Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение


Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны. Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

Этиология. Наши знания об этиологии олигофрении в связи с достижениями в области изучения хромосомных аномалий и молекулярных болезней значительно расширились. Более ста болезней и вредных факторов, ведущих к слабоумию, обобщены в следующие большие группы.

Причины умственной отсталости
I. Генетические причины
а) грубые хромосомные аберрации
б) мутации генов (энзимопатии и т. п.)
II. Вредные влияния среды
а) пренатальные
б) перинатальные
в) постнатальные

Среди хромосомных аномалий, вызывающих олигофрению, наиболее частой является болезнь Дауна, однако встречаются также более редкие формы, где в основе олигофрении лежит хромосомная аберрация. Аномалии половых хромосом при синдромах Клинефельтера и Тернера также сопровождаются умеренным слабоумием.

Среди энзимопатии, связанных с мутацией одного гена, на первом месте следует упомянуть фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию), однако целый ряд более редких энзимопатии (например, болезнь кленового сиропа, болезнь Гартнупа, тирозиноз, болезнь Вильсона, галактоземия, гаргоилизм, болезнь Тея - Сакса, спорадический кретинизм) также протекают с умственной отсталостью.

Генетические факторы могут быть прослежены у умственно отсталых детей, родители которых также слабоумны, но без установленной причины.

Среди причин, ведущих к приобретенной олигофрении, в пренатальный период выделяют краснуху, токсоплазмоз и другие внутриутробные инфекции. Среди интранатальных факторов ведущее место принадлежит внутриутробной асфиксии, а также ацидозу, гипоксии и кровоизлияниям в мозг. Ядерная желтуха, симптоматическая гипогликемия, менингит и энцефалит наиболее часты среди причин постнатальной олигофрении.

Выяснить причину целого ряда пренатальных заболеваний не удается. Это особенно относится к таким грубым порокам развития, как порэнцефалия, микроцефалия, анэнцефалия и значительная часть случаев гидроцефалии.

Патология. Отставание в умственном развитии, степень которого можно измерить с помощью специального коэффициента IQ (intelligence quotient, коэффициент умственного развития), можно разделить на следующие виды:

Дебильность. Коэффициент умственного развития при этом равен 0,50-0,70. Двигательные функции и речь развиваются с опозданием, учеба в школе связана с трудностями, часть детей попадает во вспомогательные школы и другие дефектологические заведения. Под руководством способны к несложной деятельности.

Имбецильность (олигофрения). Коэффициент умственного развития равен 0,20-0,50. Дефектологическое обучение приносит определенный результат, дети могут научиться выполнять простые задания. К самостоятельной жизни не способны.

Идиотия. Коэффициент умственного развития ниже 0,20. Могут овладеть зачатками речи, но не обучаемы; питаться, выполнять гигиенические процедуры и одеваться могут только под строгим контролем.

Абсолютное большинство умственно отсталых является дебилами - до 85%, имбецилов значительно меньше - около 3%. Индивиды, коэффициент умственного развития которых находится между 0,70 и 0,90 и число которых оценивается в одну пятую от всей популяции, олигофренами не считаются. Однако их значительная часть не справляется со школьными заданиями и не может овладеть специальностями, требующими определенных умственных способностей.

Диагноз. В диагностике основными задачами являются: 1. как можно более раннее распознавание отставания, 2. определение тяжести состояния, 3. выяснение возможной причины.

Постановка диагноза умственной отсталости является задачей, связанной с большой ответственностью врача: это приносит несчастье в жизнь семьи и часто требует ее перестройки. В отдельных случаях, например при кретинизме, когда ранний диагноз определяет прогноз, как правило, отставание можно обнаружить только на основе длительного наблюдения. Подозрение на олигофрению возникает при значительном отставании от нормального психомоторного развития. В большинстве случаев запоздание обнаруживается во всех сферах психомоторного развития. Отсталые дети позднее начинают интересоваться средой, позднее сидят, стоят, ходят; позднее начинают тянуться к предметам, запаздывает понимание слов и речь. То, что доступно младшим детям, ребенок-олигофрен не в состоянии сделать даже в более старшем возрасте, внимание не может быть устойчивым. Неправильное понимание слов, неправильное узнавание предметов и т. д. может быть также результатом дефекта слуха или зрения. С другой стороны, есть умственно нормально развивающиеся дети, которые в связи с дефектами зрения или слуха напоминают умственно отсталых.
 
Очень важно наблюдение за поведением ребенка: часть отсталых детей крайне пассивна, одни из них слишком спокойны, другие, наоборот, эретические, возбужденные, бессмысленно активные. При постановке диагноза помогают различные специфические соматические характеристики, например при болезни Дауна и кретинизме. Важные сведения может дать изучение наследственности, а также тщательный анамнез родов и постнатального периода.

Для определения коэффициента умственного развития используются простые тесты, однако их применение требует особых знаний и опыта, поэтому необходима помощь специалиста-психолога. Результат исследования показывает, какому возрасту соответствует умственное развитие пациента (умственный возраст). Если показатель умственного возраста разделить на хронологический возраст (в годах), то мы получим IQ. Кроме того, для постановки диагноза необходимо тщательное офтальмологическое, аудиологическое и неврологическое исследование.

Причинный диагноз удается поставить только в некоторой части случаев, это весьма трудоемкая и сложная задача. Только с помощью большего диапазона лабораторной техники можно повысить точность диагноза. Может потребоваться анализ хромосом, обнаружение аминоацидурии, детальное исследование обмена белков, жиров и углеводов, а также функций эндокринной системы.

Лечение умственной отсталости. Причинная (целевая) терапия возможна только при некоторых формах отставания, как кретинизм, фенилпировиноградная олигофрения, при редких аминоацидуриях и галактоземии. При наличии конвульсий определенных результатов можно добиться с помощью противосудорожной терапии. Возбужденным детям могут быть назначены транквилизаторы.

Наиболее трудным моментом лечения является осознание родителями положения детей. Печальная обязанность врача объяснить родителям это положение требует чуткости и терпения. Трудным вопросом является посещение школы. Соответствующие специалисты определят, до какой степени это возможно. В дефектологических учреждениях удается добиться хороших результатов. При тяжелом дефекте встает вопрос о воспитании в специализированной клинике. Это зависит от домашних условий, но воспитание в клинике кажется предпочтительным, так как более вероятно, что при специальном воспитании ребенок обучится определенным навыкам гигиены и самостоятельности. Даже небольшой прогресс в этой области значительно облегчает повседневную жизнь больного и его близких.

Профилактика. При отдельных формах олигофрении профилактика может быть весьма эффективной. К значительным медицинским достижениям последнего десятилетия относится разработка методов защиты от возможных родовых травм, раннее распознавание и лечение гипогликемии, гипоксии, тяжелой желтухи, фенилкетонурии, галактоземии и кретинизма; выделение детей, отягощенных энзимопатиями. Эффективность лечения олигофрении глютаминовой кислотой является сомнительной. При наследственных заболеваниях добрачная и генетическая консультация может способствовать снижению числа носителей генных мутаций.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Эрик Керпель

Еще по теме:


Страницы: 1 2 След.
Гость, 01.10.2011 07:25:30
Почему меня не покидает стойкая уверенность, что умственная отсталость не лечится даже в детском возрасте?
Гость, 23.05.2012 20:52:03
Умственная отсталость НЕ ЛЕЧИТСЯ, т.к. поражен мозг. Можно сгладить симптомы, адаптировать к социальной жизни, но вылечить никак, это не простуда которая лечится лимоном и медом.
Гость, 04.12.2012 14:53:31
мы все лечение прошли  какое назначали" но нам только хуже стало!чем дальше тем хуже!
Гость, 06.02.2013 15:32:49
А так хочется верить в ЧУДО и на то что у твоего ребёнка есть будущее,не опускайте руки мамочки
Гость, 18.03.2013 23:34:24
Не опускайте руки, мамы! Это очень сложная работа с ребенком, но с вашей верой всем сердцем в излечение ребенка вы облегчите ему жизнь!
Гость, 04.08.2013 00:07:11
Не опускайте руки!
оксана, 08.08.2013 08:09:58
умственная отсталость это ужасно . мы лечим дочь 5,5 лет у нас мизерные улучшения требуется огромное терпение
Светлана, 08.08.2013 23:08:02
Мы тоже лечимся, нам лечение помогает, сын становится внимательным, появился интерес к занятиям, улучшается память. Очень хочется, чтобы все нормализовалось, ведь и ему тоже тяжело. Получается нам теперь всю жизнь пить лекарства?
юля, 22.08.2013 10:17:51
моему сыну 9 лет в три годика он перестал говорить стал кусать руки бегать по комнате из угла в угол вот уже два года как стали происходить приступы судорог врачи говорят что это мутизм шизофрения умственная отсталость диагнозов много а толку нет что делать
Гость, 20.02.2014 16:30:21
харош ныть всем!
1. решили не слить дитё в детдом (дурку)- сожмите зубы и терпите, лечите.
хуже чем есть уже не будет.
2. Примите ребенка какой он есть. убавьте уровень своего "ЭГО". (согласитесь вам неудобно за себя (всего лишь) перед соседями и людьми в общественных местах? ведь правда? Вам ведь важно что они думают и как обсуждают вас и вашего ребенка на кухне? Вы не можете спать по ночам - ломаете голову - "За что именно Я?"  Отбросьте все эти нервы - пока не заработали себе на почве нервного истощения раковую опухоль. вот тогда уже ни вам , ни тем более ребенку уже точно никто не поможет... Держать себя в руках ибо от вас зависит его жизнь.
3. Обучайте простым вещам с переходам на сложные. а главное жать на нужные кнопочки - (приобретите планшет чтоль) ибо у меня есть уверенность что скоро все будет на кнопочках. а так он уже будет подготовлен.
4. ну и традиционно - мы все умрем!
уставший от переживаний, поседевший в 33 года отец ребенка с умственным отставанием.
Ия, 04.03.2014 15:36:02
у меня есть сын нам 7лет. диагноз - умственная отсталость и сенсомоторая аллалия. никак это не лечится.себя не контролитует кускет руки,бьёт себе голову,плачет,орет. а иногда целыми днями носится;прыгает,бегает,смеется.За собой не ухаживает.Вроде понимает что хочет кушать или спать. знает что такое нельзя.родные советовали отдать его в дом для умственно отсталых. но я не хочу и даже думать об этом боюсь.после него родила ещё двух мальчиков;оба здоровые.Семья полноценная. Причины не известны.Как быть и что делать? может посоветуете?
Гость, 07.03.2014 23:10:45
У меня сын 3,5 года не говорит ,практически не на что не реагирует ,хотя до года развивался нормально даже на горшок просился ,устно озвучили диагноз умственная отсталость ,видимо официально поставят после 4лет . Я твердо уверена что вылечу своего сына и ничего другого слышать не хочу .Живу этой уверенностью и только поэтому руки не опустила .
Гость, 24.03.2014 12:21:16
Это лечится!!! Главное УВЕРЕННОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ, И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ и ЗАНИМАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ с РЕБЕНКОМ!!!
кристина, 26.05.2014 10:13:29
У меня дочь 11 лет,диагноз умственная отсталость.Когда была меленькая были надежды,что станет лучше,а сейчас нет.Чем старше становиться,тем хуже и хуже.Очень агрессивная-и на близких и на чужих.Постоянно находиться в психопаточном состоянии,дерется,обзываеться,кидает предметы. Уже сил нет ни каких.Что делать незнаю...Чувствую что скоро совсем с ней не справлюсь..и отдавать ни куда не хочу.Моя же кравиночка,люблю ее очень.
Гость, 15.06.2014 12:18:58
У меня дочь.не говорит.произносит мама,папа,я,ты.и все.ей 7лет.раньше ставили ЗПР,и вдруг У.О.F-71.ребенок капризничает,ругается.но мы больше считаем что это от того что она одна и избалованная.из 180 каналов находит канал-карусель и ставит себе мульты.в инете находит клипы детские и игры.
люба, 19.09.2014 15:03:09
Здравствуйте я бы хотела бы узнать вот с этой диагнозом детки говорят умственным отсталых моей девочки 5,8 лет скажите пожалуйста словарных запасов 10
Гость, 08.10.2014 18:27:36
Добрый день!!!хочу поделится свои опытом,я вышла замуж и у мужа есть дочь ей11лет а у меня сын тоже11лет...живем мы три года на свет появился наш общий сын...да девочка умственно отсталая...терпения надо калосального...девочка нечего неумела делать..ни уборку по дому...личная гигиена отсутствовала...понимание и любовь она не знала...пройдя два года у девочки выработался план..ей как роботу я давала программу и говорила повторяй про себя...проснутся почистить зубы,переодется,идти в школу и т.д...и конечно любовь больше ласки объятий,вот и все...
гость, 15.10.2014 04:26:47
Я каждый день умираю  смотря на нее и ничего , абсолютно ничем ей не могу помочь. Как же страшно и несправедливо не осознавать и не понимать этот мир, не ощущать себя в нем. Это моя дочь , красавица  мой ангел. И что, сколько я проживу и кому она нужна. Ну как же ей все таки помочь?
Гость, 30.10.2014 07:00:32
Моему сыну 14 лет. Диагноз У.О. В роддоме простуженному ребенку поставили прививку,даже не спросили 2000 г. С 3,5 лет бегаем по занятиям и специалистам. Развитие как шло крайне медленно  так и идет  (что не дает опускать руки). У меня еще две дочери младшие. Благодаря им не сошла с ума. Я убеждена, что прививки играют не малую роль в развитии наших детей.
Гость, 03.02.2015 10:47:42
моей дочки 7.7 мы недавно начали говорить фразами появились небольшие предложения. есть сложности в обучении. обводим трафарет. пишем только по точки. сейчас появился интерес книгам.мы ходим вовсе кружки. с обычными детьми. записались в городскую библиотеку вместе с ней выбираем книги.. стихи рассказы сказки. который легче будет запомнить. каждое лето всей семьёй стараемся свозить .  детей в зоопарк. в парк Маяковского на качели . каждый год ходим на ёлки. ёлки у нас проходят в кружках где мы занимаемся. в доме культуры.порой опускаются руки.но понимаешь что кроме нас не кому они не нужны. если не мы им поможем кто кроме нас? нам надо принять их такими какие они есть. проявить к ним свою любовь. чтоб они почувствовали что их любят и они нужны своим родным. вложите них всё что можно вложить несмотря на их заболевания.
Ваван, 26.03.2015 19:07:23
в общем за 6 лет поиска волшебной пилюльки для ребенка обнаружил для себя лишь такую схему.
для начала успокаиваю ребенка давая ему этот страшный рисполепт. (просьба тупо не давать ребенку а вначале проконсультироваться у психиатра). как объяснил псих - это типа успокаивает его - придает усидчивость на занятиях и как он сказал что это придаст его мыслям и идеям не хаотичный порядок а некую упорядоченность, что всем нашим деткам просто необходимо.
итак успокоил ребенка придал его мыслям течение спокойной реки.
далее занимаемся с дефектологами и логопедами (даже если не говорит) как и мой в принципе.
это даст эффект загружения и восприятия новой информации - что не позволяет ему ее воспринимать в обычном состоянии (постоянное хаотичное движение по комнате, тряка предметами, крики вокализация стереотипия и подобная хрень)
больше ничего у меня за 6 лет не получилось какие только ноотропы мы не кололи и чего только не давали.
Единственный минус способа - привыкание к дозе. т.е. я заметил через пару месяцев ежедневного приема по 0,25мл - эффект спокойствия душевного пропадает и опять начинаются эти бессмысленные движения, крики. Но зато часть информации уже сидит в его бошке. потом делаю перерыв - организм очищается. и снова по этой схеме. никаких наборов веса о которых идет речь в инете, никаких побочек у нас не было. пока спасаюс таким вот способом. я не врач и это мой путь... надеюсь может кому пригодится, только прошу вас проконсультируйтесь с психом вначале. всем добра.
ГостьТатьяна-бабушка Влада 15 ти лет., 15.04.2015 00:10:53
У нас мальчик тоже с диагнозом F 71.8 /Он добрый, ласковый. Вспышки гнева бывают, если сам провоцируешь своим повышенным тоном. Есть ли у кого-нибудь дети постарше, что изменяется у них с возрастом?
Гость, 08.05.2015 02:08:04
Все не кажется не таким ужасным в случае легкой умственной отсталости. Ребенку очень не хватает искренней любви, понимания, признания, доброжелательности, похвал, когда ребенок делает что-то хорошо, и вообще чувствует себя никому не нужным дебилом. При таких обстоятельствах возникает агрессия, негативизм, желание все сделать наоборот, враждебность. Для этого в первую очередь надо соблюдать вышеуказанные условия общения с ребенком, учитывать и уважать его, как личность и возникнет доверие между умственно отсталым ребенком и его/ее родителями. И когда есть доверие, то надо попробовать приучить ребенка обычным вещам, начиная от самых элементарных, кончая довольно сложными навыками. Но не делать все по принципу все и сразу, этим все испортите.  Обучать нужно незаметно, постепенно и проявлять терпение. Поощрять и хвалить даже самые незаметные и маленькие прогрессы.  А о больших удачах и говорить не приходится. Нельзя игнорировать сдвиги вперед, независимо от того, они большие и сразу заметные, или незаметные, но стабильные, имеющие тенденцию к прогрессированию(усилению). Игнорирование родителями успехов ребенка очень грубая ошибка, подавляющая всякий стимул стать лучше. Ребенок будет думать так։ <<А зачем меняться к лучшему, все равно не оценят, любить и уважать больше от этого не станут, вечно будут критиковать, и не считаться с моим мнением и интересами. Я в любом случае буду выглядеть плохой/плохим в их глазах>>. Родители, если имеют достаточно зрелые взгляды на жизнь и аналитическое мышление, должны уметь осознавать свои ошибки, анализировать и не повторять их, и иметь чувство ответственности, а не перекладывать всю вину неудач на больного ребенка и жаловаться, что все ужасно. Нужна гибкость и правильный подход. Не надо кричать и заставлять слепо принимать ваше решение. Надо в спокойной форме говорить с ребенком, не давить, и не заставлять безоговорочно принимать вашу точку зрения, ни в коем случае не оскорблять, не унижать, не подкалывать, не унижать его достоинство, конечно же не бить в противном случае сами спровоцируете агрессию к вам. Надо не навязывать свое, а соблюдать личное пространство, личную территорию, развивать в ребенке самостоятельность, ответственность за свои действия и четкое понимание последствий своих поступков. Пусть сам делает элементарные или неопасные дела.  Ребенок должен четко осознавать ответственность за свои слова и поступки, отражающиеся на его жизнь и на жизнь окружающих. Для этого нужно конкретное, четкое, терпеливое, спокойное и максимально подробное объяснение. Тогда понимание последствий будет предельно ясным. Иногда надо позволить ребенку с легкой формой умственной отсталости делать ошибки, конечно не опасные, и дать ему возможность понять, и проанализировать свою ошибку, со всеми вытекающими из этого последствиями. По принципу: сделай один шаг назад, чтобы сделать два шага вперед. Надо попросить педагогов с пониманием относится к ребенку и дать ему шанс развиваться. А если сверстники захотят обидеть ребенка, педагог пресечет эти попытки.  Лечение, лекарства, коррекция поведения, помощь специалистов само собой. И не надо забывать про нашу христианскую религию, веру в Бога и православную официальную церковь. По своему собственному опыту говорю, что именно вера в Бога и помощь Богородицы и святых спасала меня во всех роковых ситуациях моей жизни. Нужны ежедневные молитвы. Надо идти в церковь. И чтобы Господь услышал эти молитвы, надо в свою очередь делать шаг к Нему. Например, я молилась, чтобы Богородица спасла мне жизнь, когда я смешала алкоголь с таблетками, и мне было так плохо, что я боялась смерти и в своей молитве дала обещание больше не пить, по крайней мере во время приема таблеток, и Богородица увидев искренность моего обещания, спасла меня от смерти, а я в свою очередь держу свое обещание. Бог от меня хочет не то, чтобы я давала деньги церкви, а то чтобы я вела образ жизни, который Он хочет.  Сколько денег вы даете церкви прямо зависит от вашего бюджета. И вообще Творец  делает акцент на твоей верности Ему, степени доверия и правильном поведении, а не на деньгах. Очень хочу, чтобы все люди были счастливые, здоровые, добрые, правильные и истинные христиане. Чтобы изменить мир к лучшему надо начать с себя.
Гость, 21.04.2016 20:51:09
Почитала комментарии, сколько же сейчас таких детей! И это все неспроста. Нет дыма без огня. У меня сыну 14 лет, поставили диагноз лёгкая умственная отсталость с нарушением поведения. Жизнь разделена на до и теперь....Во всем виноваты мы, родители. Страдает сами, страдают дети. Нам вместе надо учиться становиться Людьми. А не требовать чуда исцеления от врачей.  Почему это случилось именно с нами, для чего- думайте, и старайтесь исправить хоть что-то пока есть надежда, пока живы. Я себе говорю это каждый день. Что пришло время трудиться душой. Не отчаиваться, учиться радоваться жизни, включать в это ребёнка, вовлекать его , найти то, за что можно ухватиться как за спасательную соломинку. Молитесь за себя и за наших детей. Дай нам Бог сил.
Гость, 17.05.2016 23:42:39
Моему сыну 8 лет,с 2 х лет постепенно перестал говорить,после 3 х лет появилась агиессия ,когда его не понимают или он не понимает!Где мы только не были,и что только не пили.Толка нет.В 8 лет он ест сам,в туалет ходит сам,одевается на половину под контролем,знает буквы ,но не все,с цыфрами хуже.
Говорит только начало либо конец слова.
Самая большая проблема-вспыльчивый очень,чуть что не так-кусает себя,либо другого человека (
Как же быть?может кто сталкивался?
Рисполепт пили-пока пили все хорошо,перестали пить-в 2 раща хуже поведение.
В школе высиживает 2 урока....
Были на иглотерапии у профессора Рахманова,дельфинах,лошадях...
Прошли полное обследование в ген.центре . руки я не опускаю,про интернат речи нет.всем терпения!
Страницы: 1 2 След.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: