Бронхиальная астма, симптомы, патогенез и лечение астмы
Следует отметить, что закономерного или хотя бы частого развития бронхиальной астмы ни при одном из известных эндокринных заболеваний не отмечается. Поэтому нет прямых оснований рассматривать бронхиальную астму как заболевание, зависящее от нарушений со стороны желез внутренней секреции. Но, с другой стороны, можно полагать, что эндокринные нарушения, при которых возникает бронхиальная астма, так или иначе приводят к дефициту кортикостероидов в организме, что и обусловливает готовность к аллергическим реакциям (в частности, в шоковом органе - в бронхах). Несомненно существенна роль "адаптивных" гормонов в формировании аллергического воспаления вообще и в бронхолегочной локализации его в частности, т. е. при бронхиальной астме.
Из приведенных сведений о патогенезе бронхиальной астмы вытекает, что различные теории патогенеза этого заболевания (неврогенная, аллергическая, инфекционная, эндокринная и т. д.) можно рассматривать только во взаимосвязи друг с другом, только как дополняющие друг друга, но обязательно с позиций аллергии как основы бронхиальной астмы.
Касаясь патогенеза вторичной, синдромной бронхиальной астмы, следует сказать, что процессы, обусловливающие нарушение проходимости бронхов (острый и хронический бронхит, пневмония, опухоли, инфаркт и т. д.), являются, прежде всего, безусловным раздражителем для весьма чувствительных в этих случаях рецепторов бронхов и легких. Таким образом, дискинезия бронхов и нарушение проходимости их - есть результат безусловного рефлекса, на базе которого, как и в случаях первичной бронхиальной астмы, может образоваться условный рефлекс; во-вторых, этиологические факторы перечисленных процессов и денатурализованная ткань бронхов под воздействием этих факторов обусловливают сенсибилизацию организма и, в частности, бронхов и легких, трансформирующуюся в бактериальную аллергию и аутоаллергию.
Лечение бронхиальной астмы
Прошло около месяца после того, как мы последний раз видели нашего больного бронхиальной астмой. За это время закончено его обследование и решено начать специфическую иммунотерапию аллергенами, обусловливающими заболевание.Больному проведены провокационные ингаляционные пробы, оказавшиеся отрицательными. Проведены ингаляционные пробы с домашней и гостиничной пылью. Проба с домашней пылью положительная, с гостиничной - сомнительная. Положительна также проба с аллергеном из пуха-пера. С перхотью лошади проба отрицательна. Следовательно, есть основание считать, что у нашего больного бронхиальная астма атопическая - пылевая и эпидермальная.
Для того чтобы вы убедились в несомненной целесообразности специфической иммунотерапии, хочу сообщить результаты рентгенологического и бронхоскопического исследований, поскольку они дают представление о состоянии бронхов во внеприступном периоде астмы. На рентгенограмме во внеприступном периоде умеренное усиление бронхососудистого рисунка. Во время приступа слизистая бронхов красно-синюшного цвета, резко диффузный отек ее, местами белесоватые пятна (как бы от натяжения), места деления бронхов (шпоры) закруглены, просвет резко сужен, а некоторые из сегментарных бронхов полностью закрыты, хотя другие зияют, несмотря на то что слизистая их также резко отечна (парез). Просвет устьев бронхов во время дыхательных движений почти неподвижен. В зияющих бронхах - желеподобная клейкая слизь желто-серого цвета. Во внеприступном периоде слизистая умеренно гиперемирована, отек незначительный диффузный, слизи не обнаружено. Следовательно, у нашего больного во внеприступном периоде можно констатировать I стадию хронического бронхита - эндобронхит.
Все сказанное обосновывает показания к специфической иммунотерапии. Больному уже проведено аллергометрическое титрование, которое позволило рекомендовать лечение комбинацией аллергена из домашней пыли и пуха-пера.
Лечение бронхиальной астмы представляет сложную проблему. То, что для лечения бронхиальной астмы применяется бесчисленное количество средств и большинство из них вначале обеспечивает относительно благоприятный ближайший эффект, усложняет проблему лечения, так как, пожалуй, нет такого отдельного средства, которое давало бы надежные отдаленные результаты, излечивало бронхиальную астму.
В самом подходе к лечению больного астмой существуют, по крайней мере, две ошибки. Во-первых, в большинстве руководств, учебников, монографий рекомендуется выделить в лечении астмы два этапа: лечение приступа и лечение заболевания в межприступном периоде. При этом подчеркивается, что "методы и цели на этих двух этапах различны". Во-вторых, при изложении лечения бронхиальной астмы большинство авторов лишь перечисляют разнообразные, подчас многочисленные средства, освещают фармакодинамику этих средств, указывают положительные и отрицательные стороны при применении того или иного средства и методику применения их, но не указывают, на каком этапе заболевания какой из компонентов патогенеза блокируется или стимулируется тем или иным средством.
Многолетний опыт лечения больных бронхиальной астмой убеждает в том, что вряд ли целесообразно противопоставлять методы и цели при лечении приступа бронхиальной астмы лечению в межприступном периоде. Разделение лечения астмы на лечение приступа и межприступного периода приводит к тому, что значительная часть больных лечится только во время приступа, пользуется в основном симптоматическими средствами, а болезнь прогрессирует как за счет самого аллергического процесса, так и развития хронической легочной и легочно-сердечной недостаточности. Следовательно, задача сводится к тому, чтобы лечить астму вне зависимости от фазы течения ее. Наличие или отсутствие у больного приступа должно влиять не на принцип, а лишь на отдельные компоненты комплексного лечения. Опыт убеждает также в том, что нет и, пожалуй, не может быть какого-либо одного средства лечения бронхиальной астмы, необходимо комплексное лечение, включающее средства, действующие на разные звенья патогенеза бронхиальной астмы.
Известно, что бронхиальная астма - это аллергоз, в основе которого лежит аллергическая реакция как химергического (атоническая астма), так и китергического типа (неатопическая астма). Аллергическое воспаление при этом локализовано в субсегментарных и внутридольковых бронхах. Имеются два основных звена патогенеза: первое, главное звено - аллергическая реакция, второе звено - рефлекс. Аллергическое воспаление является безусловным сигналом, реализующим второе звено - безусловный рефлекс. Следовательно, при лечении приступа жизненно важно разорвать рефлекторную дугу, воздействуя на все ее участки, и лишь при неэффективности этого воздействия приходится использовать быстро действующие противоаллергические средства так, как при анафилактическом шоке, острых атопиях типа отека Квинке угрожающих локализаций. Во внеприступном периоде бронхиальной астмы мероприятия направляются на лечение аллергического процесса. Таким образом, повторяю, лечение бронхиальной астмы должно быть комплексным. Оно должно быть по возможности этиологическим, как правило, патогенетическим и, наконец, при необходимости - симптоматическим.
К этиологической терапии относятся мероприятия по прекращению контакта больного с аллергеном, вызывающим заболевание, т. е. прекращение введения лекарственных средств, обусловивших развитие астмы, перевод на работу в другое помещение, изменение профессии, переезд в зону теплого климата при холодовой астме, в отдельных случаях при пыльцевой астме (и неэффективности специфической иммунотерапии) может быть рекомендован переезд в благоприятную географическую зону, устранение определенных животных при эпидермальной астме, замена постели при сенсибилизации к пуху-перу, при наличии очагов инфекции, обусловивших вторичную астму, - санация их, вплоть до ликвидации хирургическим путем.
Страница 9 - 9 из 14
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Ефим Брусиловский
Еще по теме:
![]() |