Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение


Под слабоумием понимается значительное отставание от среднего для данного возраста уровня умственного развития и адаптивного поведения. Умственный дефект может быть врожденным или приобретенным на ранней стадии развития; причины дефектов весьма разнообразны. Олигофрения представляет не только личную и семейную трагедию, но и тяжелую социальную проблему в связи с частотой встречаемости: примерно у 3% новорожденных можно ожидать отставания в умственном развитии, характеризуемого как слабоумие.

Этиология. Наши знания об этиологии олигофрении в связи с достижениями в области изучения хромосомных аномалий и молекулярных болезней значительно расширились. Более ста болезней и вредных факторов, ведущих к слабоумию, обобщены в следующие большие группы.

Причины умственной отсталости
I. Генетические причины
а) грубые хромосомные аберрации
б) мутации генов (энзимопатии и т. п.)
II. Вредные влияния среды
а) пренатальные
б) перинатальные
в) постнатальные

Среди хромосомных аномалий, вызывающих олигофрению, наиболее частой является болезнь Дауна, однако встречаются также более редкие формы, где в основе олигофрении лежит хромосомная аберрация. Аномалии половых хромосом при синдромах Клинефельтера и Тернера также сопровождаются умеренным слабоумием.

Среди энзимопатии, связанных с мутацией одного гена, на первом месте следует упомянуть фенилпировиноградную олигофрению (фенилкетонурию), однако целый ряд более редких энзимопатии (например, болезнь кленового сиропа, болезнь Гартнупа, тирозиноз, болезнь Вильсона, галактоземия, гаргоилизм, болезнь Тея - Сакса, спорадический кретинизм) также протекают с умственной отсталостью.

Генетические факторы могут быть прослежены у умственно отсталых детей, родители которых также слабоумны, но без установленной причины.

Среди причин, ведущих к приобретенной олигофрении, в пренатальный период выделяют краснуху, токсоплазмоз и другие внутриутробные инфекции. Среди интранатальных факторов ведущее место принадлежит внутриутробной асфиксии, а также ацидозу, гипоксии и кровоизлияниям в мозг. Ядерная желтуха, симптоматическая гипогликемия, менингит и энцефалит наиболее часты среди причин постнатальной олигофрении.

Выяснить причину целого ряда пренатальных заболеваний не удается. Это особенно относится к таким грубым порокам развития, как порэнцефалия, микроцефалия, анэнцефалия и значительная часть случаев гидроцефалии.

Патология. Отставание в умственном развитии, степень которого можно измерить с помощью специального коэффициента IQ (intelligence quotient, коэффициент умственного развития), можно разделить на следующие виды:

Дебильность. Коэффициент умственного развития при этом равен 0,50-0,70. Двигательные функции и речь развиваются с опозданием, учеба в школе связана с трудностями, часть детей попадает во вспомогательные школы и другие дефектологические заведения. Под руководством способны к несложной деятельности.

Имбецильность (олигофрения). Коэффициент умственного развития равен 0,20-0,50. Дефектологическое обучение приносит определенный результат, дети могут научиться выполнять простые задания. К самостоятельной жизни не способны.

Идиотия. Коэффициент умственного развития ниже 0,20. Могут овладеть зачатками речи, но не обучаемы; питаться, выполнять гигиенические процедуры и одеваться могут только под строгим контролем.

Абсолютное большинство умственно отсталых является дебилами - до 85%, имбецилов значительно меньше - около 3%. Индивиды, коэффициент умственного развития которых находится между 0,70 и 0,90 и число которых оценивается в одну пятую от всей популяции, олигофренами не считаются. Однако их значительная часть не справляется со школьными заданиями и не может овладеть специальностями, требующими определенных умственных способностей.

Диагноз. В диагностике основными задачами являются: 1. как можно более раннее распознавание отставания, 2. определение тяжести состояния, 3. выяснение возможной причины.

Постановка диагноза умственной отсталости является задачей, связанной с большой ответственностью врача: это приносит несчастье в жизнь семьи и часто требует ее перестройки. В отдельных случаях, например при кретинизме, когда ранний диагноз определяет прогноз, как правило, отставание можно обнаружить только на основе длительного наблюдения. Подозрение на олигофрению возникает при значительном отставании от нормального психомоторного развития. В большинстве случаев запоздание обнаруживается во всех сферах психомоторного развития. Отсталые дети позднее начинают интересоваться средой, позднее сидят, стоят, ходят; позднее начинают тянуться к предметам, запаздывает понимание слов и речь. То, что доступно младшим детям, ребенок-олигофрен не в состоянии сделать даже в более старшем возрасте, внимание не может быть устойчивым. Неправильное понимание слов, неправильное узнавание предметов и т. д. может быть также результатом дефекта слуха или зрения. С другой стороны, есть умственно нормально развивающиеся дети, которые в связи с дефектами зрения или слуха напоминают умственно отсталых.
 
Очень важно наблюдение за поведением ребенка: часть отсталых детей крайне пассивна, одни из них слишком спокойны, другие, наоборот, эретические, возбужденные, бессмысленно активные. При постановке диагноза помогают различные специфические соматические характеристики, например при болезни Дауна и кретинизме. Важные сведения может дать изучение наследственности, а также тщательный анамнез родов и постнатального периода.

Для определения коэффициента умственного развития используются простые тесты, однако их применение требует особых знаний и опыта, поэтому необходима помощь специалиста-психолога. Результат исследования показывает, какому возрасту соответствует умственное развитие пациента (умственный возраст). Если показатель умственного возраста разделить на хронологический возраст (в годах), то мы получим IQ. Кроме того, для постановки диагноза необходимо тщательное офтальмологическое, аудиологическое и неврологическое исследование.

Причинный диагноз удается поставить только в некоторой части случаев, это весьма трудоемкая и сложная задача. Только с помощью большего диапазона лабораторной техники можно повысить точность диагноза. Может потребоваться анализ хромосом, обнаружение аминоацидурии, детальное исследование обмена белков, жиров и углеводов, а также функций эндокринной системы.

Лечение умственной отсталости. Причинная (целевая) терапия возможна только при некоторых формах отставания, как кретинизм, фенилпировиноградная олигофрения, при редких аминоацидуриях и галактоземии. При наличии конвульсий определенных результатов можно добиться с помощью противосудорожной терапии. Возбужденным детям могут быть назначены транквилизаторы.

Наиболее трудным моментом лечения является осознание родителями положения детей. Печальная обязанность врача объяснить родителям это положение требует чуткости и терпения. Трудным вопросом является посещение школы. Соответствующие специалисты определят, до какой степени это возможно. В дефектологических учреждениях удается добиться хороших результатов. При тяжелом дефекте встает вопрос о воспитании в специализированной клинике. Это зависит от домашних условий, но воспитание в клинике кажется предпочтительным, так как более вероятно, что при специальном воспитании ребенок обучится определенным навыкам гигиены и самостоятельности. Даже небольшой прогресс в этой области значительно облегчает повседневную жизнь больного и его близких.

Профилактика. При отдельных формах олигофрении профилактика может быть весьма эффективной. К значительным медицинским достижениям последнего десятилетия относится разработка методов защиты от возможных родовых травм, раннее распознавание и лечение гипогликемии, гипоксии, тяжелой желтухи, фенилкетонурии, галактоземии и кретинизма; выделение детей, отягощенных энзимопатиями. Эффективность лечения олигофрении глютаминовой кислотой является сомнительной. При наследственных заболеваниях добрачная и генетическая консультация может способствовать снижению числа носителей генных мутаций.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Эрик Керпель

Еще по теме:


Страницы: Пред. 1 2
Гость, 17.05.2016 23:47:51
Моему сыну 8 лет.
Что мы только не пережили
Гость, 04.06.2016 16:58:30
Чудес не бывает.Я педагог,моему брату 26 лет.Диагноз тяжелая умственная отсталость.Так же,как и вы,ничего не хотели слышать про специализированные учреждения,терпели издевательства,косые взгляды.Это все мелочи по сравнению с нахождением родного человека рядом.Верили в чудо.До 15 лет.Одно дело справляться с приступами агрессии в 6 лет,и совершенно другое в 20.Ко всему прибавляется неумение опорожнять кишечник,где надо и выполнять необходимые гигиенические процедуры после этого.А вы знаете,как пахнет от взрослого мужика,который целый день сидит и ничего не делает,даже не выходит на улицу.У него испорчены от таблеток все зубы,несмотря на то,что он молод.Можно много писать о нем.Скажу главное,очень тяжело ухаживать за ним.Мы забираем его из психоневрологического диспансера по возможности,устраивая ему такие своеобразные праздники.И себе тоже.Праздники-мучения(((.Это крест.Так,не за что.Где тот Бог,как сказал поэт Бродский,если он не видит,что на земле столько зла?Болеют дети,люди такими страшными болезнями.Раньше плалала каждый день.Теперь нет.У меня двое маленьких детей.Брата не брошу.Но сделать ничего не могу.
Гость, 06.06.2016 17:04:02
Проблемы поведения исправит поведенческий аналитик, т,е . aba терапия.
Гость, 03.08.2016 11:36:23
Пока живы родители.  А дальше , страшно  думать.  Как  мне  одной (муж  умер  от  переживаний) Вообщем  живу  одним  днем и загадывать .Сыну  уже  18.
Гость, 14.10.2016 13:57:42
Мне тоже очень хочется сказать. Устала. Моему младшему сыну 11 лет, вчера выписали из б-цы- диагноз легкая умственная отсталость, сначала ставили ЗПР.  В коррекционной школе программу не усваивает, считает в пределах 10-ти, читает оч. плохо, а главное совсем не хочет, но зато знает все макри авто (стихи совсем не запоминает), складывает огромные картины из мелких пазл. За собой ухаживает (следит что-бы одежда была модной и красивой), в квартире помогает с уборкой. А в школе проблемы, проблемы и в детском саду были, куда-бы не пришли отовсюду нас просили с ним уйти. Меняли два садика, три школы. Каких только нервопатологов, логопедов, дефектологов  не посещали, становилось все хуже и хуже, вот теперь добрались и до психиатра... Теперь думаю как принять этот диагноз и научиться с ним жить.  Ребенок не кровный, взяли из реабилитационного  центра в 4 года, он не говорил совсем, был запущен, думала все преодолею, со всем справлюсь, а свекровь жужжала гены гены, я не верила, теперь она довольная (правидица). Когда кровного сына носила, все время у Бога просила, что-бы ребенок здоровый родился, и очень боялась УО. Родила сына- здорового, умного, как и просила (спасибо Господу). Но Он мне все-таки послал такое испытание. такой крест. Но ныть не надо, надо принять ЭТО и научиться с НИМ жить.
Гость, 02.01.2017 21:38:48
Aba, медикаменты, аппаратные методики, занятия, новые впечатления.
Гость, 23.01.2017 19:02:44
Ия,
Здравствуйте,как у вас дела ?как ребёнок?у меня аналогичная ситуация,и тоже двое детей после него.есть какие нибудь изменения?
Людмила, 04.02.2017 02:17:57
Моей дочери 11,5 лет. ДЦП, аутизм, олигофрения, слабоумие. Всё это прописано в нашей карте. Да, действительно, медикаментозного лечения нет. От рисполепта отказалась, слишком уж страшна побочка. Два раза в год - ноотропные. Сейчас заменили нозальными  каплями "Семакс"(себе тоже капаю, отлично восстанавливает память. концетрация мышления и т.д.), иногда даю Глицин, или амитриптилин в очень малых дозах (если уж совсем повышенная возбудимость). Плюс ко всему-у нас врождённый цитомегаловирус (отсутствие иммунитета). Прививки не делаем до сих пор. Никакие. Я не знаю как и почему, но она у меня почти не болеет уже года два. Иногда - простуда, как и все дети. Ходила она у меня в обыкновенный садик с 3 лет. Причём, с детьми сосуществовала отлично, тяжелее пришлось со взрослыми. Сколько препон чинили, чтобы в сад не ходила, потом в школу не пускали. Создавали комиссии, уговаривали определить в интернат. Всё выдержала. Сама я учитель нач. классов. Из декрета вышла, перевелась вожатой. В зарплате теряла существенно, зато времени было больше. Муж поначалу сломался, запил. Всё выдержала. Перевоспитала и его, и дочку вытянула. Худо-бедно, проучилась она в общеобразовательной школе 3 года. В этом году я взяла 1 класс. Посадила нелегально её в своём классе. Боролась за это долго. Победила. Оказывается, если знать законы, можно победить всех чинуш. Детям она не мешает, агрессии нет, любит всех. Ученикам объяснила в её отсутствие, что она особый ребёнок, не такая, как они, но каждый человек имеет право на жизнь. КЛЮЧЕВОЕ В ЛЕЧЕНИИ, я считаю, отсутствие субъективного отношения к своему ребёнку. ВОСПИТЫВАТЬ НУЖНО, КАК ОБЫКНОВЕННОГО. ВСЁ! В классе отношусь ко всем детям одинаково. Обезлички нет. Дети это очень тонко чувствуют. А дома уже залюбливаю (безумно её люблю, извините за тафтологию) Хотя могу и по попе иногда дать, и отчехвостить. Сейчас она уже научилась писать отдельные слова, учит стихи, считает до12, решает простейшие задачи, рисует уже не только солнышко, а и домики, цветочки, животных. Научилась с детьми резать ножницами( раньше не получалось, как я не старалась). Дома с удовольствием моет посуду, полы. Записались на гимнастику. Получается корявенько, но ей нравится. Думаю, что это правильно расставленные акценты учителем ( то есть мною). Я ни в коем случае не хвалю себя. Мои ученики не загружены излишней опекой над моей дочерью. Строго слежу за этим. Знаю. что могу получить обратный эффект. Всё дело во взрослых, в их брезгливом отношении к детям с таким заболеванием. Как писали выше, нужно, действительно, забить на всех окружающих. Привыкнут. Живу в населённом пункте с населением - 7 тыс. пересудов было-море. На каждом утреннике смотрели не на своих детей, а ловили каждое движение моего ребёнка. Я на них плюнула, и им, наверное, уже и надоело. А какой скачок в развитии за последние полгода, что она сидит у меня в классе! И это не смотря на то, что я с ней дома усиленно занималась. Социум очень много значит. ПОЭТОМУ Я СЧИТАЮ, ЧТО ТОЛЬКО ТРУД, ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ - вот лечение этого заболевания. А некоторые родители здоровых детей делают их больными, избаловывая. Очень надеюсь, что кому-то поможет то, что я здесь написала. Я сейчас так закалилась духом, что кажется, могу мир перевернуть. А ведь моей Таечке только 11 лет, впереди - целая жизнь. Прекрасная жизнь! Чего и вам желаю!
Лиля, 23.02.2017 14:09:05
Милые мамочки! Идите в церковь к батюшка просите  благословения на Акафист Николая Чудотворца и читайте его не  менее 40 дней подряд молясь....поможет искренне....Удачи и терпения всем...Гость,
Гость, 15.05.2017 20:28:20
Уважаемые родители, сил Вам! Веры в себя, своих детей и в Бога.
Я бы Вам порекомендовала обратиться к толковому остеопату, только не к тем что сидят в поликлиниках или свободное время для приема есть завтра. Настоящие профессионалы(я их называю волшебниками) очень заняты, у них запись на 5-6 месяцев, а то и на год вперёд.
Ещё можно по-пробовать гомеопатию.
Мою дочь вылечил гомеопат и остеопат. НО! Не такие диагнозы были у нас! Пробуйте все, беритесь за каждую ниточку, пользуйтесь каждым шансом.
Ведь даже я, не зная такого сильного горя, прочитала все ваши истории и решила написать про остеопата и гомеопата, значит не просто так я залезла в инет... быть может кому то мой совет пригодится!
Держитесь!!!!!!! С вами Бог!!!
Гость, 11.12.2017 01:11:38
Я мама ребенка с аутизмом и УО, причина последнего- хронический СИБР (синдром избыточного бактериального роста в тонком кишечнике).
Гость, 24.04.2018 19:32:03
у меня сыну 9 лет.учился в школе до второго класса.там че хотел делал.не слушал учительницу и тогдали.поставили диагноз умеренно умственно осталым.он четко говорить.делаеть домашное дело Когда заставиш.на улице нет друзей.не учится.но память очень хороший.поет хорошо.любой музыку и слова может повторит.компютерные игры хорошо играет.можеть у него норма с умой?дайте совет
Страницы: Пред. 1 2
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: