Педагогическое воздействие на познавательную активность детей


Педагогическое воздействие на познавательную активность детей
Занимаясь этими важными делами, дети узнают много нового и интересного.

Наконец, все сделано, аквариум полностью подготовлен к новоселью рыб. Дети и воспитатель любуются результатами своего труда. «Разве я одна, без вашей помощи, смогла бы справиться с таким сложным и ответственным делом? Конечно, нет. Мы все вместе потрудились, и какой домик для рыбок получился, просто чудо!» - рассуждает воспитатель, а довольные малыши соглашаются с ним.

4. Заселение аквариума. Организуется экскурсия (принципы организации те же) в другую группу или в зоомагазин. С экскурсии дети приносят двух-трех рыбок, корм для них. Придя в свою группу, малыши выпускают рыбок в аквариум, кормят и наблюдают за их поведением.

В течение года дети вместе с воспитателем по мере необходимости чистят аквариум, подселяют новых жителей- рыбок, улиток и пр.

Следует подчеркнуть, что организация аквариума не самоцель. Он не должен стать предметом обстановки группы. Аквариум - это результат совместной работы педагога и детей, в процессе которой расширяется кругозор каждого ребенка и формируется созидательное и бережное отношение к окружающей действительности.


Помощь зимующим птицам

Наступают холода. Приближается время матушки-зимы. Белая красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветры. Но не хлебосольна она: не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод. Все живое знает об этом, и каждый по-своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто улетает, кто запасы собирает. А есть такие, кто на милость зимы рассчитывает. В первую очередь это относится к пернатым: воробьям и воронам, синицам и снегирям. Будет зима мягкая да теплая - выживут птицы, а будет снежная да лютая - трудно им придется! Под толстым слоем снега не легко корм добывать, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и тянутся птицы зимой поближе к жилью человека, рассчитывают на его доброту, сострадание, помощь. Ведь не так уж много и надо зимующим птицам: хлебные крошки, горсточка зерна...

Дети любят птиц и, узнав от воспитателя об их трудностях зимой, откликаются на предложение помочь пернатым.

Сначала малыши помогают педагогу в изготовлении кормушек: для маленьких птичек - закрытых, с небольшим отверстием, для больших - открытых, с верхним перекрытием, чтобы корм не засыпало снегом. Дети также узнают, почему для разных птиц делаются разные кормушки (чтобы большие птицы маленьких не обижали), как и из чего кормушки изготовляются.

Немаловажное значение имеет местоположение кормушек. Обычно их размещают там, где гуляют дети. Но при этом малыши практически никогда не могут наблюдать результаты своего труда. Пока ребята находятся на участке, птицы не садятся на кормушки. Шум, веселый смех, беготня отпугивают пернатых. Они слетаются только тогда, когда все уходят и наступает тишина. Трехлетние малыши, не видя пользы и результата своей работы, быстро теряют интерес и не хотят к ней возвращаться.

Чтобы этого не случилось, кормушки надо по возможности размещать под окнами групповой комнаты, в тихом, укромном месте. Тогда малыши смогут вести наблюдения через окно. При этом они не спугивают птиц и свободны в своих эмоциональных проявлениях: могут восхищаться, смеяться, задавать взрослому вопросы, делиться с ним своими впечатлениями.

Совместная забота педагога и детей о птицах продолжается до тех пор, пока на улице властвует зима. Ежедневная подкормка зимующих птиц постепенно превращается в своеобразный ритуал, который может проходить следующим образом:

Утром, выходя на прогулку, воспитатель вместе с детьми отбирает корм для птиц, рассматривает его. На улице малыши не сразу идут к себе на участок. Первым делом они направляются к кормушкам. Там дети с педагогом смотрят, съеден ли корм, досыпают новый и уходят.

Из окна группы малыши наблюдают за своими кормушками, и сколько удивительного и интересного узнают они!

Вот прилетела ворона. Поев с открытой кормушки, она пытается полакомиться из маленьких, закрытых, предназначенных для маленьких птичек. Но вороне ничего не удается. Голова не пролезает в маленькое отверстие. Так ни с чем и улетела.

А это что за удивительная птичка? Ростом с воробья, но оперение краше. Это синичка. Она поклевала зернышки и еще что-то ищет. Что? Наверное, сало или кусочек маслица. Очень синички это любят. Может, кто-нибудь в следующий раз принесет для синичек их любимое лакомство. А в благодарность за это они всегда будут прилетать к нам.

- Смотрите! Смотрите! Вот и снегири к нам в гости пожаловали. Ну и красавцы!
- Что сегодня случилось с птицами? Все собрались: и воробьи, и синицы, и даже голуби. С аппетитом едят, друг на друга не налетают, друг друга не боятся. Почему? Да уж больно холодно на улице и снега много. Негде бедным птичкам корма добыть. Вот и слетелись все на наши кормушки. Мороз и голод всех сдружили.
 
- А это кто появился на заборе? Кошка. Интересно, что она здесь делает? Не зернышки же она пришла есть. Конечно, нет. Ее привлекают птицы. Их так много слетается на кормушки, что кошка решила здесь поохотиться. Смотрите, залегла кошка, ушки прижала... Ой! Ну и прыжок! Никого не поймала, и сама в сугроб упала.

С наступлением тепла кормушки снимают и убирают до следующего года.


Уход за комнатными растениями

Группа детского сада. Внимание любого входящего сюда привлекают цветы, яркие и ухоженные. Их немного, но как они прекрасны и необычны! Вот группка детей окружила цветок, стоящий на окне. Сколько искренней нежности и тепла слышится в словах малышей о цветке. Как же педагог добился этого?

Во-первых, воспитатель поставил в группе всего 2- 3 невысоких цветка. Он знает, что на подоконники нужно ставить небольшие, низкие цветы, которые занимают не более 15% площади окна. Большое количество растений на окнах и не в меру разросшиеся цветы могут «съедать» до 50% естественного освещения. А это особенно вредно для маленьких детей. Да и в поле своего постоянного внимания и заботы ребенок может держать очень ограниченное количество объектов.

Во-вторых, воспитатель отобрал цветы по своему желанию, т. е. те, которые ему нравятся и интересны. А значит, взрослый искренен в своем стремлении ухаживать за ними, восхищаться и радоваться. Настрой и отношение взрослого к растениям передаются детям, присваиваются малышами.

В-третьих, учитывая желание трехлетних детей участвовать в делах взрослых, воспитатель активно привлекает их к посильному совместному уходу за растениями в группе. Это осуществляется следующим образом.

Весной у комнатных растений наступает период интенсивного роста. Им необходимы пересадка в новую почву, подкормка органическими или минеральными удобрениями.

Подготовка воспитателя к пересадке растений привлекает внимание детей, заинтересовывает их. Сообщая детям свои намерения, эмоционально рассказывая о «бедах» истощенных за зиму цветов, воспитатель обращается к своим малышам за помощью. Получив их согласие, распределяет между детьми различные задания и поручения: расстелить на столе клеенку, бережно перенести цветок на стол, вымыть поддон, подать необходимое для пересадки оборудование, поднести ведерко с подготовленной почвой, насыпать в горшочек землю, подержать цветок, полить его после пересадки и т. п.

Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: