Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка?
Итак, уважаемый коллега! Работая с трехлетними детьми, способствуйте формированию у них сознания, побуждая рассказывать о том, что они делали и как это замечательно получилось (дом, узор, рыбка), И прилежно учитесь, если ребенок согласился стать вашим наставником


«Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?»

Трехлетнего малыша привлекают новые впечатления. Если ребенок воспринимает что-то для себя новое при непосредственном участии взрослого и под его руководством, продуктивность восприятия заметно возрастает. И все-таки развитию речи в процессе наблюдений должна быть отведена второстепенная роль. Наиболее подходящее время для совершенствования речи, ее обогащения - моменты отсроченного переживания событий, связанных с получением новых впечатлений.

Приведем пример. Ребенок на прогулке нашел уснувшего шмеля. Педагог предложил перенести шмеля на веранду, на солнышко и понаблюдать за ним. Шмель обсох, ожил и улетел. Дети были рады и долго еще говорили про шмеля и были довольны, что помогли ему. Вернувшись с прогулки, они по совету воспитателя рассказали о шмеле помощнику педагога. Одеваясь после сна, рассказали второму воспитателю.


Создание проблемной ситуации

Потребность в своей значимости ребенок может реализовывать, помогая игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы. Здесь имеет место игровая мотивация. В нашем пособии описано достаточно много таких ситуаций. Приведем пример еще одной из них.

- Что же ты, елочка, грустная стоишь? Или не рада, что попала к нашим ребятам? - спрашивает воспитатель. - Рада. Очень рада! Но я хочу быть нарядной: в бусах, хлопушках, шариках. Не согласятся ли эти добрые и симпатичные дети украсить меня?
- Не знаю. Я сейчас спрошу у них.

Дети с радостью соглашаются украсить елочку. Они выбирают любую игрушку из бумаги или цветной фольги и предлагают ее елочке. При этом разговаривают с лесной красавицей как умеют. Например, могут спросить у нее: «Тебе нравится этот шарик? Он красивый, зелененький». Дети разговаривают друг с другом, любуясь результатами своих стараний и нарядной елочкой.
Речь детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному» »,(«умные» дети и «непонятливый» воспитатель). В этом случае игры с детьми носят озорной характер. Приведем пример.

«Спешите, спешите. Что я вам покажу. Что я вам расскажу. Спешите, спешите!» - зовете вы. На ваш призыв спешить собираются дети. Вы говорите: «Сегодня у нас в гостях выездной зоопарк. В зоопарке есть волк и лиса, тигр и слои, бегемот и... (перечисляете зверей в соответствии с игрушками или картинками, которые есть в вашем распоряжении). Кого вы хотите посмотреть?» Кто-то из детей просит: «Покажите слона». - «Слон, где же ты, слон? Вот он, СЛ0Н1» _ и вы показываете малышам другое животное, например зебру... После того как вы с помощью детей найдете и рассмотрите слона, целесообразно еще раз перечислить обитателей вашего выездного зоопарка: «Спешите увидеть, спешите увидеть! Только в нашем зоопарке есть...»

В следующий раз воспитатель пригласит детей на представление выездного цирка или в лес по грибы и т. п.

Рассмотрим еще одну проблемную ситуацию. Это новые приключения любимых детьми героев - главных действующих лиц сюжетных картинок. Налицо ожидание ребенком встречи с этими персонажами, а мотив общения - сопереживание, сочувствие своим симпатичным незадачливым друзьям, с которыми обязательно что-то случается.

Сюжетные картинки - ценнейший материал для активизации речи детей. Мы рекомендуем вам учебно-наглядное пособие «Как много интересного вокруг». Серию составляют 23 сюжетные картинки и 40 предметных. Эта серия картинок существенно отличается от других серий, также предназначенных для работы с детьми дошкольного возраста. Главное отличие состоит в том, что через все сюжеты проходят одни и те же персонажи: сестра и брат Аня и Митя, ровесники наших воспитанников, и их замечательная игрушка -котенок Кис. В течение года деты много раз будут встречаться с полюбившимися им персонажами и узнавать о них что-то новое. Как будто день за днем они вместе с вами станут рассматривать большую иллюстрированную книгу. И это как нельзя лучше отвечает потребностям малышей: трехлетние дети любят слушать об одном  и том же.

Часть картинок серии (№ 1-7, 18, 22, 23) вы, уважаемый воспитатель, должны были рассмотреть с детьми в прошлом учебном году.

В этом году мы советуем вам начать рассматривание с уже известных детям сюжетов, а затем познакомить их с новыми картинками.
 
Первые две картинки серии - ключевые. С их помощью дети узнают о главных действующих лицах: Ане, Мите, Кисе, родителях ребят. Эти картинки следует рассмотреть с детьми особенно внимательно, чтобы позже малыши узнавали наших героев в любой одежде, в любой ситуации. Чрезвычайно важно, чтобы дети, еще не зная героев картинок, прониклись к ним симпатией и захотели с ними познакомиться.

Итак, вы обращаетесь к детям.
- Сегодня я расскажу вам про Аню, Митю и их замечательную игрушку - плюшевого котенка Киса. И даже покажу их вам.
Аня - чудесная девчушка. Она немного похожа на нашу Олечку: такая же светленькая, с пышными хвостиками и большими бантами. Аня похожа и на Иринку: у нее тоже на носу веселые веснушки. Аня любит животных, как и наша Светлана. У Ани темные глаза, как у Машеньки... Митя, брат Ани, вам тоже понравится. Он немного похож и на Сережу, и на Сашу, и на...
А Кис! Такой игрушки у нас, к сожалению, нет. Кис - большая игрушка. Это полосатый котенок необычной расцветки - и белой, и сиреневой. У него сиреневая шерстка на голове, а на лоб спускается смешная челочка. Кис умеет смеяться. Когда он улыбается, видны два белых остреньких зуба...

Трехлетние дети, как и двухлетние, рассматривая картинку, тоже не спешат рассказывать сами. Они предпочитают слушать вас. Рассказывая детям содержание картинки, соблюдайте следующие условия:
- не спешите;
- повторяйте рассказ дважды и даже трижды;
- выражайте искреннюю радость, если маленькие слушатели включаются в процесс рассказывания и что-то добавляют.

Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: