Успеваемость детей и подростков, больных ревматизмом


В плане катамнеза нами изучалось влияние ревматизма на успеваемость детей с явными неврологическими нарушениями и без таковых. Успеваемость группы детей с ревматическим поражением нервной системы сопоставлялась с таковой у детей контрольной группы, в которую входили больные ревматизмом во внеприступной фазе без неврологических проявлений болезни. Изучалась также успеваемость в зависимости от клинических форм ревматизма.

На каждого ученика был получен табель успеваемости с годовыми оценками за все годы обучения в школе или за 3-4 года до возникновения ревматизма и за такой же период после заболевания. Наряду с этим были получены характеристики классных руководителей согласно разработанной нами схеме. Они отражали работоспособность, успеваемость, усвоение материала и характерологические особенности ученика до заболевания и после него. Значительную пользу принес непосредственный контакт с педагогами, беседы со школьными врачами, ознакомление с годовыми характеристиками учеников и т. п. Неврологический осмотр детей в большинстве случаев проводился в присутствии родителей, что позволило уточнить некоторые неясные вопросы, касающиеся их обучения.

Изучение влияния ревматизма на успеваемость учеников проводилось у 211 детей, обучавшихся в 78 школах Киева. Первая группа состояла из 111 человек (59 мальчиков и 52 девочки в возрасте от 7 до 19 лет), перенесших в прошлом или болевших в период наших исследований малой хореей или нехореическими формами ревматизма. Вторую (контрольную) группу составляли 100 детей и подростков, большинство из которых перенесло острую атаку ревматизма с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы или суставов. У 83 детей первой группы изменения нервной системы были начальными проявлениями ревматизма. У 5 одновременно в процесс вовлекалась и сердечно-сосудистая система; у 23 болезнь начиналась кардиальными или суставными проявлениями. Длительность течения ревматизма - от года до 10 лет.

Наряду с клиническими симптомами, характерными для ревматизма, у большинства больных установлены признаки ревматической церебрастении. Длительное течение болезни с периодическими обострениями, дефекты воспитания, недостаточный контроль родителей и школы, а также другие факторы нередко приводили к формированию так называемых «трудных» детей. У 26 детей отмечены изменения поведения и характера по психопатоподобному типу различной выраженности. У 18 установлено отставание в умственном развитии, ведущим фактором в возникновении которого явился ревматизм. Пять из них учились в школах для умственно отсталых детей (данные обучения этих детей не учитывались).

Проведенные исследования позволили выявить некоторые особенности в обучении детей, страдающих ревматизмом. Установлено, что изменения нервной системы у этих больных зависят от ряда факторов: преморбидных данных, общей реактивности организма, активности ревматического процесса, частоты рецидивов, интеркуррентных заболеваний, школьной нагрузки и посещаемости школы, обстановки в семье и других.

В большинстве случаев дети были астенизированы, раздражительны, слезливы, некоторые из них нередко склонны к аффектам, взрывчатости, грубы в обращении с товарищами, иногда и с преподавателями. Значительно меньшая группа больных характеризовалась заторможенностью, повышенной медлительностью, флегматичностью. На переменах они не принимали участия в шумных детских играх, склонны к уединению. Во время занятий чаще были безынициативными. В характеристиках педагогов и при опросах родителей отмечена низкая работоспособность детей с ревматическим поражением нервной системы. Они повышенно отвлекаемы, не сосредоточены, рассеяны. Большинство плохо, поверхностно усваивали учебный материал на уроках. Многие не успевали сделать того объема работы, который выполняет за урок здоровый ребенок. На домашние задания они затрачивали в 2-3 раза больше положенного времени. Некоторые нуждались в посторонней помощи. Эти дети хуже успевали по математике и физике; отставание по гуманитарным наукам наблюдалось реже.

Нарушение режима дня при повышенной школьной нагрузке часто приводило к переутомлению и к ухудшению общего состояния ребенка, больного ревматизмом. Некоторые пользовались дополнительным выходным днем среди недели, другие приходили в школу на неполный день (3-4 урока), третьи при появлении малейших признаков болезни оставались дома. Установлено, что наиболее выраженным переутомление было к концу четверти, чаше третьей, как более продолжительной, и к концу учебного года. Иногда возобновление или усиление гиперкинезов, головных болей и раздражительности требовали временного прекращения занятий. Поскольку возобновление учебы каждый раз вело к обострению болезни, некоторые дети переставали посещать школу. Переход ревматического процесса в стойкую неактивную фазу способствовал улучшению состояния здоровья ребенка, повышению его работоспособности и успеваемости.

Анализ и сопоставление данных успеваемости двух групп детей, больных ревматизмом, до и после заболевания, позволили выявить следующее. До возникновения болезни в обеих группах она была почти одинаковой, и может быть приравнена к средней успеваемости учащихся школ Киева за этот же период. Меньшее количество отличных оценок в группе больных ревматизмом (6,1% против 14,8%), возможно, следует отнести за счет более отягощенного преморбидного состояния больных с поражением центральной нервной системы. По существу, успеваемость в обеих группах учеников, больных ревматизмом, до заболевания может характеризовать таковую у практически здоровых детей.

Средний балл успеваемости больных ревматизмом до болезни равнялся 4,11, после заболевания - 3,74. В группе больных ревматизмом до возникновения болезни он был несколько ниже - 4,05; после заболевания снизился на 0,65 балла по сравнению с таковым у детей контрольной группы и составлял 3,4 балла.

После заболевания успеваемость детей значительно снизилась, причем более явно в группе больных ревматизмом. Если до болезни процент учеников, получавших отличные и хорошие оценки, был довольно высоким в обеих группах (соответственно 46,2 и 47,7), то после заболевания он снизился до 23 в группе больных ревматизмом и до 13,7 - у больных нейроревматизмом. К тому же в последней совсем не оставалось отличников. Возросло число детей, получавших хорошие и посредственные оценки, особенно в группе больных ревматизмом (соответственно 62 и 47%). Наиболее выраженным снижение успеваемости больных нейроревматизмом оказалось при сопоставлении количества неудовлетворительных оценок, полученных учениками обеих групп: в группе ревматизма - 1 %, а в группе с ревматическими поражениями нервной системы - 21%.

Для изучения успеваемости детей в зависимости от клинического проявления учеников разделили на три группы.

Первую составили 58 детей и подростков в возрасте от 11 до 19 лет, в прошлом переболевших типичной малой хореей. Рецидивы хореи отсутствовали у 12 детей. По одному рецидиву наблюдалось у 13 человек, по 2 - у 12; по 3 - у 9 и от 4 до 11 - у 12 человек. У 19 детей и подростков установлен переход малой хореи в нехореические формы, причем болезнь у них протекала более тяжело. Эти больные выделены в самостоятельную группу. У 39 детей первой группы отмечены явления церебрастении, причем у 25 - выраженные. Изменение характера и поведения, чаще по психопатоподобному типу, наблюдалось у 13 человек. Нерезкое отставание в умственном развитии обнаружено у 4.

Анализ успеваемости детей и подростков, перенесших малую хорею, показал, что только 6 из 58 учеников получали хорошие оценки. При сравнении среднего балла успеваемости детей до болезни (4,11) с таковым после заболевания (3,4) установлено его снижение на 0,7 балла. У 19 детей с переходом малой хореи в нехореические формы успеваемость была особенно низкой и равнялась в среднем 3,21 балла.

Частые рецидивы малой хореи сказывались на успеваемости детей. Так, если средний балл успеваемости учеников, переболевших один раз хореей, равнялся 3,46, то у перенесших пять и более рецидивов хореи - 3,17. Кроме низкой посещаемости из-за болезни, дети пропускали занятия по году и больше: 28 учеников брали годичный отпуск по болезни, а 8 детей из-за неуспеваемости оставались повторно на 1-2 года.

Вторую группу составляли 27 учеников, преимущественно мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет, болеющих атипичной, стертой формой малой хореи. Двадцать из них - ученики I-IV классов. В этой группе отставание в умственном развитии отмечено у 4 человек, а изменения характера и поведения - у 6. Семнадцать имели низкие оценки. Все же средний балл успеваемости детей второй группы составлял 3,48 и был относительно высоким по сравнению с успеваемостью больных других клинических групп. Дети, больные стертой формой малой хореи, редко пропускали занятия, однако из-за неуспеваемости на второй год, а в некоторых случаях и на третий, было оставлено 6 учеников. Отпуск по болезни на год брали только три ученика.

Третья группа состояла из детей и подростков, больных нехореическими формами нейроревматизма. Из 21 человека было 7 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 10 до 18 лет. Выраженная церебрастения установлена у 8, изменения характера и поведения различной степени наблюдались у 5 больных; у такого же числа детей обнаружено нерезкое отставание в умственном развитии. Анализ успеваемости показал, что 16 учеников с нехореическими формами ревматизма плохо успевали и получали в основном оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Сравнение успеваемости детей до болезни (средний балл 3,8) с таковой после болезни (средний балл 3,19) наглядно показало ее значительное снижение (на 0,61 балла). Дети этой группы часто пропускали занятия; 6 учеников пропустили учебный год по болезни и 5 из-за неуспеваемости.

Следовательно, наиболее низкая успеваемость наблюдалась у учеников с нехореическими формами ревматизма, а также при переходе малой хореи в нехореические формы.

Снижение успеваемости, частые пропуски занятий по болезни в связи с рецидивирующим ее течением приводили к второгодничеству. Из 111 детей с ревматическим поражением нервной системы на второй год осталось 59 (53,1 %), причем у 39 - это годичный отпуск по болезни, у 20 - второгодничество из-за неуспеваемости. В контрольной же группе только 8 учеников остались на повторный курс обучения, из них 6 брали отпуск по болезни и двое - из-за неуспеваемости. Среди второгодников отмечен большой процент переростков (32,4). Из 111 человек возраст 36 детей на 2 года и более превышал возрастную норму, принятую для определенного класса. Из этой группы 7 подростков обучались в заочных и вечерних школах или в школах рабочей молодежи, 8 человек в различные сроки обучения прекратили занятия в школе и затем приобрели квалификацию портного, счетного работника, кондитера и других. Пять человек в период обследования не работали и не учились, о трех из них можно говорить как об инвалидах, трудоустройство которых крайне затруднено.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: