Лечение психических расстройств у детей


Профилактические меры. Одна из главных задач детской психиатрии состоит в предупреждении психических расстройств в детском возрасте, в охране психического здоровья детей. Путей и средств психогигиенической профилактики много, и здесь мы перечислим лишь некоторые из них. Бесспорной пользы можно ожидать как от консультаций по вопросам семьи и брака, так и от специальных отделов в органах здравоохранения, но едва ли они смогут воспрепятствовать заключению браков, нежелательных с точки зрения наследственной и психической гигиены. Одним из самых действенных средств в области психогигиены детского и юношеского возраста нужно признать родительские консультации. Большинство родителей берут на себя роль воспитателей, нисколько не будучи к этому подготовленными. Их нужно ориентировать относительно этапов психического развития ребенка, значения отдельных фаз его созревания и специфических вопросов каждой фазы, опасностей как слишком мягкого, так а слишком строгого воспитания и т. д. По вопросам, специально касающимся трудновоспитуемых детей, необходимы в первую очередь воспитательные консультации, построенные на принципе тесного сотрудничества психолога, врача (в особенности детского психиатра) и консультанта-социолога и обеспечивающие диагностику и терапию тех или иных аномалий детского поведения. С профилактической точки зрения важно также, чтобы все лица, так или иначе причастные к воспитанию детей (няни, учителя и т. п.), были лучше, чем теперь, осведомлены в вопросах воспитания трудновоспитуемых, отсталых и психически больных детей.

Терапия среды. Эта терапия ставит перед собой две задачи: оздоровление естественной (семейной) среды и увеличение ее воспитательного действия и замену вредно действующей среды другой. Первый путь ведет через консультативно-просветительную работу среди родителей и оказание им действенной помощи в воспитании детей, что нередко играет роль причинной терапии. Второй же путь, которого слишком часто избежать, к сожалению, нельзя, неоднократно оказывается мероприятием паллиативным (помещение ребенка в другую семью или в интернат и т. п.). В специальных же лечебно-педагогических учреждениях ощущается еще острый недостаток.

Лечебно-педагогические мероприятия. Медицинская педагогика есть не что иное, как прикладная детская психиатрия, и представляет собой построенную на биологическом и психологическом фундаменте педагогику для дефективных и психически аномальных детей. С формами, методами и возможностями лечебной педагогики, а в особенности педагогики специальных школ, детский психиатр должен быть хорошо знаком, чтобы быть в состоянии давать родителям компетентную консультацию. В настоящее время уже существуют - хотя и в недостаточном количестве - специальные школы для умственно отсталых, косноязычных, тугоухих, глухонемых, слепых, увечных, дебильных и трудновоспитуемых детей, а также специальные детские сады, дневные лечебно-педагогические пункты и передвижные школы.

Психотерапия. Психотерапия должна прежде всего - независимо от характера расстройства - учитывать "фактор времени". Вообще говоря, на этой возрастной ступени господствуют косвенные методы психотерапии. С помощью таких игр, как петрушка, используя приспособленную к условиям возраста психодраму и т. п., можно быстрее всего выявить внутренние конфликты ребенка и в то же время преодолеть их. В широких масштабах показана групповая терапия. Лепка из глины, рисование и писание красками могут быть ценными не только диагностическими, но и терапевтическими средствами. При известных обстоятельствах могут быть с успехом применены для печения органо-невротических нарушений и гипноз и внушение. Ко времени полового созревания (и особенно при психоневротических расстройствах) психотерапия может с успехом использовать также логотерапевтические методы или предложенный Кретсмером двухколейный стандартный метод. Чрезвычайно ценным вспомогательным средством является так называемая аутогенная тренировка (релаксация). Шульц и Кониг недавно указали на лечебные возможности музыкальной терапии.

Еще по теме:
Динамика психических расстройств
Расстройства в развитии речи
Истерия у ребенка
Врожденные уродства
Нозология психозов
Фармакотерапия. Успехи химиотерапии, с одной стороны, обогатили детскую психиатрию различными новыми лечебными средствами, но с другой - расширили и усложнили ее задачи, поскольку за успехи фармакологической терапии (например, применение антибиотиков при инфекционных заболеваниях центральной нервной системы) приходится часто расплачиваться нервно-психическими нарушениями. Положение врача в отношении детской эпилепсии в наше время стало безусловно легче, даже в тех случаях, когда мы имеем дело с такими формами, которые трудно поддаются терапевтическому воздействию. Успехом нужно также считать, что применение гидантоина дает улучшения у детей с расстройствами поведения и судорожными потенциалами на электроэнцефалограмме. Во многих случаях показана в детской психиатрии гормонотерапия (при эндокринопатиях, нарушениях созревания), хотя и со строгим отбором. В последние годы появилось много сообщений о благотворных последствиях лечения детских энцефалопатии витаминами В6 и В12. Наибольшим же достижением оказались психофармакологические средства, перечислять которые здесь мы, естественно, не будем. Достаточно сказать, что и в детской психиатрии их индикационный спектр весьма широк: начиная от невротических расстройств - через состояния энцефалопатической возбудимости или торпидности, нарушения работоспособности и поведенческие расстройства - вплоть до психозов.

Электросудорожная и инсулиновая терапия. В детской психиатрии и в настоящее время не совсем еще отказались от обоих этих методов, хотя, конечно, круг их применения сильно сузился.

Нейрохирургические методы. Они показаны при хронических субдуральных гематомах и гидроцефалии, при определенных экстрапирамидных расстройствах движений, при некоторых формах эпилепсии (например, резекция нижней височной доли при эпилепсии височных долей), а также при церебральных детских параличах с гемиплегией и односторонней атрофией полушария большого мозга и при не поддающейся никаким другим терапевтическим методам эпилепсии с психическими или поведенческими расстройствами. Что касается лейкотомии, то до сих пор мы лишь в одном случае сочли необходимым прибегнуть к ней (речь шла о крайне агрессивной девушке пубертатного возраста с имбецильностью, которую родители категорически отказывались поместить для лечения в психиатрическую больницу).

К терапевтическим методам относятся также всякого рода лечебные упражнения (гимнастические, двигательные, трудовые и пр.).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: