Основные методические подходы к работе с детьми


Основные методические подходы к работе с детьми Данная статья предназначена для воспитателей вторых младших групп детских садов и для неравнодушных родителей.

Одна из основных задач воспитателя - обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие ребенка. Мы ставим эту задачу в центр вашего и своего внимания потому, что годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления совершенно новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.

Каждый год в психике ребенка появляются новые черты, и мы стремимся создать наилучшие условия для их дальнейшего становления и раскрытия.

Каковы же условия психического развития дошкольника?

Первое состоит в том, что психическое развитие не происходит само по себе. Так же как для нормального роста нужно правильное питание, для психического развития необходима духовная пища - новый опыт, новые знания, новые отношения с другими людьми и т. п.

Все это ребенок заимствует из окружающей обстановки и от окружающих людей - начиная с умения чистить; зубы и кончая способностью сочувствовать другим людям. Кое-что ребенок приобретает сам, по ходу жизни, подражая другим, манипулируя с предметами, преодолевая препятствия на пути к своим целям. Но очень многое мы должны давать и даем ему, проводя для этого особую педагогическую работу. Однако эта работа принесет свои плоды, если будет соблюдено второе условие. А оно состоит в том, что все показанное и переданное вами ребенку повлияет на его развитие только в том случае, если не ляжет мертвым грузом, а будет охотно, активно и разнообразно использоваться им в свободной самостоятельной деятельности, по собственному желанию и усмотрению. Ведь если человек знает необходимые гимнастические упражнения и умеет выполнять их, его мускулы разовьются только тогда, когда он будет регулярно и добросовестно тренироваться. Такие самостоятельные «тренировки» с заимствованным от вас новым содержанием еще более нужны ребенку для его полноценного психического развития.

В данной статье мы хотели бы вкратце обрисовать те две основные группы методов педагогической работы, которые позволят вам способствовать психическому развитию детей трех-четырех лет, а также становлению мотивации ребенка.

Первая группа  - это создание специальных условий, открывающих широкое поле для самостоятельных действий детей, наталкивающих ребенка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути их решения.

Вторая группа - это методы прямого педагогического воздействия, направленного на освоение определенного, конкретного содержания.

Круг тех предметов и явлений, которые могут натолкнуть ребенка на собственные действия, чувства и размышления, очень широк и разнообразен и включает самые непохожие вещи. Это и природный материал, который можно использовать для поделок в качестве предметозаместителей в игре, и ваши непринужденные рассказы детям о случаях из вашей и их жизни, и настольно-печатные игры, и подъемный кран, увиденный во время экскурсии на стройку, и гимнастические снаряды, и репродукция картины Мадонны с младенцем. Словом, это все то, что расширяет поле самостоятельного приложения душевных и физических сил ребенка, с помощью чего он может действовать, что он может прочувствовать.

Важное место среди побудителей собственной активности занимают образцы, которые ребенок может воспроизводить, точно или творчески преобразуя их. Такими образцами для него становятся построенный вами двухэтажный гараж из кубиков с картонной крышкой, прочитанные вами стихи, которые побудят его рифмовать выдуманные слова, и многое другое.

Внося в жизнь детей все эти элементы, вы не должны требовать, чтобы все дети с равным интересом отнеслись ко всему и за определенный срок продвинулись в заданном направлении: запомнили песенки и потешки, научились собирать конструктор, проявили отзывчивость к произведениям искусства. Если все эти условия достаточно богаты и разнообразны, каждый ребенок в своем собственном темпе найдет то, что отвечает его чувствам, склонностям, интересам.

Вместе с тем, внося каждый такой новый элемент в жизнь группы, необходимо обращать на него внимание детей, показывать его привлекательность и возможности использования и уже после этого предоставлять детям полную свободу действий.

Внесение каждого нового элемента должно быть тщательно продумано, а иногда и специально подготовлено. Подробные рекомендации даются в соответствующих разделах. Здесь же мы хотим обратить ваше внимание на основные требования.

1. Не вносите сразу слишком много нового.

2. Внося элементы, которые предполагают развернутые действия с ними, покажите, что из них можно сделать, как с ними можно играть, и т. п.

3. В свободной общей беседе обсудите с детьми, предполагают ли они сами использовать эти предметы, какие намерения возникают у тех или иных детей на этот счет. Такая беседа поможет детям наметить собственные планы.

4. Внося элементы, которые должны вызвать у детей эмоциональный отклик (напевая песенку, обращая их внимание на картину или просто красивую вещь), выбирайте для этого спокойный момент и предоставляйте каждому возможность по-своему прочувствовать это (одним - молча, другим - с бурными проявлениями чувств).

Следующая группа методов, которые мы условно назвали специальными педагогическими воздействиями, направлена на то, чтобы добиться совершенно определенного конкретного результата у всех детей, которым эти воздействия адресованы. Эти методы предполагают также, что действия детей будут осуществляться при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: