Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка? В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Анализ литературы и наш исследовательский поиск свидетельствуют о том, что на этапе от трех до четырех лет необходимо:

- интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;

- развивать диалогическую речь.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

- речевого окружения (речевая среда);

- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Естественная речевая среда, в которой оказываются воспитанники дошкольного учреждения, нередко довольно обеднена. Имеют место дефицит общения со взрослыми и дефицит впечатлений об окружающем мире.

Поэтому мы предусматриваем РАСШИРЕНИЕ СРЕДЫ за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет специальных рассказов воспитателя детям.

Ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы вы говорили ему и для него.

Но о чем все-таки следует рассказывать? Какие рассказы значимы для ребенка четвертого года жизни и будут ему на пользу?

Анализ исследований и наши собственные данные свидетельствуют о том, что детям целесообразно рассказывать о:
- жизни группы;
- каждом малыше в отдельности;
- своих проблемах, интересных наблюдениях;
- трудных житейских ситуациях.


Рассказы воспитателя о жизни группы:

Мы советуем рассказывать детям о фактических событиях прошедшего дня; о предстоящих событиях.

Рассказы о действительных событиях прошедшего дня мы относим к числу ритуалов. Эти рассказы - пошаговая констатация того, что уже совершилось. Естественно, в них будут эпизоды из жизни всей группы и кого-то из детей в отдельности: нейтральные («А потом мы чисто-чисто вымыли руки и сухо-насухо вытерли их»), очень приятные («Открыли сундучок, а в нем - подарки!») и огорчительные («От Саши и Анюты башмачки решили убежать...»). Повествование педагога повлечет за собой отсроченные переживания событий, доставивших детям (ребенку) приятное или огорчивших их. Поэтому рассказ воспитателя должен быть предельно корректным. Следует избегать любого рода порицаний. Оценки поведения детей должны быть спокойными, по возможности нейтральными.

При напоминании о ситуации, в которой ребенок испытывал состояние некомфортности, педагогу следует подчеркнуть, что с людьми всякое случается «своим отношением к конкретному факту (к факту! а не к ребенку) подсказать малышам пути выхода из трудной житейской ситуации.

Рассказ может содержать описание четырех-пяти эпизодов из жизни детей. О чем целесообразно рассказывать?

О событиях, которые нетрадиционны для распорядка дня группы и не остались без внимания детей (смотрели спектакль, ходили в гости, были на приеме у доктора, участвовали в празднике и т. п.). Вы напоминаете детям о событии, помогаете осмыслить происшедшее и рассказываете, чем малыши удивили и порадовали вас.

О режимных процессах, вернее, о том, как хорошо дети научились есть, умываться, одеваться, играть и т. п. Поощряя ребенка, подчеркивая его достоинства, вы создаете образец, которому малыш захочет следовать, и облегчаете становление у него новых умений и качеств.

Особенно важно отмечать усилия детей, связанные:
- с приобретением культурно-гигиенических и бытовых навыков («Сегодня мы опять учились ножом намазывать масло на хлеб. Ножи начали нас слушаться. Особенно ловко и красиво работает ножом...»);
- с совершенствованием умений ладить друг с другом, замечать другого ребенка и оказывать ему знаки внимания («Сережа дал Ане свой красивый розовый фантик. Аня фантик Сереже вернула и поблагодарила его. Сказала: «Спасибо, Сережа. Я с удовольствием играла твоим фантиком. Это у меня была розовая бабочка. Она порхала по группе, и все дети следили за ней»);
- с совершенствованием навыков игры («Как интересно вы сегодня играли! Оля была укротителем зверей. Она учила льва прыгать в обруч. Долго учила и добилась успеха») .

Приведем пример рассказа воспитателя:

- Я вошла в спальню, а вы спите. Присела на стульчик, любуюсь вами. Машенька раскраснелась, улыбается. Должно быть, ей добрый сон приснился. Николаша ногой дергает, наверное, и во сне в футбол играет. Оленька спит, почти не слышно дышит. Иван с подушки сполз, в одеяло зарылся. Я его тихонько высвободила, по спинке погладила. Он засопел... (В этом случае все дети хотят, чтобы воспитатель упомянул о каждом из них.)

Потом вы просыпались, играли в «потягушечки», одевались. Вы рассказали мне, что утром были в зале. Нина Михайловна пела, а Анна Николаевна аккомпанировала ей на пианино. Нина Михайловна была в красивом длинном платье, как настоящая актриса. Она пела: «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан». Хорошо пела1 У нашей Нины Михайловны сильный и красивый голос.

Вы одевались, разговаривали, а Митя продолжал лежать и никак не хотел вставать.
Оказалось, что у него мокрая постель и он испугался. Но мы его успокоили: «Это бывает! Нет причины для огорчения!»

Потом мы Митю завернули в теплое одеяло, чтобы не простудился, отогрели и все вместе помогли одеться.

Сегодня на полдник были яблоки. Мы с вами придумали интересную игру. Сначала вспомнили считалку «Шел баран по крутым горам». «Кто «вон пошел», выбирал яблоко, а я его разрезала на две равные части, но разными способами (вдоль, поперек, розочками). Одну часть он оставлял себе, а другую дарил кому хотел.

Игра всем понравилась. Яблоки съели, остатки положили в ведерко, чтобы отнести птичкам.
А потом мы ходили в гости к Алле Дмитриевне. В ее кабинете есть шкаф с детскими книгами. Книг много. Алла Дмитриевна дала нам почитать книгу про котенка Тюпу. Она рассказала, что написал книгу и нарисовал Тюпу и других животных писатель и художник Евгений Чарушин. Чарушин рисовал своих животных с натуры - смотрел на них и рисовал. Его рисунки нам очень понравились. Там котенок и воробьи, как живые. Мы оставили книжку в раздевалке. Покажем Тюпу нашим дорогим родителям...

Итак, рассказы воспитателя о фактических событиях дня помогают ребенку, нуждающемуся в осмыслении происходящего, в установлении реальных связей между предметами и явлениями, в восприятии новых слов и выражений, которые использует взрослый для описания знакомых событий.

Рассказы о предстоящих событиях. Эти рассказы нравятся детям. С их помощью у ребенка создается предвкушение радости завтрашнего дня. И это замечательно!

Воспитатель относительно длительное время, например в течение недели, рассказывает о чем-то, что должно вскоре произойти. И это что-то должно быть привлекательно
для детей.

Тематика рассказов может быть самой разнообразной, например:

Скоро Новый год и к нам придет елка. Как мы будем елочку украшать... Как мы будем играть с елочкой... Кто кем нарядится в Новый год... Про Деда Мороза и его подарки.

Старшие ребята пригласили нас на кукольный спектакль «Заюшкина избушка». Наверное, мы увидим...

Ольга Николаевна обещала испечь очень вкусный пирог (торт). Что за пирог?!

Наш зал украшают к празднику, и будет он...

Потерян ключик от сундучка с новыми диафильмами. В сундучке, должно быть, есть диафильм о...

Скоро одуванчики станут пушистыми, и мы пойдем любоваться ими и играть с ними... И т. п.

Приведем пример такого рассказа на тему «Про Деда Мороза и его подарки».
Некоторым детям Дед Мороз подарки по почте посылает. Но не все малыши об этом знают, вот я и ставлю их в известность. Если Дед Мороз не пришел к тебе сам, не оставил подарок под елкой или около кровати, жди посылки. Почтальонами у Деда Мороза зайцы работают. Он выдает зайцам волшебные саночки, те, что сами едут. Зайцы привозят подарки на почту. На каждом подарке - имя и фамилия ребенка. Например, Антоша Кравченко, Оля Кузьмина, Сережа Иванов... На почте все адреса есть. Работники почты ищут адрес Сережи Иванова. И находят. Сережа Иванов живет на улице... в доме номер... Антоша Кравченко живет на улице... в доме номер... в квартире... (Если ребенок не может вам помочь и молчит, назовите любую улицу и любой номер дома.)

Звонок в дверь: дзыыыынь-дзыыынь! «Здравствуйте! Вам посылка от Деда Мороза! Поздравляю!» - говорит почтальон.

Вручает почтальон посылку и уходит. Вы с маминой помощью вскрываете посылку и получаете... Конечно, вы счастливы. Но не забудьте сказать Деду Морозу: «Спасибо, Дедушка Мороз. Уж не знаю, как и благодарить тебя за такой замечательный подарок!
Живи, Дедушка Мороз, долго и счастливо. До свидания!»


Рассказы воспитателя о детях

У ребенка четвертого года жизни есть потребность в том, чтобы чувствовать себя значимым и компетентным. Эта потребность может быть удовлетворена, если воспитатель хвалит малыша, восхищается его поведением, рисунками или др. Хвалить детей нужно как можно чаще. Это помогает им чувствовать себя увереннее, вселяет запас оптимизма. Не боясь осуждения, малыш начинает и сам себя похваливать: «Правда, я молодец? Я вею кашу съел!»

Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: