Второй этап диспансеризации детей, санация полости рта у детей с кариесом


Второй этап - переход на диспансеризацию, осмотр и санация полости рта, дифференцированные степенью активности кариеса, т. е. здоровых детей и детей с I степенью активности - 1 раз в году; детей со II степенью активности - 2 раза и детей с III степенью активности кариеса - 3 раза в году. Работа по этому методу позволяет получить положительный эффект, который выражается в высоком охвате детей плановой стоматологической помощью, резком снижении числа удаляемых в год постоянных зубов и числа осложненных форм в постоянных и во временных зубах. Снижается нуждаемость в санации до 43,5% за счет сохранности пломб и возрастания числа детей, имеющих здоровые постоянные зубы.

При этом изменяется объем работы врача: на каждую тысячу школьников уменьшается число осмотров в год, количество пломб в день.



Заслуживает внимания и то, что в результате диспансеризации по этому методу происходит изменение структуры заболеваемости детей кариесом зубов. Так, если к тому времени, когда перешли на диспансеризацию распространенность кариеса была 94,8%, то через 5 лет работы по новой системе распространенность снизилась до 90,7%, процент детей с первой степенью активности кариеса, составлявший 59%, возрос до 70,6%, а процент детей с III степенью активности кариеса упал с 14,7% до 9,4%. Все это привело к получению хороших резервов времени.

С целью получения новых резервов времени во время диспансерных осмотров и лечения одновременно с оздоровлением детского населения целесообразно введение новых организационных и лечебно-профилактических методов. Исходя из интенсивности прироста кариеса у здоровых детей и детей с I степенью активности кариеса, некоторые возрастные группы детей, не болевших в течение истекшего года, можно осматривать один раз в 2 года. Таких детей в нашем регионе оказалось 15%.

Детям с III степенью активности кариеса санацию полости рта (каждое посещение) целесообразно сочетать с корригирующей гигиеной полости рта, аппликациями 0,2% раствора фторида натрия и раствора глюконата кальция. Лечение неосложненного кариеса следует вести с использованием реминерализующей терапии и отсроченного пломбирования. Использование пломбировочных материалов проводить в строгом соответствии со степенью активности кариеса. Широко применять серебряную амальгаму и галодент. В результате подключения этих организационных и лечебных методов могут быть достигнуты положительные сдвиги в основных показателях здоровья детей, кроме того, происходят изменения в характере и объеме работы врачей.

Распространенность кариеса после введения в практику этих методик в наших наблюдениях упала до 87,8 ± 0,18%. Почти в 3 раза по сравнению с началом работы увеличилось число детей с интактными зубами. Число детей с I степенью активности кариеса достигло 71,7 ± 0,03%, а число детей с III степенью активности кариеса упало до 5,4 + 0,5%. Число детей, ранее санированных, но не нуждавшихся в лечении, при осмотрах составило 52,1%, а в сочетании со здоровыми детьми они снизили процент ежегодно нуждавшихся в лечении до 35,2%. Количество пломб, которые ставил врач в день, достигло оптимального уровня и стало равно 12,2, при этом преобладающее число их - по поводу неосложненного кариеса, ибо число пульпитов и периодонтитов постоянных зубов упало до 6,72 на 1000 детей, а во временных зубах - до 30,18. При этом среднее УТЕ в день продолжало составлять, как и в предыдущие годы, 19,8 за счет новых методов работы.

Внедрение в практику новых методов работы, новых методов диагностики и лечения скрытых и начальных форм кариеса, заболеваний краевого пародонта, систематический контроль за гигиеной полости рта, использование индивидуальных методов лечения и профилактики кариеса с учетом перенесенных ребенком заболеваний за истекший период, увеличения массы его тела, прибавки длины и т. д. стали возможным только при строгом соблюдении сроков диспансеризации и перехода на участковую форму обслуживания детей.

Приводя в качестве примера частный опыт работы одного коллектива, мы хотели дать истинные цифровые показатели работы, а также подчеркнуть, что этапы работы - это ступени для внедрения диспансерного метода обслуживания детей, позволяющего эффективно использовать средства профилактики стоматологических заболеваний.

Здоровых и санированных детей, распределенных в группу для диспансерного наблюдения, следует сразу закрепить за одним врачом и начинать формировать участковую службу.

Что такое участок работы детского стоматолога? Этот вопрос новый для детских стоматологов, хотя у специалистов по социальной гигиене он решен, хорошо продуман и уже давно взят на вооружение, и считается ведущей организационной формой, на основе которой строится работа всех амбулаторно-поликлинических учреждений страны (территориальный участок в городе и на селе и цеховой - на промышленных предприятиях).

Практика показала, что правильное применение участковой формы работы позволяет добиться максимально раннего выявления заболеваний, а также успехов в лечении, медицинской реабилитации и внедрении эффективных и разноплановых форм профилактики.

Для того чтобы реализовать эти задачи, детский стоматолог должен обеспечить работу не только в поликлинике с неорганизованным контингентом детей, включая прием детей первого года жизни, но и в детском дошкольном учреждении и школе.

На данном этапе развития (становления) участковой службы в стоматологии возможность обеспечения ею предоставляется разными путями: так, если участковые врачи объединены в отделение, которое может состоять из 9 врачей, обслуживающих школы и детские сады (школьно-дошкольный участок), 2 врачей, которые ведут в поликлинике прием детей неорганизованных, в том числе детей до 1 года (утро и вечер), и 2 ортодонтов, обслуживающих детей этого отделения, то оно должно обслужить 30 тыс детей. Исходя из структуры детского населения в Москве, это будет: 18 тыс. школьников, 7,5 тыс. дошкольников в детских дошкольных учреждениях, 3,3 тыс. неорганизованных детей, 1,2 тыс. детей до 1 года. (В разных регионах страны эта структура различна.)

Особенность стоматологического участка определяется спецификой работы, которая в свою очередь характеризуется необходимостью обслуживания детей всех возрастных групп, организованного и неорганизованного детского населения, с одной стороны, и с другой - детей всех возрастных групп, организованного и неорганизованного контингента, нуждающихся в лечебной и профилактической помощи терапевтического, хирургического (планового и неотложного) профиля, ортодонтического и ортопедического и т. д. Кроме того, участковый детский стоматолог обязан обеспечить детей своего участка консультативной помощью отоларинголога, логопеда, психоневролога, окулиста и т. д.

Но без организации работы по участковому принципу решить такие разноплановые задачи нельзя.

Диспансерное обслуживание детей со стоматологическими заболеваниями дает наилучший эффект, если оно сочетается с участковым принципом работы. В то же время на первом этапе при достаточно высокой интенсивности кариеса работа на участке может затянуться, и поэтому целесообразно закреплять за врачом участок после первичной санации и распределения детей на группы для диспансерного обслуживания.

В зависимости от структуры общего медицинского обслуживания детей в районе, городе и т. д. можно формировать участки нескольких видов (территориальный, школьный, школьно-дошкольный и др.).

Участковый врач должен отчитываться не по числу посещений, пломб, санаций и т. д., он должен отчитываться за здоровье детей участка, используя все современные методы и средства, рекомендуемые стоматологами, педиатрами, гигиенистами, специалистами по профилактической работе с детьми и т. д., добиваться на участке увеличения числа детей, не имеющих кариеса, аномалий прикуса, заболеваний краевого пародонта, правильно ухаживающих за полостью рта, хорошо пережевывающих пищу, правильно глотающих, имеющих хорошую артикуляцию и т. д., добиваться снижения прироста кариеса зубов и т. д. Способствовать этому должны соответствующие формы учета и отчетности, применяемые руководителями подразделения для внутреннего использования, которые позволяют ему, ориентируясь на уровень достижений в области внедрения диспансерного метода обслуживания детского населения, определять для коллектива новые цели и, намечая пути их достижения, расширять или сокращать параметры учета работы коллектива.

Читать далее Третий этап диспансеризации детей, профилактика


Еще по теме:




Гость, 22.04.2012 02:45:53
Дожили, малым детям уже кариес лечим... Что же будет лет через 20? В роддоме кабинет детского стоматолога открывать придется? Чтобы новорожденным санацию проводить? Я в ужасе.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: