Роль витаминов в организме ребенка

В человеческом организме происходит постоянный процесс образования новых клеток и тканей и смена старых, отживших.

Материал, необходимый для построения новых клеток, организм получает с пищей. Процесс усвоения пищевых  веществ, созидание новых клеток и тканей организма называют ассимиляцией, а процесс их разрушения, распад - диссимиляцией. Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции составляет обмен веществ. У здорового взрослого человека эти процессы находятся в состоянии равновесия.

У детей преобладают ассимиляционные процессы, так как основной особенностью детского организма является его рост, развитие.

Витамины способствуют процессам роста, а также правильному протеканию важнейших видов обмена веществ. У молодых животных, находящихся на диете, лишенной витаминов А, группы В, С и др., прекращается рост, они теряют в весе. Когда же к их пищевому рациону прибавляют указанные витамины, то животные постепенно прибавляют в весе и достигают нормального роста.

Витамины входят в состав ферментов. Ферменты - вещества, способные во много раз ускорить химические процессы в клетках и тканях организма. Они участвуют в обмене белков, жиров и углеводов.

Наиболее наглядным действием ферментов является участие в процессе переваривания пищи, который начинается в полости рта, продолжается в желудке, тонком кишечнике и заканчивается в толстом кишечнике. Происходит он при воздействии пищеварительных ферментов, содержащихся в слюне, желудочном, кишечном соке и в желчи.

Для правильной жизнедеятельности организма  необходимо постоянное снабжение кислородом его тканей и клеток, в которых происходят так называемые окислительно-восстановительные процессы. Большое участие в этих процессах принимает ряд витаминов (С, В1, В2 и др.).

Все виды обмена веществ регулируются центральной нервной системой непосредственно и через железы внутренней секреции. Эти железы образуют и выделяют в кровь вещества - гормоны, участвующие в различных видах обмена. Например, гормон поджелудочной железы - инсулин регулирует углеводный обмен, гормон паращитовидных желез - солевой обмен и др.

Установлено также тесное взаимодействие между витаминами и гормонами.

Витамины играют большую роль в повышении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Отмечено, что вспышки таких заболеваний, как грипп, корь, скарлатина, наблюдаются главным образом в весеннее время, т. е. в период, когда значительно меньше свежих овощей и фруктов, содержащих витамины, и в первую очередь витамин С.

В процессе жизнедеятельности организма избыток витаминов выводится с мочой, потом и другими продуктами выделения.

Как отражается недостаток и избыточное введение витаминов на здоровье ребенка.

Общее количество витаминов, необходимых для ребенка, по сравнению с количеством белков, жиров и углеводов крайне небольшое - около 0,10грамма. Однако потребность в них велика, особенно у детей. При недостаточном количестве витаминов возникает ряд серьезных нарушений в организме ребенка.

Длительное отсутствие в пище того или иного витамина вызывает авитаминоз - заболевание, протекающее с глубоким нарушением обмена веществ. Если витамины поступают в организм в недостаточном количестве, то возникает гиповитаминоз - частичное витаминное голодание. Оно может быть чаще всего вызвано недостаточным содержанием витаминов в пище, плохим их усвоением, повышенной потребностью в них во время болезни. Установлено, что при заболеваниях пищеварительного тракта (при поносах, хронических поражениях кишечника, болезнях печени) происходит разрушение витаминов и нарушается их всасывание в кишечнике. При недостаточной кислотности желудочного сока поступающие с пищей аскорбиновая кислота, тиамин и некоторые другие виды витаминов разрушаются уже в желудке.

Гиповитаминоз у детей может возникнуть и при различных инфекционных заболеваниях (корь, туберкулез, скарлатина и др.), при заболеваниях дыхательных путей, когда повышается потребность организма в витаминах, усиливается расходование имеющихся запасов витаминов. Растущий детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, и чем меньше ребенок, тем тяжелее он это переносит; поэтому гиповитаминозы у детей развиваются чаще, чем у взрослых. При недостатке или отсутствии в пище витаминов у ребенка возникает ряд болезней, связанных с витаминной недостаточностью: рахит, детская цинга, пеллагра и др. Легко развиваются явления  витаминной недостаточности у недоношенных детей, так как запасы витаминов у них в организме меньше, чем у доношенных, а также у искусственно вскармливаемых детей; при этом чаще всего наблюдаются гиповитаминозы А, В, С и D.

У детей, первых месяцев жизни гиповитаминозы возникают очень быстро. У детей, более старшего возраста этот процесс вначале протекает скрыто, без выраженных явлений.

Только внимательное наблюдение за ребенком позволяет обнаружить признаки гиповитаминоза. Они проявляются в виде общей слабости, вялости, сонливости, плохого аппетита, быстрой утомляемости, раздражительности или, наоборот, подавленности, снижении устойчивости к инфекционным заболеваниям. Особенности проявления различных гиповитаминозов рассмотрены в разделах, касающихся значения каждого из витаминов.

Гиповитаминоз может развиться и при однообразном питании, например, если ребенок длительное время находится на грудном вскармливании и не получает в соответствующий срок прикорм или если он длительно получает только молоко, каши и т.п. Слёдует также учесть, что витамины  нестойки и многие из них легко разрушаются при доступе воздуха, кипячении. Неправильное хранение, неправильная  кулинарная  обработка  продуктов питания могут привести к значительному разрушению витаминов.

Гиповитаминоз может возникнуть и в связи с неблагоприятным влиянием климато-географических факторов. Например, в условиях высокой температуры воздуха на юге происходит повышенное выделение из организма витаминов В1 и С. В условиях севера расход витаминов повышается и увеличивается потребность организма в витаминах А, С, D и группы В.

Отмечается тесная взаимосвязь между действиями различных витаминов: недостаточность одного из них влечет за собой недостаточности других. Поэтому у детей чаще наблюдается полигиповитаминоз — дефицит нескольких витаминов. Так, например, при рахите ведущую роль играет недостаток в организме витамина D, но наряду с этим имеется и дефицит витаминов А, С, группы В. Количество вводимых с пищей витаминов должно соответствовать физиологической потребности ребенка, избыточное же потребление витаминов вредно и может вызвать тяжелое состояние — гипервитаминоз (от греческого слова «гипер» — сверх). Так, при длительном и избыточном потреблении витамина Е) возникают тяжелые расстройства: потеря аппетита, тошнота, рвота, снижение веса, плохой сон и др.  В экспериментальных исследованиях у животных, получавших большие дозы витамина D, обнаружены обызвествления больших сосудов печени, почек и др.

Явления гипервитаминоза у животных установлены также при избыточном потреблении витамина А. Избыток витамина А (в эксперименте на животных) вызывает токсические явления: кровоизлияния в слизистые оболочки и другие ткани, нарушение роста, ломкость костей.