Консультация подростков при патологии органа зрения, часть 1

Известно, что разные виды трудовой деятельности требуют различной степени участия зрительного анализатора, поэтому функциональное состояние его имеет очень большое значение при выборе профессии.

Многие профессии предъявляют повышенные требования к зрению (как к анализатору в целом, так и к некоторым специальным его функциям), вместе с тем есть немало работ, при выполнении которых требования к зрению минимальны.

Поэтому решение вопросов профессиональной пригодности подростков с отклонениями со стороны зрения должно базироваться, с одной стороны, на знании особенностей зрительной нагрузки при том или ином виде труда, с другой стороны - на оценке работоспособности, функциональных возможностей зрительного анализатора с тем либо иным отклонением.

Учет обеих сторон столь же необходим, сколь и сложен. Сложности его связаны с тем, что до сих пор не существует четких научно обоснованных критериев подхода к решению этих проблем, в частности наукой не разработаны четкие критерии тяжести зрительной нагрузки, особенности работоспособности здорового и аномального глаза в различных условиях, при различных трудовых операциях.

По мнению А. И, Когана, трудности научно обоснованного подхода к решению вопросов профессиональной пригодности связаны также и с тем, что критерии физиологической «нормы» и критерии соответствия функции задачам профессии различны. Понятие «норма» не всегда пригодна для целей профессионального отбора и профессиональной консультации, особенно это относится к профессиям, предъявляющим повышенные требования к зрению.

Несмотря на указанные трудности, за многие годы сложилась определенная, более или менее удовлетворяющая задачам профконсультации, практика решения вопросов профессиональной пригодности при аномалиях зрения. Она основана на научных данных о влиянии ряда вредных факторов на состояние зрительного анализатора, на наблюдении за возможностью освоения профессии при некоторых нарушениях зрения, за течением и прогнозом этих нарушений в тех или иных производственных условиях.

Наконец, изучение санитарных характеристик многих сотен профессий позволило уточнить общие требования, предъявляемые профессиями к зрительной функции, и сгруппировать их по характеру этих требований.

Многие работы требуют хорошей остроты зрения. Особенностью их является высокая точность; выполнение таких работ может быть связано с необходимостью различения десятых и сотых долей миллиметра, что требует использования увеличительных приборов (микроскопа, лупы и многомерных измерительных инструментов). Такие точные работы характерны для профессий оптико-механического, часового, электровакуумного, пьезотехнического производств, некоторых профессий радио- и электротехники; швейно-трикотажные, корректорские, наборные работы, профессии лаборантов-аналитиков и измерительных лабораторий. При выполнении работ такого характера к концу дня наступает утомление даже полноценных глаз, тем более неблагоприятно они могут влиять па функцию аномального глаза.

Имеется целая группа профессий, при выполнении которых необходимо различение цветов, т. е. требуется сохранность нормальной функции цветоощущения. К ним относятся все специальности связи, водителей транспорта, электромонтерские работы, профессии швейного и обувного производств, полиграфической промышленности, радиотехники, фототехники, ряд профессий горячей обработки металла, строительства, мебельного производства.

При выполнении некоторых работ требуется быстрая адаптация глаза к смене условий освещенности от более высоких к низким либо работы выполняются в условиях пониженной освещенности. Для таких работ требуется способность глаза к светоощущению  (профессии строительного, судостроительного.
дорожно-строительного профиля, работы в рентгеновских лабораториях, в производстве фотоматериалов, некоторые спектроскопические работы и т. п.).

Ряд работ требует сохранности бинокулярного зрения (все профессии, связанные с необходимостью подъема на высоту, у движущих механизмов, особо точные работы) и поля зрения (при работе на высоте и у движущихся механизмов).

Наконец, для профессиональной консультации подростков очень большое значение имеет возможность пользования очками при работе и степень опасности при работе глазного травматизма. Эти особенности профессионального труда особенно важное значение имеют при резком снижении зрения на один или оба глаза. По условиям выполнения многие работы не допускают использования корригирующих очков - на высоте, в неблагоприятных метеорологических условиях (особенно при значительных перепадах температуры, создающих возможность запотевания очков), в условиях повышенной запыленности воздушной среды, при неудобной вынужденной рабочей позе, при необходимости пользования другими защитными приспособлениями для глаза.

Следовательно, использование очков исключается в строительстве, в «горячих» цехах металлургической и металлообрабатывающей промышленности, судостроении, в прядильно-ткацких цехах текстильной промышленности, на электромонтерских работах, при работе крановых машинистов, некоторых профессиях связи (монтеры сооружений связи). Острота зрения для выполнения этих работ должна быть хорошей без коррекции.
Для многих профессий, наоборот, ношение очков не только допустимо, но и очень показано, так как в этих профессиях они будут одновременно с корригирующей играть и защитную роль в профилактике глазного травматизма (станочные и слесарные профессии металлообрабатывающей промышленности, профессии деревообработки); допустимо ношение очков также при работе в подавляющем большинстве «массовых» профессий - радио- и электротехнического профиля, оптико-механического, швейного, обувного, полиграфического производства и др.

К профессиям, характеризующимся повышенной опасностью глазного травматизма, относятся все профессии слесарного и особенно станочного профиля по металлообработке, профессии деревообрабатывающего профиля, «горячих» цехов, некоторые профессии химической промышленности (возможность химических ожогов глаз) и т. п.

Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7