Соматогенные нарушения психики у детей


Соматогенные нарушения психики у детей Нарушения общения при них редко выходят на первый план, но в сочетании с основной симптоматикой могут давать основания для дифференциации с аутизмом и нередко квалифицируются как «симптоматический аутизм».

Братья Ф. и Б., 12 лет. Монозиготные (по клиническим признакам) близнецы. Родились в сельской местности в здоровой семье от 4-й нормально протекавшей беременности, завершившейся срочными физиологическими родами. Первым родился Б. с массой 4000 г, вторым - Ф. с  массой 2800 г. Раннее психомоторное развитие без отклонений, хотя физически Ф. всегда несколько отставал от Б.: к периоду наблюдения разница в росте- 1,5-2 см, в массе тела-1,5 кг. В возрасте 6 месяцев оба перенесли пневмонию, 2 лет - корь, 9 лет - болезнь Боткина. Примерно с 6 лет у обоих отмечаются частые - до 3-4 за год - ангины.

Росли веселыми, общительными и неразлучно-дружными. В школу пошли в 7 лет. В 1-м классе были отличниками, во 2-м - ударниками, а в дальнейшем нарастали затруднения в учебе, и к моменту обращения оба дублируют 5-й класс. В течение последних 3 лет при обострениях тонзиллита жалуются на выраженное недомогание, боли в горле и области сердца, устрашающие сновидения. За эти годы стали менее общительны не только со сверстниками, но и между собой.

Ф. - обращение обусловлено его состоянием. Жалуется на недомогание, боли в области сердца, пониженное настроение. Месяцем раньше перенес очередное обострение тонзиллита, после чего стал «задумчив», плаксив, перестал играть с детьми, плохо спал, боялся «каждого шороха». Говорил, что «вокруг все не такое», что у матери «почернели волосы» и она ведет себя подозрительно. Полагал, что она хочет его отравить, не принимал от нее лекарства, умолял: «Не делайте со мной ничего - я буду хороший».

Ориентирован верно. Движения замедлены, мимика бедна. В контакт вступает плохо, говорит медленно, тихо, монотонно, с длинными паузами. Впечатление выраженной подавленности и тревожности. С трудом сосредоточивается на вопросах, часто переспрашивает. Рассказал: «..недели две все как-то не так, и усталость какая-то...; вроде все нормально, а чего-то не хватает. .., все кажется какое-то другое - вдруг у мамы волосы чернеют...; сажусь за уроки - в жар кидает..., вроде ангина прошла, а как будто болею еще». Замечая перемены в облике матери, решил, что «она может что-то сделать, может быть - отравить». Наяву и в сновидениях бывают переживания, о которых сказал: «Хочется подумать чего-то, а не могу..., кажется, что земля здоровая, а потом маленькая и ничего не понять..., кажется, что земля качается и вниз как-то уходит».

Соматоневрологически: неопущение левого яичка. Зев гиперемирован, миндалины разрыхлены и увеличены, при надавливании - гнойные пробки. Тоны сердца приглушены. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненны при пальпации. Легкая девиация языка влево и асимметрия оскала одноименного знака. Сухожильные рефлексы оживлены, лабильны, справа несколько выше. Брюшные рефлексы низкие. Быстрый и разлитой розовый дермографизм.

Был направлен в соматическое отделение, где клинически и лабораторно диагностированы хронический тонзиллит и тонзиллогенная интоксикация, проведен курс консервативного лечения и рекомендована подготовка к тонзиллэктомии. Психотропных средств не получал. К моменту выписки: охотно общается с детьми в отделении, весел, затевает шалости, о пережитом говорит с полной критикой и стесняется его. Заявил, что давно не чувствовал себя так хорошо и спокойно. В обществе взрослых и малознакомых людей несколько скован, держится ближе к матери.

Б.- в беседу вступает неохотно, немногословен, внимание сосредоточивает недостаточно. Жалоб не предъявляет. Рассказал, что при обострениях тонзиллита испытывает недомогание, боли в области сердца и чувство измененности окружающего. В такие периоды снижено настроение, испытывает неясную тревогу, безразличен к тому, чем обычно интересуется. При соматическом благополучии подобных явлений не отмечает.

Миндалины разрыхлены. Тоны сердца легко приглушены. Консультирован педиатром, прошел лабораторное обследование. Диагноз: хронический тонзиллит.

У обоих мальчиков по клиническим данным интеллект снижен до пограничного уровня.

Специальный интерес наблюдения связан с однотипностью соматогенных нарушений психики у близнецов. Динамика развития психических нарушений с нарушениями общения, снижением интеллектуальной продуктивности, нелепыми бредовыми идеями и изменением отношения к матери могут привести к диагностике шизофрении. Однако тесная связь нарушений с обострениями тонзиллита, психосенсорные расстройства с бредовой их интерпретацией, выраженная астения и тревожно-депрессивный синдром, купирование нарушений лечением основного заболевания указывают на соматогенный характер расстройств.
 
Как видно из приведенного примера, нарушения общения отличаются от собственно аутистических. В основе их лежат астенические и тревожно-страховые расстройства, благодаря которым ребенок обессилен и безучастен. По существу это - целостная защитная реакция ослабленного организма, которая может утрироваться отсутствием возможности адекватной переработки информации, тем более - необычных болезненных ощущений и восприятий. По миновании соматических нарушений становится очевидной сохранность коммуникативных функций. Дифференциация затрудняется при хроническом протекании соматических заболеваний, когда симптоматика приобретает сходство с симптоматикой эндогенных психических расстройств. В этих случаях приходится отличать нарушения общения от шизофренических.


Еще по теме:


Вика, 09.06.2012 00:22:55
Эти психозы можно вылечить валерианой.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: