Как развивать речь трехлетнего ребенка?


Как развивать речь трехлетнего ребенка?
Рассказ воспитателя о ребенке должен быть кратким и искренним.

Мы выделяем три разновидности рассказов.

1. Воспитатель делает комплимент ребенку по поводу его внешности или одежды («У тебя новая прическа? «Хвостики» тебе очень и очень идут!»; «Какая у тебя замечательная футболка: синяя, с полосатым воротничком и полосатым кармашком. А на кармашке - аппликация. В этой футболке ты настоящий футболист»).

2. Воспитатель хвалит ребенка за трудолюбие и желание достичь практического результата. Факт, что он «сам себе помог», для малыша значим и приятен. Ребенок гордится своими успехами. («Ай да Коля! Ай да молодец! - радуется воспитатель. - У него застежки на сапогах очень капризные. Как раскапризничаются, ни за что их не застегнешь. А Коля застегнул. Сам. Один. Без чьей-то, помощи. Вот ведь умелец!»).

3. Педагог предвосхищает действия (поступок), которые ребенок может совершить, но в данный конкретный момент не желает этого делать. («Не суетись, Анюта, не нервничай! На твоем стуле сидит не какой-нибудь рассеянный человек, а Сережа. Будь уверена, Сережа не оставит тебя без стула. Он себе другой стул принесет... Молодец, Сережа! Я горжусь тобой, потому что ты растешь хорошим человеком».)

Рассказы воспитателя о своих проблемах, интересных наблюдениях предлагаются вниманию детей в тех случаях, когда надо помочь ребенку: преодолеть свои страхи через осознание того, что подобное бывает и у других детей и взрослых. Многие трехлетние малыши боятся:

- остаться в одиночестве в туалетной комнате, в спальне, в темном помещении;

- заблудиться (потеряться) на улице, в магазине, в лесу;

- чужой собаки (осы, пчелы, гусеницы, лягушки, стрекозы) ;

- невидимого могущественного существа, которым неразумные родители (или старшие братья и сестры) пугают ребенка (Бабай, кикимора);

- незнакомого и страшного на вид существа, изображенного во взрослой книжке (павиан, дракон), и т. п.;

Важно понять нежелательность некоторых действий. Трехлетним детям надо чаще напоминать, что:

- нельзя разрушать чужие постройки;

- нельзя драться;

- опасно влезать на перила лестниц, на шкафы, залезать в шкафчики;

- неприлично не иметь носового платка, иметь неряшливый вид;

- не следует ломать ветки кустарника и рвать без необходимости цветы;

- не следует брать в руки и уничтожать жуков, бабочек, улиток и т. п.;

узнать подробность о чем-то весьма интересном, в частности о повадках знакомых животных и птиц.

Приведем пример рассказа на тему «Про Мурку и ее котят».

- Взрослые говорили, что у Мурки скоро появятся котята. И я ждала котят с нетерпением. И уговаривала Мурку скорее показать мне котят.

Котята появились в кладовке, в большом лукошке, мама сняла лукошко и показала трех маленьких слепых уродцев на слабых ножках. Мурке не понравилось, что мама сняла лукошко. Она стала мяукать и волноваться.

Но только мама поставила лукошко на место, как произошло удивительное событие. Мурка схватила одного котенка за шиворот и вместе с ним стала спускаться с полки. Мы с мамой замерли. Мурка перенесла котенка в комнату и положила в уголок около печки. Затем перенесла туда же и двух других котят, а потом улеглась рядом с ними и замурлыкала. Котята попищали-попищали и затихли.

Мама рассказала мне, что у котят толстый загривок и им не больно, когда кошка переносит их с места на место.


Рассказы о трудных житейских ситуациях

В нашей статье различным трудным ситуациям, в которых порою оказывается маленький ребенок, уделено особое внимание. Здесь же разговор пойдет о ситуациях, которые не привлекают внимание самого, ребенка, но доставляют огорчения другим детям и, педагогу. Убедившись, что намеки и просьбы не трогают сердце маленького человека, воспитатель прибегает к дополнительному средству - сочиняет рассказ. Цель рассказа - помочь малышу осознать, что некоторые действия, которые иногда совершают дети и он в том числе, не вызывают одобрения у взрослых.

Второй фактор, от которого непосредственно зависит речевое развитие ребенка, - это ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ способствующие формированию конкретных речевых умений.

Исследования и наши наблюдения свидетельствуют, что речевая активность детей трех-четырех лет значительно возрастает, если:

- правильно выбран мотив общения;

- создана определенная проблемная ситуация;

- ребенок и воспитатель общаются посредством ролевого диалога.


Выбор мотива общения

Потребность ребенка чувствовать себя самостоятельным и компетентным удовлетворяется, если он совершает что-то приятное и полезное для других, получает одобрение взрослых. Именно с этим обстоятельством связаны такие мотивы общения, как: «Научи меня, пожалуйста...» и «Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?».
«Научи меня, пожалуйста...»

Какова в этом процессе роль речи и как с ее помощью ребенок может овладевать способами деятельности?

В продуктивных видах деятельности трехлетний ребенок добивается заметных успехов. Теперь уже можно понять, что он нарисовал, вылепил, построил, определить, полностью или частично реализован первоначальный замысел.

Увеличивается, в сравнении с первой младшей группой, число детей, сопровождающих свою деятельность речью! Когда, о чем и как следует говорить с ребенком?

Когда? - Когда он закончил какую-то работу (построил, вылепил, нарисовал, исследовал и т, п.).

О чем? - О том, как это у него так хорошо получилось.

Как? - Надо, подсев к ребенку, проявить искренний интерес к его творчеству и выразить восхищение его работой.

Примерно так:
- Что это у тебя, Оля?
- Домик.
- Замечательный домик у тебя получился. Он мне очень нравится. Я не умею строить такой домик. Не можешь ли ты научить меня? (Научи меня, пожалуйста, строить такой же домик.)

Выслушав ребенка, вы просите его проследить за вашими действиями. Строите точно такой же домик. Все свои операции сопровождаете речью: говорите не спеша, слова и фразы проговариваете отчетливо, но не громко.

- Я беру красный маленький кирпичик и ставлю его вот так, на ребро (на узкую грань). Правильно?

(Внимание! Если уровень развития речи у ребенка соответствует возрастным показателям, малыш вслед за вами будет проговаривать новые для него слова и небольшие фразы.)

- Правильно... На узкую... грань, - подсказываете вы.
- На узкую грань, - повторяет ребенок.
- Беру второй точно такой же кирпичик... Или не точно такой же?
- Нет, точно такой же.
- Значит, беру второй точно такой же кирпичик и ставлю его вот так, параллельно первому. Сверху кладу синюю пластину... Но она у меня почему-то падает.
- Надо этот кубик... поближе...
- Подвинуть?
- Подвинуть, да.

Дети растут. Их собственная продуктивная деятельность становится сложнее. Следовательно, будут усложняться и ваши диалоги с малышами.

Нужно ли разговаривать со, всеми детьми, занимающимися в данный конкретный момент определенной продуктивной деятельностью? Ни в коем случае! Разговоры займут слишком много времени. Достаточно будет побеседовать с одним-двумя детьми.

С малышами, которые что-то делают по своей инициативе (строят, выкладывают узор из мозаики, экспериментируют, например подбирают пробки к флаконам и т. п.), вы беседуете в удобное для вас и ребенка время.

Мы полагаем, что в течение рабочего дня вы без особых затрат времени и сил сумеете «побывать в учениках» у четырех-шести мастеров.

Страница 2 - 2 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Людмила Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: