Гигиена письма, прямое и косое письмо


Всё то, что говорят в отношении гигиенических требований к посадке учащихся и естественному освещению при чтении, может быть полностью повторено и в отношении гигиены письма. Однако, помимо сказанного, имеется ещё ряд дополнительных специфических гигиенических требований для письма. Эти требования вытекают из физиологических особенностей процесса письма. При письме имеет место работа не только мозговой коры и органа зрения, но и работа многих мышц тела. Помимо работы задних шейных и спинных мышц, связанных с сидением, при письме вовлекаются в работу также мышцы пальцев и отчасти пястья и запястья кисти руки, предплечья и плеча.

Правильная посадка учащихся во время письма имеет ещё большее значение, чем при чтении, так как в процессе писания ребёнку и подростку приходится делать постоянные движения. При неправильном положении туловища, и особенно при более или менее значительном наклоне головы вперёд напрягаются шейные мускулы, поддерживающие её. В результате этого быстрее наступает утомление этих мускулов. Последствием этого обычно бывает ещё больший наклон головы вперёд или склонение её набок. Вполне очевидно, что при этом вовлекаются в работу и другие соседние мышечные группы. При продолжительном письме утомляются не только мышцы, непосредственно принимающие участие в процессе письма, но и соседние мышечные группы. В итоге утомления этих мышц получается то, что учащийся при продолжительном письме ищет опоры для головы и опирается грудью в край стола. Это влечёт за собой сдавливание грудной клетки и нарушение нормального кровообращения и дыхания.

Если учесть относительно большую продолжительность письма (в суммарном выражении) в течение учебного дня, особенно в младших классах, становится очевидным вред неправильной посадки учащихся во время занятий, связанных с письмом.

Дети и подростки очень легко нарушают гигиенические правила письма. Даже те из учащихся, которые приучены в начале обучения в школе к правильной посадке, быстро приобретают самые разнообразные неправильные и вредные позы в результате наступающего при письме утомления. Правильная посадка при письме является одним из основных требований школьной гигиены.

Требования школьной гигиены в отношении охраны зрения детей и подростков при чтении полностью применимы и при письме. Однако здесь надо учитывать специфические особенности работы глаз в процессе письма. Писать учащемуся приходится в тетрадях с линейками, а в младших классах - в тетрадях, имеющих не только горизонтальные линии, но и косые, а при занятиях арифметикой - в тетрадях, имеющих клеточки. Всё это, естественно, затрудняет работу глаз при письме и ведёт к более быстрому их утомлению.

Занятия по письму связаны с работой глазных мышц, приводящих в движение глазное яблоко. Из физиологии известно, что движения глазного яблока в вертикальном к поперечной оси глаза, а также в параллельном к ней направлениях являются лёгкими и не вызывают быстрого утомления глазных мышц. И, наоборот, движения глазного яблока по линии, идущей под косым углом к поперечной оси глаз, быстрее вызывают утомление глазных мышц. Это имеет место в тех случаях, когда тетрадь расположена на столе неправильно, а также и тогда, когда учащийся при письме имеет неправильную посадку.

Очень важно, чтобы учащийся имел ручку и перо, соответствующие требованиям школьной гигиены.

Не менее важно, чтобы учащийся умел правильно держать ручку при письме. Нередко дети, особенно в начале обучения их письму, пишут таким образом, что в работе участвует вся кисть руки. Между тем при нормальном процессе письма необходимо участие лишь трёх пальцев, а кисть должна двигаться лишь при переносе. Необходимость участия в процессе письма лишь трёх пальцев вытекает из построения букв. При письме кисти рук учащегося должны быть слегка наклонены к столу. Разрыв между большим и указательным пальцами при письме должен иметь направление кверху. При этом учащийся обычно видит ладонную поверхность пальцев. Ручку между большим и указательным пальцами следует держать без напряжения, чтобы уменьшить затрату мускульной энергии при письме. Ручка в отношении тетради должна находиться под углом в 60°. Держать ручку во время письма следует таким образом, чтобы пальцы были слегка изогнуты один под другим. При этом кисть руки обычно опирается на наружный край кончика мизинца. Ручку следует брать пальцами подальше от пера, примерно на расстоянии 4-5 см от кончика пера.

Буквы, как известно, состоят из четырёх элементов: 1) тонкого штриха, 2) толстого основного штриха, 3) дуги, направленной вправо, и 4) дуги, направленной влево. Проведение такого тонкого штриха осуществляется путём разгибания пальцев, держащих перо. Начертание толстого основного штриха проводится при посредстве сгибания пальцев. Проведение дуги, направленной вправо, осуществляется путём отведения пальцев от груди. А отведение дуги, направленной влево, проводится при посредстве приведения пальцев к груди.

Толстый основной штрих должен быть перпендикулярен к основной линии глаз или, иначе говоря, к той воображаемой линии, которая проходит через середину обоих глаз в горизонтальном направлении. Необходимо следить за тем, чтобы основная линия глаз была параллельна краю стола и поперечной оси тела, а равно и обоих его плеч. При таком положении глаз процесс письма вызывает наименьшее утомление учащегося, однако при условии обязательного соблюдения прочих гигиенических требований, предъявляемых к письму.

Нормальная посадка детей и подростков при письме в домашних условиях может быть легко обеспечена при соблюдении тех же требований, которые указаны в статье при изложении гигиены чтения. Вместо подставки для книг, при письме можно рекомендовать накладывание на горизонтальную крышку стола специальной наклонной доски. Изготовить такую наклонную доску для письма собственными силами не представляет особых затруднений.

Среди педагогов и гигиенистов долгое время вызывал спор вопрос о характере письма, о косом и прямом почерке. Этот вопрос окончательно не решён и по настоящее время. В связи с этим разберём существующие точки зрения как в отношении косого письма, так и прямого.

Косое письмо прежде всего требует правильно устроенной и соответствующей росту детей и подростков парты. Тетрадь при косом письмо должна быть расположена напротив середины туловища учащегося. Она должна находиться в наклонном положении к краю стола. При этом нижний край тетради располагается так, что он образует с краем стола парты угол примерно в 30-40°, открытый вправо. Что касается горизонтальных линеек тетради, то они также должны иметь угол в отношении края стола в 30-40. В процессе письма необходимо стремиться к тому, чтобы косые линии тетради и наносимые на линии буквы имели перпендикулярное направление к краю стола.

У учащегося при письме поперечная ось тела и соединительная линия обоих плеч, а также соединительная линия обоих глаз должны иметь параллельное расположение в отношении линии края стола. Соблюсти все эти требования при косом письме не всегда удаётся. Нередко при косом письме тетрадь не лежит против середины туловища, а находится в значительном уклонении вправо или влево от него. При этом наклон тетради доходит иной раз до 50-60°, а иногда и больше, что принуждает пишущего передвигать правую руку вместе с локтем за край стола, причём левая рука свешивается вниз. В итоге получается совершенно неправильная посадка, при которой поперечная ось тела образует с краем стола острый угол, открытый влево. При неправильном положении тетради при косом письме получается то, что наносимые на бумагу штрихи букв не располагаются вертикально к краю и не рассматриваются обоими глазами на одинаковом расстоянии. Естественным последствием этого являются развитие близорукости и боковые искривления позвоночника (сколиозы).

Прямое письмо в гигиеническом отношении имеет некоторые преимущества, так как оно даёт возможность более легко обеспечить правильную посадку учащегося за партой, чем при косом письме. При прямом письме тетрадь располагается на столе прямо перед туловищем. Особенно существенно, чтобы длина строчек не была слишком велика. При прямом письме надо располагать прописи и прочий списываемый материал прямо впереди тетради.

Далее при прямом письме необходимо следить за тем, чтобы при переходе от верхней к нижней строчке тетрадь подвигалась вверх. Это необходимо для того, чтобы не изменялось расстояние между строкой, которую пишет учащийся, и краем стола.

При прямом письме основные черты букв наносятся перпендикулярно к ведущей строке. При таком положении глаза, следящие за движением пера, преодолевают незначительные препятствия и утомление глаз относительно невелико. Так же, как и книга при чтении, тетрадь во время письма должна быть расположена от глаз на расстоянии 35-40 см, отнюдь не ближе 30 см.

Однако и прямое письмо не гарантирует от тех уклонений в посадке, которые могут иметь место при отсутствии у учащихся прочных навыков правильной техники письма и посадки за партой. Надо также иметь в виду, что при прямом письме несколько затрудняется быстрота писания.

В нашей школе принято письмо с незначительным наклоном, примерно в 10-15°, что даёт возможность использовать преимущества и прямого и косого письма.

Из всего вышеизложенного видно, что процесс письма в физиологическом отношении для ребёнка и подростка представляет относительно тяжёлую работу. При этом надо также учитывать, что при письме учащийся затрачивает значительную нервную энергию. Учителям надо обращать внимание на необходимость облегчения процесса письма. В этом направлении имеет большое значение шрифт письменных букв. Если в прошлом, когда отсутствовали пишущие машинки, каллиграфия имела большое значение, то в настоящее время её применение ограничено. Задача школы: выработать у учащихся чёткий, ясный и красивый почерк, который может быть достигнут при применении упрощённого шрифта.

В настоящее время упрощение шрифта при письме является одним из требований гигиены зрения. Необходимо, чтобы в порядке упрощения начертаний букв была установлена единая форма букв как заглавных, так и строчных. Надо следить за тем, чтобы очертания. букв не были сложными.

Говоря о гигиене письма, следует вкратце упомянуть о встречающемся иногда патологическом явлении, возникающем в результате продолжительного письма без, достаточных перерывов для отдыха, называемом писчей судорогой (спазмом). При писчей судороге наступает расстройство движений кисти руки, а обычные движения мышц правой руки происходят нормально. Писчая судорога является таким же болезненным состоянием при чрезмерно продолжительном письме, как заикание при разговоре. Причиной возникновения писчей судороги является переутомление нервной системы. Писчая судорога, являясь расстройством координации мышечных движений кисти руки, вызывается, как полагают, нарушениями не в периферической, а в центральной нервной системе. При писчей судороге писание крайне затруднено или невозможно. Иногда в начальной стадии писчей судороги наблюдается только усталость правой руки, иногда ощущается некоторое онемение в предплечьях и пальцах, а также бывают мышечные боли. Помимо длительного письма, развитию писчей судороги содействуют плохие перья, особенно твёрдые стальные, неправильная посадка при письме, волнение, страх и пр. При наличии писчей судороги даже в начальной её форме писание должно быть полностью прекращено вплоть до её исчезновения.
 
Учитывая, что процесс письма для учащихся не является лёгким занятием, необходимо соблюдение гигиенических норм продолжительности письма детей и подростков различных возрастов. Особенно это необходимо в отношении детей, учащихся в младших классах, у которых кости пальцев ещё не вполне окостенели. Если учесть то, что наряду с этим учащемуся при письме приходится напрягать внимание, то понятно, что вопрос о гигиене письма приобретает ещё большее значение и требует надлежащей сто регулировки в соответствии с возрастом детей и подростков.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: