Педагогическое воздействие на познавательную активность детей


Педагогическое воздействие на познавательную активность детей
Воспитатель может предложить малышам отгадать воображаемый предмет (объект), с которым он как бы действует. При этом в вопросе обязательно должна быть названа функция загаданного объекта. Например, педагог

показывает:

- Как забивают гвозди.

- Как расчесывают волосы.

- Как чистят зубы.

- Как помешивают кашу.

- Как рисуют.
спрашивает:

- Чем я забиваю гвозди?

- Чем я расчесываю волосы?

- Чем я чищу зубы?

- Чем я помешиваю кашу?

- Чем я рисую?

Ребенок отбирает из своей памяти предмет, соответствующий продемонстрированной функции, и называет его.

В следующий раз перед детьми ставится другой вопрос: ЧТО Я ДЕЛАЮ? Отвечая на него, ребенок называет действие, определяет функцию предмета: «Вы шьете»; «Вы чистите зубы»; «Вы едете на велосипеде».

К концу года задания усложняются. Кроме основного вопроса (что я делаю?), детям задают ряд дополнительных, которые в той или иной степени связаны с загаданным предметом и его функцией. Это позволяет педагогу, отталкиваясь от функции предмета, выводить ребенка в более широкий мир. Например, воспитатель предлагает отгадать, что он делает, и выразительно показывает, как работает ножницами. После того как будет отгадано действие и названа функция («Вы режете»; «Вы вырезаете»; «Разрезаете» и т. п.), воспитатель спрашивает: «Чем я режу? Что я могу резать ножницами? Когда бывают нужны ножницы? Кем они используются?» Ответы детей отражают их представления о загаданном предмете и его месте в определенной смысловой целостности.

Двигательные загадки динамичны и веселы, что в полной мере соответствует природе трехлетнего малыша.

Данная форма работы не требует жесткого планирования. Практически в любой момент жизни детей в детском саду легко включаются двигательные загадки. Например, вы хотите пригласить детей помыть руки перед едой. Сделайте это в форме загадки: «Ребятки, я сейчас загадаю вам загадку. Попробуйте отгадать, чем мы сейчас с вами займемся, что будем делать».

Любая деятельность, даже не интересующая в данный момент детей, но предложенная через двигательную загадку, становится для них более привлекательной.


Комментирование, разбор путаниц

Путаницы, так же как и загадки, являются уникальным средством умственного развития маленьких детей. В веселой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений), их взаимосвязь с окружающей действительностью.
Учитывая, что примерно в три с половиной года у малышей появляется способность различать неточности в рисунках, педагог предлагает им путаницы в картинках. В несложный сюжет картинки вплетаются 1-2 неточности, ошибки, основанные на нарушении функции или назначения отдельных предметов (объектов, явлений). Например:
- на фоне летнего пейзажа стоит улыбающийся снеговик,
- вешалка в прихожей: на верхней полке, предназначенной для головных уборов, стоит обувь, а внизу, под пальто, разложены шапки и шляпы,
- мальчик ложкой забивает гвозди,
- на фоне зимнего пейзажа стоит дерево с зеленой листвой и поющей птичкой на ветвях,
- девочка перед зеркалом расчесывает волосы зубной щеткой,
- мальчик одевает на ноги перчатки,
- в зимнем лесу мальчик с корзиной в руках собирает грибы и т. п.

Подобные сюжеты не только развивают детей, но и веселят, создают хорошее настроение и вызывают желание чаще рассматривать и обсуждать картинки-путаницы.

Каждый раз, внося новую картинку-путаницу, воспитатель приглашает к себе всех желающих повеселиться, посмеяться и пошутить. Предложение достаточно заманчивое для трехлетних малышей. Удобно разместив детей у стола, воспитатель кладет перед ними одну картинку. В течение последующих 3-5 мин педагог молча наблюдает за реакцией детей, прислушивается к их высказываниям, предположениям. Затем вступает с детьми в разговор по поводу содержания картинки-путаницы. Например, рассматривая картинку, на которой девочка расчесывает волосы зубной щеткой, воспитатель говорит: «Какая симпатичная девочка! Но что-то я не пойму, чем она занимается: то ли умывается, то ли причесывается. А вы как думаете?» Трехлетние малыши спешат помочь своему воспитателю разобраться в хитростях художника. Они старательно объясняют, показывают и даже поучают педагога.

Разобравшись таким образом в ошибках художника, воспитатель благодарит детей, восхищается их сообразительностью и отзывчивостью: «Ах, теперь я все поняла. Художник по ошибке нарисовал не ту щетку. Это - зубная щетка. Ею чистят зубы, чтобы они не болели. А нарисовать надо было расческу. Да, ребята, без вас я вряд ли бы так быстро во всем разобралась. Спасибо вам, объяснили. Просто удивительно, до чего вы у меня умные и сообразительные. Молодцы!»

В дальнейшем к рассматриванию знакомых картинок-путаниц дети могут неоднократно возвращаться по своему желанию.


Разрешение проблемных ситуаций

В работе с детьми 3-4 лет широко используется такой прием. Воспитатель рассказывает короткую историю с простым сюжетом. Герои рассказа сталкиваются с различными несложными житейскими трудностями. Детям предлагается разрешить эти трудности и помочь героям найти выход из «сложных» ситуаций. Но педагог не просто рассказывает историю, а одновременно рисует (упрощенно) происходящее карандашом на бумаге или мелом на доске. Предложенные детьми ответы также дорисовываются либо педагогом, либо детьми. Таким образом, проблема разрешается.

Незатейливые истории позволяют активизировать у трехлетних малышей все психические процессы. Разбираясь в проблемах и находя для них решение, ребенок осознает взаимосвязи между различными предметами и явлениями, а также признаки, на основе которых и существует эта взаимосвязь.

Проблемные рассказы-рисунки используются в любое удобное для педагога и детей время. Работу по ним можно проводить и со всей группой, и с несколькими детьми, и с одним ребенком.

ИТАК, незаметно наступает конец учебного года. Приглядываясь к своим воспитанникам, вы начинаете замечать, что:

- ваши совместные прогулки, наблюдения и экскурсии постепенно переросли в традиционные моменты жизни детей в детском саду. И малыши любят их, просят о них, предлагают свои варианты маршрутов и мест посещения;

- дети обращаются к взрослым из своего близкого окружения с вопросами явно познавательной направленности;

- дети не только охотно слушают вас, но и пытаются делиться с вами своими впечатлениями и сложившимися представлениями об отдельных предметах, объектах, явлениях и событиях своей жизни;

- дети внимательны к окружающему миру, не равнодушны к «проблемам» и «бедам» насекомых, птиц, растений и животных. Но они не только констатируют эти события и явления, а начинают проявлять себя маленькими созидателями.

Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: