия утробного развития, в связи с чем такую гипотрофию называют пренатальной.

Е. М. Фатеева различает четыре клинических типа врожденной гипотрофии. К первому типу автор отнесла невропатическую форму дистрофии. У детей с этой формой наблюдались невротические функциональные изменения центральной нервной системы (нарушение корково-подкорковых взаимоотношений) с извращением пищевых реакций и отставанием в массе. Рост, статические функции и нервно-психическое развитие не страдали, наблюдалось негативно-эмоциональное возбуждение с сокращением продолжительности сна, плохим засыпанием. Условно-рефлекторный характер анорексии у этих детей связывается автором с влиянием вредностей в пренатальный и интранатальный периоды (например, асфиксия в родах). Вторая форма - нейродистрофическая, при которой также более всего страдают аппетит и масса тела. Отставание в росте незначительное, но имеется выраженная задержка в психическом развитии. У этих детей методом электроэнцефалографии удается выявить органические повреждения диэнцефальной области мозга, которыми и объясняются стойкая анорексия и значительное отставание (до 50%) в массе. Третья - нейроэндокринная форма расстройства питания - констатируется уже при рождении, проявляясь значительным отставанием в росте и массе. Кроме того, у детей наблюдаются нарушения телосложения типа нанизма, изменение соотношений между отдельными частями тела. Имеются признаки эндокринной недостаточности (гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез и др.). Наряду со снижением аппетита замедлено появление статических умений и значительно нарушено психическое развитие. Четвертая форма дистрофии Е. М. Фатеевой называется энцефалопатической и включает те виды расстройств, которые сопровождаются глубоким отставанием в физическом (как в массе, так и в росте), моторно-статическом и психическом развитии с тяжелой анорексией, частой рвотой. Сущность этой формы гипотрофии состоит в недоразвитии и локальном повреждении мозга.

Сотрудником нашей кафедры Л. М. Цвинтарной при анализе физического развития новорожденных в Днепропетровске (12 716 историй родов и историй развития новорожденных) выявлена значительная частота врожденной гипотрофии. Без детализации генеза врожденной гипотрофии установлена частота ее: от 10,3 до 30,5 на 100 родившихся.

При наблюдении за этими детьми на протяжении 1-го года их жизни выявлена связь врожденной гипотрофии с дальнейшей дистрофизацией детей.

Следовательно, как приобретенные, так и врожденные гипотрофии отражают нарушения адаптационно-трофической функции организма. Сущность гипотрофии как страдания при всей сложности генеза заключается, в конечном итоге, в голодании организма, т. е. в преобладании расходов над поступлением питательных веществ, в невозможности компенсировать пищей затраты организма ребенка. Как известно, растущий организм требует положительного баланса, и потому при недостатке питания тормозится его развитие со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читать подробнее о дистрофии

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Лидия Тимошкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: