Энцефалит с эпилептиформным синдромом при ревматизме


Термин «ревматическая эпилепсия» ввел W. Bruetsch. Основной причиной болезни он считал облитерирующий эндартериит мелких сосудов мозга с образованием микроинфарктов в мозговой коре. По данным В. Foster, эпилептические припадки у больных ревматизмом встречаются в пять раз чаще, чем среди остального населения. На этом основании он говорит об эпилептогенности ревматизма.

Эта форма мозговой патологии нередко протекает под различными диагнозами: «судорожное состояние», «эпилептиформный синдром», «эпилепсия», вне связи с ревматизмом, вызвавшем этот своеобразный симптомокомплекс. В. В. Михеев и некоторые другие авторы склонны считать, что правильнее говорить о ревматическом энцефалите с эпилептиформным синдромом, нежели о ревматической эпилепсии.

Для эпилептиформных припадков ревматического генеза характерны так называемые абортивные формы, отсутствие в развитии судорожного припадка присущей эпилепсии смены одной фазы другой. Потеря сознания не всегда бывает длительной, иногда припадок протекает при сохраненном, но суженном сознании. Судорожный компонент, особенно фаза клонических судорог, может быть менее выраженным. У некоторых больных судорожный приступ протекает как обычная epilepsia sui generis, что затрудняет уточнение природы болезни, у других он возникает только во сне. Встречаются также и припадки типа petit mal. Нередко, особенно у подростков, появлению судорожных приступов предшествуют обморочные состояния с нарушением сознания различной длительности. Эти больные жалуются на частые, порой интенсивные головные боли, повышенную утомляемость, раздражительность. У многих припадки сопровождаются болями в области сердца. При неврологическом исследовании устанавливается микросимптоматика, характерная для больных ревматизмом.

Чрезвычайно важно при распознавании этой формы мозговой патологии установить связь эпилептиформного приступа с основной болезнью - ревматизмом. Возникновение припадков после очередной ревматической атаки или после ангины, сезонность их, усиление и учащение под влиянием неблагоприятных метеорологических факторов, исчезновение после комбинированного противоревматического и противосудорожного лечения позволяют с наибольшей вероятностью говорить о ревматической природе болезни. У больных, «подозрительных» на ревматизм с эпилептиформными припадками и хронической тонзиллогенной интоксикацией иногда только одна тонзиллэктомия или проведенное ex juvantibus противоревматическое лечение оказываются эффективными.

В. Foster считает, что ревматическая эпилепсия может возникнуть спустя 7 и даже 25 лет после перенесенного ревматизма. Не отрицая этой возможности, следует полагать, что для доказательства ревматической природы судорожного припадка в таких случаях необходимо искать дополнительные данные, свидетельствующие в пользу этого предположения. К тому же надо помнить о существовании так называемой сердечной эпилепсии, описанной французскими авторами (epilepsia cardiaque Abadie, анемическая эпилепсия Marchand и др.). Они развиваются в основном при заболеваниях сердца, происхождение которых не всегда обусловлено ревматизмом. Поэтому, памятуя о роли ревматизма в возникновении эпилептиформных состояний, не следует безосновательно расширять рамки этой клинической формы ревматизма.

У 11 детей и подростков, больных ревматизмом, судорожные припадки были ведущим клиническим синдромом. Эпилептиформные состояния отмечены нами также у подростков, особенно у девушек, страдающих ревматическим диэнцефалитом.

Изредка у больных с ограниченным конвекситальным поражением мозга припадки протекают по типу джексоновской эпилепсии.

Так, у Игоря И., 8,5 года, установлению ревматической природы очагового энцефалита с приступами джексоновской эпилепсии способствовало появление нерезко выраженных хореоформных гиперкинезов, главным образом в дистальных отделах конечностей. Только тогда эпилептиформные припадки были поставлены в связь с нечеткими изменениями сердца, проявляющимися тахикардией, мягким систолическим шумом на верхушке и в V точке, длительным субфебрилитетом невыясненной этиологии, «ревматическим» анамнезом и тонзиллзктомией в прошлом. Лечение ex juvantibus с применением преднизолона и салицилатов оказалось эффективным. До этого мальчик в течение 3,5 года находился в группе «подозрительных» на ревматизм и за 0,5 года до возникновения неврологических нарушений был снят с диспансерного учета.

По данным некоторых авторов, отличительной особенностью эпилептиформных состояний у больных ревматизмом является отсутствие дефекта психики, деградации интеллекта и черт эпилептического характера. Если же эти изменения и наступают, то они нерезко выражены и сочетаются с другими симптомами (часто астено-невротическими), менее свойственными эпилепсии. Характерным следует также считать обратимость эпилептиформных припадков и невротических симптомов у больных ревматизмом, на что указывает А. Л. Андреев и что подтверждают наши наблюдения.


Еще по теме:


Жанна, 24.10.2015 09:44:40
Лекарство хорошее есть от этого?
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: