Основные методические подходы к работе с детьми


Основные методические подходы к работе с детьми
Вы хорошо знаете, что дети этого возраста достаточно послушны и будут выполнять ваши указания и требования. Однако для того чтобы эта часть вашей работы пошла им на пользу, способствовала их развитию, необходимо, чтобы дети не только выполняли все, что от них требуется, но и переносили то, чему они научились от вас, в свою самостоятельную деятельность. А это произойдет лишь в том случае, если новые знания, умения, отношения к окружающему, которые вы стремитесь передать детям, будут им нужны и интересны. Иными словами, если у детей будет мотив овладеть ими, приобщиться к ним.

То новое, что мы хотим сформировать у ребенка, нужно в первую очередь нам, взрослым, педагогам, и в последнюю очередь самому ребенку. Нам нужно научить его операциям классификации предметов по разным признакам, а ему в его собственной маленькой жизни это совершенно ни к чему. И если малыш покорно выполняет ваши задания, это отнюдь не означает, что они приносят ему действительную пользу.

Поэтому центральным моментом вашей педагогической работы по нашей программе является создание у детей мотивации, побуждающей их овладевать тем, что вы хотите у них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства.

Возможно ли такое?

Очевидно, возможно только в том случае, если у детей данного возраста есть какие-то общие для всех, присущие каждому из них желания и стремления и мы сумеем понять их и опереться на них.

Специальные исследования убедительно показывают, что кризис трех лет, появление собственных целей, первые успехи в их достижении, а также часто возникающие при этом проблемы и обостренная реакция на успех и неуспех порождают у ребенка четвертого года жизни потребность в том, чтобы чувствовать себя значимым, компетентным и состоятельным.

Эта потребность может быть удовлетворена, если ребенок совершает что-то нужное, полезное или приятное другим или себе и получает от этого удовлетворение и одобрение.

На данной основе и строятся три типа мотивации, которые мы предлагаем вам использовать в этой возрастной группе и с помощью которых вы сможете побуждать детей охотно усваивать то новое, что будете им передавать.

I тип мотивации ребенка
Потребность в своей значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы. Создание этой мотивации, которую мы назовем игровой, строится по очень простой и четкой схеме.

1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (куклы, живущие в группе, зайцы, прибежавшие из леса, пациенты доктора Айболита и др.) что-то случилось (что-то сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие), вследствие чего им крайне необходимы те или иные предметы, которые можно вылепить, нарисовать, построить и т. п. Сами они этого сделать не в состоянии, но слышали или уже успели лично убедиться, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им наверняка помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидаетесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и тоже дожидаетесь их согласия на вашу помощь. После этого вы можете рассчитывать, что ваш показ и объяснение лягут на подготовленную почву.

4. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного, который находится рядом с ним и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. п.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки детской работы, которая дается от лица этих персонажей и как бы с их позиции.

6. По окончании работы необходимо, чтобы дети поиграли со своими подопечными, используя для этого при возможности и желании то, что они сделали. Это совершенно обязательно, потому что для ребенка выполнение учебного задания - овладение каким-то умением - было только вставным эпизодом в его отношениях с данной игрушкой и эти отношения не следует резко обрывать.

Мы не советуем вам постоянно менять персонажей, которым дети помогают. Пусть это будет не вереница «попрошаек», а узкий круг близких друзей, к которым дети смогут привыкнуть, привязаться, войти в курс их жизни, трудностей, интересов.

При данном типе мотивации ребенок выступает в позиции помощника и защитника, и ее уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Сходную игровую мотивацию можно использовать и при решении интеллектуальных, умственных задач (хотя решение таких задач не дает видимого и осязаемого результата). Ребенок при этом выступает как более умный и сообразительный, чем игровые персонажи.

1. Вы рассказываете детям, как игрушки столкнулись с проблемой, в которой они не могут разобраться (хотят сделать крышу к домику, а она проваливается между стенами), и обращаются за помощью к умным детям.

2. Спрашиваете у детей, в чем ошибка игрушек и как им надо поступить. В отличие от практических ситуаций, вы не показываете и не объясняете, как можно разрешить эту проблему, а держите паузу и даете им возможность сообща найти правильное решение.

3. Предлагаете показать и объяснить игрушкам, как решить вставшую перед ними задачу.

Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: