Белковый обмен при язвенной болезни


Изменениям белкового обмена при язвенной болезни и факторам, их вызывающим, посвящены весьма многочисленные исследования. Изучались содержание общего белка в сыворотке крови и альбумин-глобулиновый коэффициент, белковые фракции сыворотки крови, состояние белкового обмена в желудочном содержимом.

Нарушения белкового обмена могут быть обусловлены: 1) длительными повторными кровотечениями, 2) недостаточным питанием, 3) недостаточной функцией печени, 4) нарушениями центральной нервной регуляции, 5) воспалительными осложнениями.

Эндогенно обусловленная гипопротеинемия исчезает под влиянием улучшения течения язвенной болезни и регенерации белка в организме.

Ряд исследований посвящен изучению отдельных фракций белков сыворотки крови больных язвенной болезнью.

Диспротеинемия при язвенной болезни большей частью характеризуется тенденцией к гипоальбуминемии и незначительному повышению уровня глобулиновых фракций. Диспротеинемия более выражена у больных с частыми обострениями язвенной болезни и различными ее осложнениями (стеноз привратника, пенетрация, кровотечение).

Вопрос об изменениях свободных аминокислот сыворотки крови при язвенной болезни освещен недостаточно. Опубликованные работы выполнены в основном методом одномерной нисходящей хроматографии на бумаге, где процент ошибки может достигать 20.

По данным М. Насриддиновой, в крови больных язвенной болезнью увеличено содержание цистина, гистидина, аспарагиновой кислоты, серина, валина, метионина и уменьшено количество глицина, глютаминовой кислоты, треонина, тирозина, фениланина, аланина, триптофана. И. А. Рыбачук с соавт. обнаружила при обострении язвенной болезни увеличенное содержание в плазме крови цистина, лизина, гистидина, глютаминовой кислоты и уменьшение содержания аспарагиновой кислоты, аланина, метионина, валина. По данным А. В. Ходыкина с соавт., увеличено содержание триптофана, уменьшено - лизина, лейцина.

Как показали А. С. Белоусов с соавт., у больных язвенной болезнью в зависимости от типологических особенностей желудочной секреции имеется нарушение белкового обмена на уровне всасывания и межуточного обмена аминокислот, отражающее их меньшее включение в биосинтез белка и соответственно ее большее выведение из организма. Особенно это выражено у больных язвенной болезнью с тормозным типом желудочной секреции.

По мнению И. И. Дегтяревой и И. В. Солодовой, ввиду снижения уровня свободных аминокислот и дисбаланса последних в сыворотке крови, больным язвенной болезнью в стадии обострения можно рекомендовать применение смеси аминокислот (белковые гидролизаты), отдельных аминокислот (гистидина, метионина, глютаминовой кислоты, фенилаланина), а также витаминов на фоне основного противоязвенного лечения.

Б. А. Бердов с соавт., пользуясь методом радиометрии, констатировал уменьшение клеточной массы тела, общей массы альбумина, понижение скорости его распада и увеличение утилизации белков тканями. Интенсивно меняется белково-аминокислотный обмен при осложненных формах язвенной болезни.

Рассматриваются возможности дифференциально-диагностического значения протеинограмм при язвенной болезни и раке желудка. И. Т. Абасов показал, что при раке желудка повышение глобулиновых фракций наблюдается в 2 раза чаще, чем при язвенной болезни, а гипоальбуминемия - в 3 раза.

Согласно другим данным, при раке желудка более ярко, чем при язвенной болезни выступает гипоальбуминемия.

Больным язвенной болезнью свойственны разнообразные нарушения обмена углеводов, в том числе изменения уровня сахара крови, гликемических кривых, нарушения содержания продуктов промежуточного обмена углеводов (молочной кислоты, пировиноградной и др.).

Понижение функции инсулярного аппарата поджелудочной железы в большей мере свойственно больным с длительным течением язвенной болезни, а повышение при непродолжительном течении заболевания.

Ряд авторов констатировал изменение сиаловых кислот у больных язвенной болезнью.

Уровень инсулина в период обострения язвы двенадцатиперстной кишки достоверно снижен, в период ремиссии средняя концентрация инсулина снижена значительно. Humphray с соавт. установил у больных язвенной болезнью прямую зависимость между гиперинсулинемией и базальной секрецией желудочного сока. При сочетании гипергликемии и гиперинсулинемии у больных язвенной болезнью можно думать о наличии у них инсулинорезистентности.

Arendt с соавт. указывает, что индуцированная введением инсулина гипогликемия в значительно большей степени увеличивает секрецию пепсина по сравнению с пентагастриностимулирующим тестом.

Важное значение имеет соотношение между глюкагоном и инсулином. Buchanan с соавт. полагает, что глюкагон обусловливает инсулинорезистентность у больных язвенной болезнью.

Науо с соавт. указывает, что при относительном преобладании инсулина над глюкагоном наблюдается гипогликемия, стимулирующая желудочную секрецию, опосредованную через n. vagus.

Л. С. Бассалык у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки констатировала увеличение концентрации гастрина в ответ на иисулиновую гипогликемию. Следует считаться также с ингибирующим действием инсулиновой гипогликемии на желудочную секрецию по мере нарастания степени выраженности гипогликемии. Как показал Baron с соавт., при исследовании 19 больных язвой двенадцатиперстной кишки гипогликемический инсулиностимулирующий эффект был наиболее выражен при введении инсулина в дозе 0,2 ед/кг. Механизм этого процесса неясен.

У больных язвенной болезнью желудка обнаружено нормальное общее содержание липидов и остальных липидных фракций, увеличено относительное содержание беталипопротеидов (особенно при язве желудка). И. Л. Билич указывает, что "нарушения в липопротеиновом обмене при обострении язвенной болезни наступают реже, чем в белковом и гликопротеиновом".

Обмен витаминов. Исследованиями ряда авторов установлено, что при язвенной болезни часто имеет место гиповитаминоз В1, нередко при этом увеличено содержание в крови пировиноградной кислоты.

Суточная экскреция никотиновой кислоты ниже нормы или на нижней границе нормы. Более половины больных язвенной болезнью нуждается в дополнительном введении PP.

Вместе с тем, ряд специалистов считает, что никотиновая кислота повышает кислотность желудочного сока, особенно во вторую фазу секреции в связи с чем считают нецелесообразным ее применение больным язвенной болезнью.

Другая группа исследователей указывает на то, что никотиновая кислота нормализует секреторную и кислотообразующие функции желудка, повышает моторику и замедляет эвакуацию пищи из желудка и высказывается положительно в отношении применения ее больным этим заболеванием.

По мнению А. Г. Опарина и Р. М. Газизова, включение витаминов В1 и РР в комплексное, лечение язвенной болезни клинически оправдано и патогенетически обосновано.

Уровень витамина В12 в сыворотке крови при неосложненной язвенной болезни находится в пределах нормы. Распространенное мнение о широком применении витамина B12 больным язвенной болезнью представляется нам недостаточно обоснованным.

Экспериментальные и клинические данные свидетельствуют о том, что у больных язвенной болезнью часто обнаруживается недостаточность витамина С, особенно при кровоточащих язвах. По данным И. Т. Абасова и С. Б. Тагизаде, у больных язвенной болезнью содержание редуцированной аскорбиновой кислоты в плазме понижено, то же относится и к общей аскорбиновой кислоте (при несущественных колебаниях ее окисленных форм). В желудочном соке у язвенных больных окисленные формы аскорбиновой кислоты присутствуют в значительных количествах, больших, чем в плазме. Состояние кислотообразующей функции желудка не отражается на С-витаминном статусе организма.

Э. В. Литинская считает, что; потребность в витаминах В1, В6, РР и С у больных язвенной, болезнью находится в тесной зависимости от длительности обострения, пола больного, времени года, кислотности желудочного содержимого. Витаминную обеспеченность организма больного существенно снижает диета при язве. Автор не обнаружила зависимость насыщенности организма указанными витаминами от давности заболевания, возраста больного и локализации симптома "ниши".

У больных язвенной болезнью наблюдается также дефицит витамина А, витамина К скорее экзогенного происхождения.

Ф. Г. Коробейник изучал содержание SH групп и аскорбиновой кислоты в крови и слизистой оболочке желудка при язвенной болезни (у 52 больных). Было обнаружено уменьшение количества сульфгидрильных групп и аскорбиновой кислоты у большинства больных.

По данным В. Н. Василюка, в период обострения язвенной болезни повышается уровень ацетилхолина не только в крови, но и в слизистой оболочке желудка, а активность холинэстеразы оказывается низкой. Эти изменения особенно ярко выражены у больных язвой двенадцатиперстной кишки с типичным вариантом течения в период обострения. Чем более высокой была концентрация ацетилхолина, тем выше оказывались и секреторная, кислотообразующая и моторная функции желудка. При язвенной болезни понижена активность моноаминооксидазы и гистаминазы в слизистой оболочке желудка.

У больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки с нарушенной иммунологической реактивностью выявлено достоверное повышение уровня ацетилхолина в крови, снижение активности сывороточной холинэстеразы и холинэстеразы эритроцитов, что свидетельствует об усилении холинергической активности крови у этих больных. В период ремиссии происходит нормализация уровня медиаторов и иммунологических тестов. Повышение уровня ацетилхолина в желудочном соке у больных язвенной болезнью указывает на преобладание парасимпатического воздействия, способствует повышению тонуса мышцы желудка, гиперсекреции, ускорению эвакуации кислого, холинергически активного содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку.

По мнению Л. С. Хибина, увеличение концентрации ацетилхолина в желудочном соке при язвенной болезни говорит о роли местного влияния ацетилхолина в ульцерогенезе и, возможно, в хронизации язвы.

П. Ф. Крышень и П. Г. Бондаренко определяли у язвенных больных в период обострения некомпенсированную гиперацетилхолинемию, гипергистаминемию. По мнению авторов, эти факты могут иметь прямое отношение к активности кислотно-пептического фактора.

Действие ацетилхолина на клетки секреторного аппарата желудка может быть непосредственным или опосредованным через гастрин.

При исследовании холинергической активности крови была обнаружена связь между холинэстеразной активностью и степенью тяжести течения язвенной болезни (в легких случаях наблюдалось повышенное содержание ацетилхолина и активности холинэстеразы, в тяжелых случаях это соотношение было нарушено).

Полагают, что динамические изменения холинэстеразной активности могут быть использованы для характеристики тяжести состояния больных, прогноза, оценки результатов лечения.

Повышенная активность ацетилхолинэстеразного фермента обнаружена у 60% больных язвенной болезнью как желудка, так и двенадцатиперстной кишки. Содержание фермента повышено у больных молодого возраста. Активность фермента понижается при давности заболевания свыше 10 лет. Изменения в активности сывороточной холинэстеразы носят менее закономерный характер, у больных язвенной болезнью наблюдаются нарушения нейрогуморальных функций организма, в которых участвуют биогенные амины, в частности серотонин, синтезирующийся в энтерохромаффинных клетках желудочно-кишечного тракта (пилорический отдел желудка, верхняя часть кишечника).

Литературные данные о содержании серотонина в крови больных язвенной болезнью противоречивы. Клинические наблюдения И. Л. Билич и И. Ф. Федоровой, И. Л. Билич с соавт. показали, что у большинства больных язвенной болезнью наблюдается умеренное повышение уровня серотонина в крови, более значительное при дуоденальных язвах, в желудочном соке и 5 ОИЦК в моче.

По данным В. И. Губского с соавт., у больных язвенной болезнью наблюдается повышение уровня серотонина в организме (в периферической крови), при дуоденальной язве имеет место некоторая активация метаболизма серотонина (его окислительного дезаминирования), возможно, это проявление механизма компенсации. И. В. Комиссарова с соавт. установила, что у больных язвенной болезнью обмен серотонина нарушен, - содержание его в крови и в желудочном соке повышено, снижено связывание серотонина белками сыворотки крови. Эти изменения обмена серотонина, по-видимому, играют определенную роль в патогенезе язвенной болезни в отношении болевого синдрома и "местных" механизмов образования язв. При язвенной болезни целесообразно нормализовать обмен серотонина.

Повышение уровня серотонина и снижение СПС крови при обострении язвенной болезни можно объяснить выраженным болевым синдромом, поскольку этот амин влияет на болевые рецепторы и стимулирует гастродуоденальную моторику. Возможно, что сдвиги в обмене серотонина поддерживают течение язвенной болезни.

И. А. Смотрова, Ю. В. Пругло, В. М. Успенский обнаружили увеличение числа энтерохромаффинных клеток в слизистой двенадцатиперстной кишки у больных язвенной болезнью. По данным В. М. Успенского, между уровнем кислотообразующей функции желудка и количеством энтерохромаффинных клеток имеется прямая зависимость. При повышении кислотности наблюдается защитная, компенсаторная гиперплазия серотонинпродуцирующих клеток; серотонин ингибирует кислотообразование в желудке как путем снижения объема секреции, так и за счет увеличения ее щелочной фракции.

В литературе нет еще окончательного суждения о том, какое место занимает обмен серотонина в патогенезе язвенной болезни. Нельзя исключить его участия в различных процессах нейрогуморальной регуляции, а также роль, осуществляемого им вазоконстрикторного эффекта в стенке желудка с последующей ишемией, нарушениями в ней процессов обмена.

В крови у больных язвенной болезнью повышено количество гистамина.

К. С. Вирсаладзе и Г. В. Гургенидзе, Е. Л. Ревуцкий с сотр. показали, что в период обострения язвенной болезни нарушается обмен гистамина, в крови его количество повышается и уменьшается активность диаминоксидазы, резко снижаются антигистаминные свойства сыворотки крови. Повышается гистаминопектический индекс. В период ремиссии эти изменения несколько нормализуются.

Количество гистамина повышено в области слизистой у места локализации язвы, особенно у больных язвой денадцатиперстной кишки. По данным Л. И. Геллера с соавт., при обострении язвенной болезни секретин закономерно уменьшает степень гипергистаминемии, которая имеет определенное патогенетическое значение при язвенной болезни, так как повышенные концентрации гистамина отрицательно влияют на микроциркуляцию в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки, способствуют усилению выработки НС1.

Как показали исследования Я. А. Макаревича с соавт. и др., при язвенной болезни различные компоненты кининовой системы подвергаются разнообразным изменениям. Как указывают Л. И. Геллер и В. С. Кобзев, для обострения язвенной болезни, независимо от локализации язвы, характерно увеличение скорости выделения активного брадикинина из брадикининогена сыворотки крови. Одновременно определяется повышение общей калликреиновой активности сыворотки крови как фактор, способствующий увеличению выделения брадикинина. Поскольку брадикинин обладает вазоактивными свойствами, можно предполагать патогенетическую роль избыточного его количества в крови при обострении язвенной болезни. Авторы показали, что курсовое дневное введение ингибитора калликреиновой активности контрикала купировало у больных с обострением язвенной болезни болевой синдром параллельно уменьшению общей калликреиновой активности сыворотки крови. В своей работе Я. А. Макаревич с соавт. показал, что трипсиноподобная активность крови и содержание ингибитора трипсина у большинства больных язвенной болезнью повышена, однако в отдельных случаях антипротеолитическая активность снижена, что позволяет думать о врожденном дефиците ингибитора трипсина по гетерозиготному типу. Было показано, что трипсиноподобная активность крови при язвенной болезни с повышенной секреторной функцией желудка усилена, изменение системы трипсинингибитор трипсина находится в прямой зависимости от обнаружения в крови ПДФ и ФМ.

Авторы полагают, что одной из причин повышения общей протеолитической активности при язвенной болезни (преимущественно двенадцатиперстной кишки) оказывается активированный фибринолиз, так как ПДФ (продукты деградации фибриногена) и ФМ (фибрин-мономер) определяются в основном при высокой трипсиновой активности крови.

Повышение трипсиноподобной активности крови расценивают как проявление язвенной болезни, одну из причин нередко атипичного ее течения.

Я. А. Макаревич с соавт. объясняет появление ПДФ и ФМ при язвенной болезни тем, что возникновение язвы сопровождается отложением фибрина, создающего сплошной барьер вокруг очага повреждения и подвергающегося в дальнейшем распаду под воздействием пепсина, трипсина, плазминоподобного фермента, а также в результате активации фибринолитической системы крови.

Активацию кининовой системы крови при обострении язвенной болезни обнаружили А. Д. Визир, И. В. Степанова, Г. Т. Керимов с соавт.

Г. Т. Керимов с соавт. исследовал основные показатели калликреин-кининовой системы у больных язвой желудка и двенадцатиперстной кишки. Оказалось, что степень активации калликреин-кининовой системы зависит от фазы обострения, наличия болевого синдрома, локализации язвенного процесса.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Игорь Абасов

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: