Травматические повреждения мозга
Травма центральной нервной системы и ее последствия встречаются в практической работе педиатра яслей и домов ребенка далеко не редко.
В остром периоде травмы мозга обращает на себя внимание ряд следующих признаков: нарушение сознания, резкая бледность лица, тошнота, рвота, иногда наблюдается подъем температуры, кровотечение из ушей и носа (последнее обычно при переломе основания черепа). При прояснении сознания ребенок обычно жалуется на головную боль, головокружение; о полученном ушибе и о событиях, Непосредственно предшествовавших травме, он обычно не помнит. Иногда непосредственно после травмы сознание ребенка грубо не нарушено. Имеется лишь некоторая оглушенность, жалобы на резкую головную боль, бледность лица. Спустя же некоторое время наступает полная потеря сознания. В подобных случаях можно говорить о явлениях разлитого торможения, имеющего охранительный характер и являющегося непосредственным ответом головного мозга на общую его травму. Это охранительное торможение способствует тому, что травмированные клетки коры мозга, находясь в состоянии бездеятельности, получают возможность скорейшего функционального восстановления. В ближайшие за травмой часы нередко можно обнаружить косоглазие, парез лицевого нерва, пирамидные знаки и т. д. Усилия персонала должны быть направлены к тому, чтобы поддержать описанное выше состояние охранительного торможения, поэтому перевозить ребенка в больницу сразу после травмы мозга (сотрясение, контузия) не следует, так как покой является первым условием благоприятного исхода. Ребенка необходимо положить в постель, держать на голове пузырь со льдом или холодной водой, опорожнить кишечник (клизма), ввести внутривенно 20% рас твор уротропина и 20% раствор глюкозы).
В течение последующих дней, а иногда (в случае тяжести травмы) и недель ребенок должен находиться на постельном режиме. В этом периоде заболевания необходимо сделать рентгеновский снимок черепа и проконсультировать его с невропатологом и хирургом. Постепенно оглушенность ребенка проходит. Головная боль и головокружение резко снижаются в своей интенсивности. Клетки коры головного мозга постепенно возвращаются к деятельности, но в течение некоторого времени в них преобладают процессы торможения; при воздействии сильных раздражителей они быстро истощаются. Громкие звуки, шумный коллектив для ребенка, недавно перенесшего травму черепа, являются сверхсильным раздражителем: он перестает сосредоточиваться, бледнеет, начинает жаловаться на головную боль, испытывает сонливость; настроение его делается неустойчивым, ребенок плачет. В суточных яслях и в доме ребенка такому ребенку надо дать возможность в течение дня несколько раз отдохнуть от детского коллектива, в отдельной комнате, за спокойной настольной игрой; при повышенной возбудимости, свойственной этому периоду болезни, приведенные мероприятия оказываются очень эффективными. Указанный период болезни длится 2-3 недели, постепенно переходя в выздоровление.
Иногда травма мозга может привести к ряду стойких нервно-психических расстройств. Наиболее часто наблюдается церебрастенический синдром. Головная боль, головокружение, истощаемость, наблюдавшиеся в послетравматической стадии, становятся постоянными. Всякое напряжение в игре, занятиях вызывает утомление. Дети с. трудом выносят шумный коллектив, громкие звуки. Наступающее истощение выражается в вялости, сонливости, стремлении полежать (охранительное торможение). Нередко наблюдается ряд симптомов раздражения (фотопсии в виде ярких точек, разноцветных линий, звездочек, оптико-вестибулярные явления - стены, дома валятся и т. д.).
Иногда травма мозга осложняется появлением в личности ребенка новых черт (повышенной возбудимости, раздражительности, возбуждения) , усложняющих взаимоотношения ребенка с детским коллективом. Гнев, раздражение у таких детей быстро сменяются подавленностью и слезами. В этих случаях приходится говорить о слабости коры мозга, не регулирующей должным образом нижележащие отделы (корково-подкорковые нарушения).
В редких случаях травма черепа может осложняться судорожными припадками. Последние являются следствием процесса рубцевания в пораженных отделах мозга.
Рубцы оказывают раздражающее влияние на мозг, следствием чего могут быть местные или общие судороги. Последние особенно часто имеют место в тех случаях, когда рубцы и спайки образуются в двигательно-кинестетическом анализаторе.
При обследовании ребенка с осложнениями со стороны центральной нервной системы после травмы могут быть обнаружены многообразные неврологические симптомы - нистагм, косоглазие, парез лицевого нерва, нарушение координации движений и т. д.
Лечебные мероприятия: в острой стадии - щадящий режим, имеющий целью усиление охранительного торможения (покой, тишина в комнате, постельное содержание, удлинение физиологического сна) и медикаментозное лечение, преследующее ту же задачу (малые дозы брома, люминал 0,005-0,01, смотря по возрасту и т. д.). Полезным оказывается внутривенное вливание 20% раствора уротропина и 20% раствора глюкозы, повторяемое периодически, и назначение витамина B1 и С.
Переходим к описанию тех патологических состояний, которые возникают после перенесенных инфекций и травм (как постнатальных, так и внутриутробных), обусловивших значительные патологические изменения в центральной нервной системе ребенка. Читать далее Детские церебральные параличи, Водянка головного мозга, Судорожные состояния детского возраста
В остром периоде травмы мозга обращает на себя внимание ряд следующих признаков: нарушение сознания, резкая бледность лица, тошнота, рвота, иногда наблюдается подъем температуры, кровотечение из ушей и носа (последнее обычно при переломе основания черепа). При прояснении сознания ребенок обычно жалуется на головную боль, головокружение; о полученном ушибе и о событиях, Непосредственно предшествовавших травме, он обычно не помнит. Иногда непосредственно после травмы сознание ребенка грубо не нарушено. Имеется лишь некоторая оглушенность, жалобы на резкую головную боль, бледность лица. Спустя же некоторое время наступает полная потеря сознания. В подобных случаях можно говорить о явлениях разлитого торможения, имеющего охранительный характер и являющегося непосредственным ответом головного мозга на общую его травму. Это охранительное торможение способствует тому, что травмированные клетки коры мозга, находясь в состоянии бездеятельности, получают возможность скорейшего функционального восстановления. В ближайшие за травмой часы нередко можно обнаружить косоглазие, парез лицевого нерва, пирамидные знаки и т. д. Усилия персонала должны быть направлены к тому, чтобы поддержать описанное выше состояние охранительного торможения, поэтому перевозить ребенка в больницу сразу после травмы мозга (сотрясение, контузия) не следует, так как покой является первым условием благоприятного исхода. Ребенка необходимо положить в постель, держать на голове пузырь со льдом или холодной водой, опорожнить кишечник (клизма), ввести внутривенно 20% рас твор уротропина и 20% раствор глюкозы).
В течение последующих дней, а иногда (в случае тяжести травмы) и недель ребенок должен находиться на постельном режиме. В этом периоде заболевания необходимо сделать рентгеновский снимок черепа и проконсультировать его с невропатологом и хирургом. Постепенно оглушенность ребенка проходит. Головная боль и головокружение резко снижаются в своей интенсивности. Клетки коры головного мозга постепенно возвращаются к деятельности, но в течение некоторого времени в них преобладают процессы торможения; при воздействии сильных раздражителей они быстро истощаются. Громкие звуки, шумный коллектив для ребенка, недавно перенесшего травму черепа, являются сверхсильным раздражителем: он перестает сосредоточиваться, бледнеет, начинает жаловаться на головную боль, испытывает сонливость; настроение его делается неустойчивым, ребенок плачет. В суточных яслях и в доме ребенка такому ребенку надо дать возможность в течение дня несколько раз отдохнуть от детского коллектива, в отдельной комнате, за спокойной настольной игрой; при повышенной возбудимости, свойственной этому периоду болезни, приведенные мероприятия оказываются очень эффективными. Указанный период болезни длится 2-3 недели, постепенно переходя в выздоровление.
Иногда травма мозга может привести к ряду стойких нервно-психических расстройств. Наиболее часто наблюдается церебрастенический синдром. Головная боль, головокружение, истощаемость, наблюдавшиеся в послетравматической стадии, становятся постоянными. Всякое напряжение в игре, занятиях вызывает утомление. Дети с. трудом выносят шумный коллектив, громкие звуки. Наступающее истощение выражается в вялости, сонливости, стремлении полежать (охранительное торможение). Нередко наблюдается ряд симптомов раздражения (фотопсии в виде ярких точек, разноцветных линий, звездочек, оптико-вестибулярные явления - стены, дома валятся и т. д.).
Иногда травма мозга осложняется появлением в личности ребенка новых черт (повышенной возбудимости, раздражительности, возбуждения) , усложняющих взаимоотношения ребенка с детским коллективом. Гнев, раздражение у таких детей быстро сменяются подавленностью и слезами. В этих случаях приходится говорить о слабости коры мозга, не регулирующей должным образом нижележащие отделы (корково-подкорковые нарушения).
В редких случаях травма черепа может осложняться судорожными припадками. Последние являются следствием процесса рубцевания в пораженных отделах мозга.
Рубцы оказывают раздражающее влияние на мозг, следствием чего могут быть местные или общие судороги. Последние особенно часто имеют место в тех случаях, когда рубцы и спайки образуются в двигательно-кинестетическом анализаторе.
При обследовании ребенка с осложнениями со стороны центральной нервной системы после травмы могут быть обнаружены многообразные неврологические симптомы - нистагм, косоглазие, парез лицевого нерва, нарушение координации движений и т. д.
Лечебные мероприятия: в острой стадии - щадящий режим, имеющий целью усиление охранительного торможения (покой, тишина в комнате, постельное содержание, удлинение физиологического сна) и медикаментозное лечение, преследующее ту же задачу (малые дозы брома, люминал 0,005-0,01, смотря по возрасту и т. д.). Полезным оказывается внутривенное вливание 20% раствора уротропина и 20% раствора глюкозы, повторяемое периодически, и назначение витамина B1 и С.
Переходим к описанию тех патологических состояний, которые возникают после перенесенных инфекций и травм (как постнатальных, так и внутриутробных), обусловивших значительные патологические изменения в центральной нервной системе ребенка. Читать далее Детские церебральные параличи, Водянка головного мозга, Судорожные состояния детского возраста
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |