Педагогическое воздействие на познавательную активность детей


Педагогическое воздействие на познавательную активность детей Три-четыре года - это возраст, когда малыши стремятся глубже освоить характеристики различных предметов (особенно их функцию и целевое назначение), пытаются установить элементарные связи между наблюдаемыми объектами и явлениями, активно впитывают и присваивают себе отношение окружающих людей к миру. Без помощи взрослых растущему человеку здесь никак не обойтись. Необходима организация специальной педагогической работы, которая включает в себя следующие направления:

- привлечение детей к совместной со взрослыми деятельности;

- отгадывание загадок;

- комментирование и разбор путаниц;

- разрешение проблемных ситуаций;

Рассмотрим эти направления работы.


Совместная деятельность детей и взрослого

Данная форма работы основана на характерном для трехлетних детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.

В процессе совместной деятельности Педагог уступает часть своей работы детям, предлагая ее малышам в виде различных поручений. Делая общее дело, взрослый показывает детям, как правильно его выполнять; объясняет, рассказывает что-то новое, интересное, познавательное.

Участвуя в реальных делах, видя положительные результаты и пользу своего труда, маленький ребенок проникается особым чувством. Он бережет результаты своих усилий и дорожит ими; не останавливается на достигнутом и стремится совершать новые хорошие дела. Так у детей формируется бережное и созидательное отношение к окружающему миру.

Но не всякая деятельность педагога в одинаковой степени привлекательна для всех детей. Поэтому желательно предусматривать в своей работе приемы привлечения внимания малышей к различным совместным делам.

У трехлетнего малыша главным побудительным мотивом совместной деятельности является желание как можно больше общаться с любимым педагогом, доставлять ему радость, делать для него что-то приятное. Для усиления этой мотивировки педагогу необходимо одобрять действия ребенка, хвалить его, подбадривать и благодарить.

Совместная деятельность педагога с детьми требует четкой организации и соблюдения ряда методических принципов. Рассмотрим их.

1. Вначале педагогу необходимо привлечь внимание детей к предстоящей совместной деятельности. Для этого он поступает следующим образом:
- на глазах у детей ведет подготовку к работе: отбирает необходимый материал, предметы, инструменты, расстилает клеенку или бумагу, вносит клей, кисточки и т. п. Этим педагог и заинтересовывает своих малышей, которые начинают наблюдать за действиями взрослого, рассматривать подготавливаемый материал, задавать вопросы: «А это что? А зачем? Что вы будете делать?»;
- на глазах у детей начинает работу. В этом случае наблюдается аналогичная реакция детей.

2. Спустя некоторое время педагог обращается к детям за содействием, помощью, соучастием. Свою просьбу взрослый объясняет невозможностью одному справиться с делом, хорошими умениями детей. Он не скупится на похвалу и даже льстит им. Например: «Вот решила я цветы пересадить, да чувствую - одной мне с этим не справиться. Так много надо сделать! Как быть? Может, вы мне поможете, ребята? У вас такие замечательные руки, они умеют все делать быстро и аккуратно. А уж землю по горшкам рассыпать у вас куда лучше, чем у меня, получается. Я это точно знаю, видела, как вы в песочнице с формочками играете». От подобных слов у каждого ребенка возникает ощущение собственной значимости, и дети не могут устоять перед желанием продемонстрировать свою «компетентность».

3. Получив согласие детей, педагог распределяет между ними небольшие посильные задания: что-то поднести, полить, нарезать, расстелить, подержать, продеть. Он объясняет каждому ребенку способы и приемы выполнения поручений, доброжелательно и ненавязчиво контролирует действия малышей. И, конечно, не забывает подбадривать, похваливать их.

4. В процессе совместной деятельности воспитатель обязательно сообщает детям определенную познавательную информацию, которая может затрагивать следующие вопросы: что мы делаем; зачем; кому и почему это нужно и пр. Информация передается постепенно, в соответствии с описанной выше последовательностью выполнения общего дела (с 1-го по 3-й пункт).

5. В конце совместной работы педагог коротко подводит ее итог. Обращает внимание детей на объем проделанной работы, подчеркивает, что их труд принес хорошие результаты, потому что все делалось сообща, вместе и дружно. Хвалить каждого ребенка в отдельности не следует: это долго, утомительно и не всегда объективно.

На что же может быть направлена совместная деятельность взрослых и детей?

В течение года воспитатель привлекает детей к:
- установке в группе аквариума (осенью),
- подкормке птиц (зимой),
- уходу за растениями (весной),
- работе на участке (круглый год).

Рассмотрим перечисленные мероприятия более подробно.


Домик для рыбок

В начале учебного года не торопитесь ставить в своей группе готовый аквариум. Пусть вам помогут дети. Для того чтобы завести в группе аквариум, потребуется довольно много времени, так как наряду с совместной деятельностью воспитателя и детей предусмотрены экскурсии и наблюдения. Этот комплекс мероприятий осуществляется приблизительно в такой последовательности.

1. Воспитатель заинтересовывает детей идеей создания аквариума. Приносит в группу и увлеченно рассматривает открытки, иллюстрации, картинки, книги с изображением экзотических аквариумных рыбок, растений и других подводных обитателей. Это привлекает внимание малышей, и они начинают задавать вопросы (что это? зачем?). Воспитатель делится с детьми своей мечтой – иметь в группе аквариум с прекрасными и интересными обитателями. Продолжая рассматривать картинки уже вместе с детьми, педагог рассказывает что-нибудь интересное о
двух-трех рыбках, например: «Правда, эта рыбка очень красивая? А вот эта полоска от глаза до хвоста ярко сверкает в темноте зеленовато-голубым светом. Это чудо зовется неоновой рыбкой. Вот если бы у нас была такая!»

Заинтересованные малыши радостно соглашаются с предложением воспитателя сделать у себя в группе «домик для рыбок».

2. Экскурсия в другую группу, где есть красивый и правильно оборудованный аквариум. В процессе данного мероприятия желательно привлечь внимание детей к необходимым для жизни рыбок условиям: наличие аквариума, песка, камешков, воды, растений, кормушки. С экскурсии дети уносят «подарки»: камешки или несколько растений для своего будущего аквариума, кормушку для рыб.

3. Организация совместной деятельности взрослого и детей. Спустя некоторое время воспитатель приносит в группу чистый аквариум, воду, песок, камешки, растения, кормушку для рыб, шланг и совочки. Объявляет заинтересовавшимся детям, что сегодня они будут устанавливать в группе свой аквариум.

В результате совместного обсуждения определяется местоположение аквариума, куда его и переносят. Ну а теперь - все за дело! Каждому малышу достается «ответственное» задание: тщательно промыть камешки, аккуратно насыпать совочком песок на дно аквариума, поднести воду, придержать шланг, подать растение и т. п.

Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: