Как научить трехлетних детей активно двигаться


Как научить трехлетних детей активно двигаться За предыдущий год наши малыши многому научились: они с удовольствием двигаются, умеют выполнять некоторые сложные движения, такие, как прыжки, бег; у них накопился определенный двигательный опыт. Теперь самое время начать думать о постепенном формировании культуры движений. Какие же возможности в этой сфере содержит 3-4-летний возраст?

Культура движений маленького ребенка начинается с их разнообразия. Чем больше видов и способов движений, их сочетаний в арсенале малыша, тем осознаннее и богаче его деятельность, тем в большей степени движения становятся для него орудием самовыражения, общения со сверстниками, ориентировки в окружающем мире. Разнообразие движений оказывает более сильное воздействие на интеллект и здоровье ребенка. Позаботимся поэтому в первую очередь об обогащении опыта детей всеми доступными для этого возраста движениями.

Культура движений также оценивается их красотой. В свою очередь, понятие красоты движений определяется прежде всего их положительным воздействием на организм, целесообразностью.

Дело в том, что при правильном выполнении движений достигается наиболее благоприятное положение и функционирование внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устает. На основании двигательного опыта человечества, складывавшегося в течение тысячелетий, выработались определенные требования (эталоны) к качественной стороне движений. В последнее столетие они подкреплены и специальными исследованиями в области физиологии, гигиены, медицины, педагогики и других наук. Кроме того, красота движений во многом определяется их ловкостью, грациозностью, силой, умением человека заставить себя двигаться легко, непринужденно и в осложненных условиях.

Ребенку в возрасте 3-4 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники основных движений. Поэтому необходимо постепенно в образной, занимательной форме подводить детей к осознанию понятия «правильно, красиво двигаться».

Двигательное творчество является третьей составной частью культуры движений. Возможно ли оно в младшем дошкольном возрасте? Ответ однозначен: не только возможно, но и необходимо. Для этого есть одно очень простое средство - в движениях, играх с маленькими детьми не допускать трафаретности, давать ребенку возможность всегда быть исследователем, обеспечивать условия для самостоятельного приобретения им двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде. Очень полезно, если часто меняется местоположение предметов быта, физкультурных пособий, игрушек, если одни из них исчезают, другие появляются и все они, вместе взятые, вновь и вновь озадачивают малыша своей новизной и необходимостью познания.

Предлагаем программный материал для формирования культуры движений детей.

Больше разнообразия в основных движениях
Ходьба: обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей (петушок, цапля, лошадка), в полуприседе (гуси), на внешней стороне стопы (косолапый мишка), мелким шагом (идет маленький человечек, малыш), широким шагом (великан идет), крадучись (крадется кошка к мышке), с гордой осанкой, оглядываясь назад (лиса - всему свету краса); с разным положением рук - в стороны, вверх, на поясе, к плечам, перед грудью, крепко прижаты к бокам (оловянный солдатик), с размахиванием в такт музыке руками (физкультурник); в разном темпе - в умеренном, вдвоем держась за руки (мама с дочкой гуляют), в очень медленном (старенький дедушка), в быстром (папа спешит за сыночком в детский сад); в различных направлениях - прямо, боком, назад (рак); по кругу (вокруг обруча, по ободу обруча), змейкой (по извилистой дорожке, между предметами); со сменой направления (делать повороты на углах, обходя поставленные предметы, останавливаться по сигналу и идти в противоположную сторону; идти, куда покажет «волшебная палочка», - к окну, к двери, к стулу и другим ориентирам); в паре обычно и держась за руки лицом друг к другу, положив руки на плечи или на пояс друг другу, стоя спина к спине; закрыв глаза, идти по плоскостной широкой дорожке (совсем темно, ничего не видно); выполнять ходьбу в сочетании с другими движениями, используя самые разнообразные пособия - плоскостные дорожки, шнуры, канаты, доски, лежащие на полу, наклоненные и приподнятые над полом; скамейки, стулья, сплошь или с промежутками составленные «паровозиком», и др. Старайтесь замечать малейшую новизну в движениях детей, удивляться, радоваться («Как это у тебя получилось? Можно я тоже попробую? Покажи еще раз, а мы с Танечкой посмотрим. Поучи так ходить свою «дочку». Вот мама порадуется, что ты так умеешь...»).

Бег - легкий, бесшумный на носках (зайчики, птички), обычный (лучше, если ребенок в беге подражает кому-то или чему-то - самолету, автомобилю, ракете), с подскоками (лошадка), мелким и широким шагом, в различном темпе, в разных направлениях, вдвоем-втроем (лошадки с обручем, скакалкой, гимнастическими палочками, бубенчиками), по ограниченной площади, за предметом (мяч, обруч, колечко, чурбачок, машинка), стайкой, друг за другом, с предметом в руках, врассыпную, в сочетании с другими движениями; убегая от водящего, догоняя убегающего, пробегая быстро 10-20 м, бегая непрерывно 40-50 с.

Прыжки - подскоки на месте, с продвижением вперед, в стороны, назад; прыжки вверх до предмета, в длину с места (30-50 см), через 6-10 параллельных линий, из обруча в обруч, выпрыгивание на плоские низкие предметы (до 5-7 см), прыжки на одной ножке вперед и вокруг себя, спрыгивание (10-15 см).

Лазанье - подлезать под веревку, дугу (высота 50- 40 см), не касаясь руками пола, пролезать в обруч, проползать по прямой до предмета на расстояние не менее 6 м, перелезать через разные предметы, влезать удобным для ребенка способом на лестницу высотой 1,5-2 м и спускаться с нее, ползать по гимнастической скамейке, наклонной и лежащей на полу доске.

Метание - катать разные предметы (мячи, шары), толкать резким движением по полу мешочки с песком (друг другу, вдаль) и бежать за ними, скатывать мячи с горки с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м), прокатывать мячи в ворота шириной 50-60 см с расстояния 1- 1,5 м; бросать мяч о землю и вверх 2-3 раза, стараясь поймать его, отбивать мяч от пола как можно дольше; бросать предмет вдаль правой и левой рукой (2,5-5 м), в горизонтальную целы способом от плеча, снизу (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель, двумя руками снизу, от груди, сверху, назад за голову, в сторону, между ногами назад; вращать мяч на месте вокруг оси, прокатывать по ограниченной площади (доска, скамейка, две рядом расположенные гимнастические палки), ударять мячом о стену, пытаясь поймать, бросать мяч друг другу, ловить мяч, брошенный взрослым.

Приобщать к спортивным упражнениям
На велосипеде - садиться на велосипед, сходить с него, кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, делать повороты, пытаться ездить на двухколесном велосипеде.

На санках - скатываться, смело с невысокой горки, катать друг друга.

Скользить по ледяным дорожкам (длина 1-2,5 м, ширина 30 см) с помощью взрослых.

Лыжи - самостоятельно надевать и снимать, переносить; стоять на лыжах, сохраняя равновесие, передвигаться ступающим шагом (без палок), пытаться скользить.

Плавание - приучать не бояться воды, смело входить в воду, приседать в воде, играть с игрушками

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Гербова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: