- Одним из парадоксов современного развития медицины мне кажется то, что, все более углубляясь в познание глубинных механизмов нормы и патологии человеческого организма, интенсивно продвигаясь к глубокому теоретическому изучению законов здоровья и болезни, медицина вместе с тем в последнее время начинает все больше интересоваться тем эмпирическим опытом врачевания, который зарождался в прошлые столетия. Я имею в виду так называемую народную медицину. Некоторые ученые характеризуют новое отношение науки к «народной медицине» как своего рода революцию во взглядах. Все чаще встречаются утверждения о том, что в методах и средствах «народной медицины» много полезного, ценного. Например, один американский врач пишет: «Уходит в прошлое высокомерное отношение химиков и фармакологов Запада к народным лечебным средствам, к лекарствам растительного происхождения. Они допускали ошибку, предположив, что если они овладели синтезом некоторых веществ, то стали лучшими химиками, чем сама мать-природа...». Так же относятся к этой проблеме не только многие врачи, но и немалая часть их пациентов. Хотелось бы выяснить позицию наших органов здравоохранения по этому вопросу.
Академик Б.В. Петровский:
- Действительно, за последнее время в газетах и журналах публикуется немало статей в защиту «народной медицины». Как к этому относиться? В этом вопросе накопилось много путаницы, недоразумений. Дело в том, что под общим термином «народные средства» скрываются самые разные явления, и наше отношение к ним также не может быть одинаковым. Одно дело - лекарственная терапия, другое - ненаучные методы гимнастики, один подход должен быть к иглотерапии, совершенно другой - к бесконтрольному голоданию и т. д.
Общая наша позиция может быть сформулирована ясно и четко: современная научная медицина берет из тысячелетнего опыта все ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывает все то, что может принести вред здоровью человека.
Я уже говорил немного о различных необычных видах физических упражнений, которые, к сожалению, рекламируются в ряде публикаций. Почему мы против этих увлечений? Беда в том, что они представляют определенную опасность. Возьмем, к примеру, различные рекомендации дыхательной гимнастики. Например, глубокие вдохи с длительной задержкой дыхания, представьте чем это закончится для больного гипертонией. Экспериментально установлено, что снижение частоты дыхания до одного вдоха в 2-3 мин может вызвать у человека серьезные нарушения важнейших жизненных функций. Так же нефизиологично и так называемое поверхностное дыхание.
Специальные позы и особенно стояние на голове могут вызвать увечья - наблюдаются мозговые инсульты, переломы позвоночника и другие осложнения. Простое наблюдение за людьми, простоявшими на голове 3-5 мин, обнаруживает отечное, красное, с синевой, лицо, мутный взгляд, неуверенную походку, повышение кровяного давления. Можем ли мы, врачи, в свете этих фактов поддерживать увлечение такой гимнастикой? Разумеется, нет.
Совсем иное дело - иглотерапия. Если не преувеличивать ее возможности и применять умело, разумно, она может принести пользу при лечении ряда заболеваний. Этот метод успешно используется в некоторых наших лечебных учреждениях, в том числе и в том институте, которым я руковожу. Нужно только «очистить» иглотерапию от того мистического и чудотворного ореола, который ее иногда неоправданно окружает.
Самым положительным образом мы, врачи, относимся к использованию опыта лечения травами. Конечно, и здесь необходимо отказаться от слепого копирования «древней практики», а тщательно исследовать каждое лекарственное растение. Характерна в этом смысле история открытия одного из ценных сердечных лекарств - наперстянки.
Немецкий фармаколог Витеринг взял у знахарки рецепт, состоящий из 40 трав, и после длительной работы обнаружил одну, проявляющую лечебное действие, тогда как 39 остальных оказались либо балластом, либо даже были не безвредны для организма. Вот почему наука так тщательно и так осторожно ведет поиск «жемчужных зерен» «народной медицины». Этим в СССР занимаются специальный Институт лекарственных растений и некоторые другие научные учреждения. Сегодня советская медицина уже использует более двухсот видов лекарств, изготовленных из растительного сырья. Причем мы считаем и это число недостаточным.
Как видно, наше отношение к народной медицине строится на тех же прочных основаниях, что и отношение к любым медицинским средствам вообще. Мы обязаны обеспечить конституционную гарантию самого высокого качества медицинской помощи для всех граждан СССР. Медицина нуждается не в сенсациях - ей нужна кропотливая, неустанная работа врачей, ученых, всех работников здравоохранения. В нашей стране, как уже было сказано, каждое новое лекарство, каждый новый метод диагностики и лечения, каждый новый медицинский прибор, прежде чем получить широкое распространение, проходят тщательную проверку в научных институтах, в экспериментах на животных, рассматриваются в специальных комитетах и на Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР. Однако не будем забывать, что, как сказано в книге «Медицинский оккультизм», «...даже в XX веке суеверие и знахарство еще не умерли, они только приспособились к новым условиям». Поэтому очень важно, чтобы все слои населения, весь наш народ получали правильную и своевременную информацию обо всех сторонах деятельности медицинских учреждений, об истинных научных достижениях советского здравоохранения и о разоблачении иллюзий.
Борьба со всем, что угрожает здоровью человека, - характерная черта социалистического гуманизма, и об этом никогда не должны забывать не только врачи, но и работники средств массовой информации, когда они обращаются к медицинским темам. Эти темы требуют повышенной ответственности, потому что в эпоху научно-технической революции кино, радио, телевидение, печать оказывают могучее влияние на медицинское мышление миллионов людей. И в зависимости от качества этого влияния во многом находится здоровье, а то и сама жизнь человека. Не случайно великий гуманист А. М. Горький писал, что «литераторам следовало бы включить в число своих „человеческих обязанностей" борьбу против вульгаризации науки медицины, науки, которая ставит целью своей не только лечение больных, охрану здоровья людей, борьбу за долголетие оных, - она ставит перед собой и более высокую, более трудную цель, а именно: изучение человеческого организма во всей его сложности».
К сожалению, такое верное, такое четкое понимание проблемы медицинского гуманизма далеко не всегда встречается в практике пропаганды медицинских знаний.