Консультация подростков при патологии органа зрения, часть 2

Для лучшей ориентировки в изложенных особенностях требований профессий к зрительному анализатору очень целесообразна и удобна при решении вопросов профессиональной пригодности предложенная А. И. Коганом схема группировки профессий, в основу которой положена общность зрительных задач и преобладающее значение одних и тех же зрительных функций. Все профессии согласно этой схеме могут быть объединены в три группы:

I. Профессии, в которых ведущим является необходимость хорошего зрения вдаль. Для этой группы профессий не характерна зрительная нагрузка, они не требуют точности исполнения, но могут быть связаны с повышенной опасностью общего травматизма (на высоте), поэтому общими требованиями для этих профессий являются высокая острота зрения вдаль, полное поле зрения, хорошее глубинное зрение, быстрота различения и высокая скорость зрительно-моторной реакции (оба последних качества во многом определяются функциональным состоянием высшей нервной деятельности). Работа в этих профессиях может производиться при низких условиях освещенности, что требует сохранности светоощущения.

II. Группа профессий, основными требованиями для которых является хорошее зрение вблизи: при выполнении таких работ необходима высокая точность, т. е. неизбежно постоянное напряжение зрения; необходима сохранность центрального и парацентрального зрения, хорошее глубинное зрение, сохранность стереоскопического зрения и нормальный объем аккомодации. При выполнении таких работ, как правило, допустима любая коррекция аномалии рефракции.

III. Профессии, при работе в которых повышенных требований к зрению нет.

К первой группе, по нашему мнению, могут быть отнесены большинство профессий строительного и судостроительного профиля, профессии монтажника-высотника, крановщика, кровельщика, монтера сооружений связи и радиофикации и т. п.

Ко второй группе следует отнести все профессии станочного профиля металло- и деревообрабатывающей промышленности, радио- и электротехнической, оптико-механической промышленности, профессии часового производства, производства клавишных музыкальных инструментов, слесаря-инструментальщика, лаборанта измерительных лабораторий и т. п.

В третью группу, по-видимому, могут быть включены грубые слесарные работы (например, слесарь-ремонтник промышленного оборудования, авторемонтник, наладчик промышленного оборудования, ремонт бытовых металлических изделий) и некоторые работы лабораторного характера.

Конечно, деление на эти 3 группы до некоторой степени условно, однако большинство профессий все же могут быть включены в одну из групп; эта группировка облегчает подход к оценке профессий с точки зрения требований к зрению, поэтому она вполне оправдана для целей врачебной профессиональной консультации.

При решении вопросов профессиональной пригодности важно иметь в виду, что некоторые профессиональные факторы могут оказывать неблагоприятное влияние на зрительный анализатор, способствовать развитию профессиональных заболеваний глаз. К таким факторам относятся все виды излучения, токи высокой и сверхвысокой частот.

Ультрафиолетовые лучи (при электросварочных работах) могут вызывать ожоги роговицы и конъюнктивы. Инфракрасные лучи (при работе в «горячих» цехах металлообработки) проникают глубоко в ткани, могут вызывать ожоги сетчатки, профессиональные катаракты. Возможность помутнения хрусталика под влиянием ультрафиолетовых лучей большинством специалистов отрицается, однако в литературе имеются единичные указания о такой возможности и, в частности, описай случай профессиональной катаракты у молодого электросварщика 19-летнего возраста, 1974), у которого одновременно часто бывали и электроофтальмии. Профессиональную катаракту может вызвать также длительный контакт с рентгеновскими лучами, с ТВЧ и СВЧ. При работе с некоторыми токсическими веществами может иметь место профессиональное поражение глаз: контакт со свинцом, нитросоединениями, ртутью способствует поражению зрительного нерва; контакт с мышьяком и нефтепродуктами (хлорированными угловодородами) - поражению роговой оболочки. Работа с виброинструментами (воздействие вибрации) может вызывать изменения ретинального кровообращения. Длительное воздействие на глаз металлической наждачной пыли может способствовать изменению в роговой оболочке - помутнению ее.

Из изложенного видно, как разнообразны требования профессии к органу зрения и как важен учет их при рекомендации профессии. Поэтому для решения задач врачебной профессиональной консультации необходимо полноценное освидетельствование зрительного анализатора, характеризующее по возможности все необходимые для профессиональной деятельности функции глаза. Офтальмологическое обследование должно включать:

1. Исследование ресничного края век, слезопроводящих путей, конъюнктивы; состояние переднего отрезка глаза важно для решения вопроса о возможности работать в условиях воздействия пыли, раздражающих газов, некоторых химических веществ.

2. Определение остроты зрения для дали и близи на каждый глаз в отдельности.

3. Определение характера рефракции (даже при полном зрении, ибо в этих случаях возможно наличие гиперметропии, требующей определенных ограничений).

4. Определение оптической силы стекол, необходимых для коррекции аномалии рефракции и остроты зрения с коррекцией (дабы не ограничивать подростков с хорошо корригирующимся зрением к обучению профессиям, допускающим ношение очков).

5. При анизометропии - исследование остроты зрения с переносимой коррекцией (оптимальным вариантом в таких случаях является разница в оптической силе стекол между двумя глазами не более 3,0 D).

6. Исследование глазного дна.

7. Определение цветоощущения.

8. Исследование сохранности бинокулярного зрения (при разном зрении на обоих глазах, при косоглазии).

Консультация подростков при патологии органа зрения, часть 1

Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7