Нейрогуморальная регуляция процессов полового развития у девочек


В ранней стадии развития человеческого эмбриона различить пол по строению половой железы невозможно. Зачаток половой железы является как бы двуполым. В течение «бисексуального» периода у зародышей обоих полов одновременно развиваются вольфовы (мужские) и мюллеровы (женские) ходы и лишь позднее начинается преимущественное развитие одного и постепенная инволюция другого образования соответственно полу. Некоторые элементы бисексуальности эндокринного характера всегда имеются в женском и мужском организме, поскольку в каждом из них постоянно вырабатываются и мужские и женские половые гормоны.

В ранние годы, на протяжении нейтрального (асексуального) периода, концентрация указанных гормонов настолько незначительна, что ничем особенно себя не проявляет. В дальнейшем начинает все больше и больше доминировать один из гормонов (у девочек - эстрогенный) и, достигая определенной концентрации, начинает соответствующим образом влиять на развитие специфических половых отличий.

Однако в потенции остаются все же признаки противоположного пола, так как выработка андрогенов в женском организме и  эстрогенов   в   мужском   продолжается   и  в половозрелом возрасте.

По данным зарубежных авторов, приводимым А. А. Захарычевой, у мальчиков и девочек до 13-летнего возраста суточное выделение 17-кетостероидов почти одинаково: в 5-летнем возрасте у мальчиков оно равно в среднем 2,5 мг; у девочек - 2 мг; в 10-летнем соответственно 8 и 7 мг; в 15-летнем - 11 и 9 мг. У мужчин в возрасте от 20 до 40 лет выделение 17-кетостероидов в среднем составляет 16 мг с колебаниями от 10,5 до 22,4 мг в сутки, у женщин тех же возрастов в среднем 10 мг, с колебаниями от 7 до 17,5 мг в сутки.

У менструирующих женщин, по данным D'Amour и Smith за сутки выделяется с мочой в среднем 100 ME эстрогенов как минимум в период месячных и 600-800 ME как максимум к моменту овуляции.

А. И. Минкина исследовала выделение эстрогенных гормонов (методом Брауна) у 106 девочек в возрасте 7-16 лет и получила следующие результаты. В возрасте 7-10 лет количество эстрогенов в моче незначительно и равно 1,3-2,3 мкг в сутки, причем 85% выделяемого количества составляет неактивная фракция эстриола. С 11 лет выделение эстрогенов заметно увеличивается - до 11,7 мкг; количество эстриола снижается до 65-68%, а содержание активных фракций - эстрона и эстрадиола возрастает. В период, предшествующий наступлению менструаций, отмечается неравномерность выделения эстрогенов, что, по мнению автора, можно связать со скрытой цикличностью их выделения. С появлением первых менструаций цикличность выявляется четко, однако количество выделяемых эстрогенов ниже, чем у женщин, и не превышает 25 мкг в сутки.

В литературе имеются данные о том, что еще до наступления периода полового созревания в организме девочек вырабатывается, наряду с эстрогенным и андрогенным гормонами, также и прогестерон, однако в таких незначительных количествах, которые не могут влиять в допубертатном возрасте на развитие специфических половых отличий. Так, К. Веселы, исследовав у 19 девочек в возрасте 10-14 лет до наступления первых месячных содержание прегнандиола в моче (продукт обмена прогестерона, обнаруживаемый в моче в количестве 5-20% использованного гормона желтого тела), нашел, что количество выделяемого за неделю прегнандиола колебалось от 0,33 до 1 ж и не зависело от степени развития вторичных половых признаков. Автор считает, что прогестерон в допубертатном возрасте выделяется не яичниками, а надпочечниками. Как известно, прогестерон в эффективных количествах начинает выделяться желтым телом лишь после наступления менструаций. Таким образом, до наступления периода полового созревания только эстрогенный гормон влияет на половое развитие девочек.

Главным источником образования эстрогенов в организме девочки являются яичники. Это уже давно доказано экспериментальными и клиническими наблюдениями. Ранняя кастрация ведет к нарушению половой дифференцировки организма: половые органы остаются инфантильными, вторичные половые признаки не развиваются или мало выражены, половой цикл не наступает. Имплантация молодым кастратам кусочков яичниковой ткани восстанавливает процесс полового развития.

С наступлением периода полового созревания, когда появляются типичные овуляторные менструальные циклы, начинается продукция активного прогестерона, главным местом образования которого, как известно, является желтое тело. Теперь уже в яичнике на протяжении всего менструального цикла почти непрерывно вырабатываются два гормона - эстрогены и прогестерон, продукция которых ритмически то повышается, то понижается соответственно той или другой фазе овариального цикла. С. Е. Фейермарк отмечает в выделении эстрогенов 3 пика: на 6-7-й день от начала менструации, на 12-16-й день и за 6- 8 дней до наступления следующей менструации. При этом следует отметить, что, по современным представлениям, у человека эстрогенной активностью обладают и фолликулярная жидкость, и желтое тело. С другой стороны, как установили Buschbeck, Г. В. Ордынец и другие исследователи, прогестерон образуется клетками гранулезы еще до овуляции, т. е. до образования желтого тела.

Рассмотрим вкратце, как регулируются столь сложные процессы гормональной и генеративной деятельности яичников. Классическими опытами Цондека доказано, что главным и непосредственным, хотя и не единственным, как мы увидим дальше, стимулятором эндокринной функции половых желез являются гонадотропные гормоны передней доли гипофиза (гонадотропины). Имплантация соответствующих кусочков ткани гипофиза инфантильным животным (при наличии у них нормально развитых яичников) вызывает преждевременное половое созревание. Гипофизэктомия, наоборот, ведет к задержке полового созревания. Цондек доказал существование двух гипофизарных гонадотропинов: фолликулостимулирующего и лютеинизирующего. В настоящее время многими авторами признается существование еще и третьего гипофизарного гонадотропного гормона, лютеотропного, которому приписывают функцию стимуляции продукции прогестерона желтым телом.

Связь между яичниками и гипофизом не является односторонней, а представляет собой типичный пример взаиморегуляции разных эндокринных органов, о чем сообщал наш советский ученый М. М. Завадовский и что подтверждается многими опытами других авторов на всех эндокринных железах.

Установлено, что гормоны яичника, продукция которых стимулируется гипофизом, в свою очередь контролируют продукцию гипофизарных гонадотропинов. Так, например, при максимальном накоплении эстрогенов подавляется продукция фолликулостимулирующего гормона гипофиза и стимулируется продукция лютеинизирующего гормона. При максимальной же концентрации прогестерона подавляется активность лютеинизирующего гонадотропина и снова усиливается активность фолликулостимулирующего и т. д. Такой взаиморегулирующей связью обеих желез можно объяснить цикличность овариальной функции. Приведенный пример представляет собой упрощенную схему, в действительности же взаимодействие овариальных и гипофизарных гормонов более сложно.

Взаимосвязь яичников и гипофиза в детском возрасте устанавливается и постепенно усложняется в зависимости от степени зрелости упомянутых, желез, с одной стороны, и от степени функционального развития мозговой коры и подкорковой области с вегетативными центрами, с другой.

А. И. Минкина, изучая возрастные особенности выделения гонадотропинов с мочой у девочек различных возрастных групп, показала, что в возрасте 2-3 лет гонадотропные гормоны выделяются в количестве 7-8 м. м. е.; 4-7 лет - в количествах, близких к следовым - 4-б м. м. е., 7-10 лет гормонов в моче обнаружено не было. В возрасте 10-12 лет количество гонадотропинов в моче остается низким - 4,5-8,5 м. м. е., в 12- 13 лет у половины обследованных детей указанных гормонов в моче не было найдено, у второй половины количество их достигало 10-20 м. м. е., у девочек 13-14 лет доходило до 35 м. м. е., а в возрасте 14-15 лет - до 58 м. м. е. Большинство девочек с высоким уровнем гонадотропинов начинало менструировать в ближайшие 6-12 месяцев.

Связь яичника с гипофизом как в ювенильном, так и в половозрелом возрасте по указанным соображениям имеет особое значение. Учитывая физиологические механизмы регуляции процессов полового созревания, нельзя недооценивать прямой и косвенной связи яичника и с другими эндокринными железами.

Таким образом, процессы полового развития регулируются комплексом функций разных эндокринных органов, находящихся между собой в чрезвычайно сложных взаимоотношениях, при доминирующей роли половых желез, стимулируемых главным образом гормонами передней доли гипофиза.

Какими же механизмами регулируется и координируется столь сложная деятельность комплекса эндокринных желез, в той или иной форме и степени влияющих на процессы полового развития и половой функции? Эта функция, как доказали И. П. Павлов и его ученики, осуществляется высшим координирующим центром - корой головного мозга. Кортикальная регуляция желез внутренней секреции может осуществляться разными путями. Один путь, хорошо изученный, нервно-гуморальный, трансгипофизарный путь, по которому импульсы, исходящие из головного мозга, достигают эндокринных органов, в том числе и половой железы, опосредованно через гормоны гипофиза. Но одновременно с указанным может действовать и другой способ передачи импульсов с коры головного мозга эндокринным железам (не опосредованно через гормоны гипофиза), а именно нервнопроводниковый, парагипофизарный способ.

Говоря о внутренних механизмах регуляции процессов полового развития, мы не должны забывать и об отмеченной выше очень важной роли факторов внешней среды, связь организма с которой также регулируется корой головного мозга.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: