Биоэлектрическая активность мозга при ОРВИ, протекающих с поражением нервной системы у детей


Изучение биоэлектрической активности головного мозга в настоящее время получило широкое распространение как в физиологии и патофизиологии, так и в клинике при различных патологических состояниях. Изучение биоэлектрической активности дает возможность глубже проникнуть в сущность физиологических механизмов, происходящих в центральной нервной системе, и судить о функциональном состоянии головного мозга.

Характер электроэнцефалограммы в значительной степени определяется возрастными особенностями. Процесс становления электрогенеза зависит от развития центральной нервной системы ребенка. По мере роста ребенка происходят существенные изменения картины биоэлектрических потенциалов, которые значительно затрудняют расшифровку электроэнцефалограммы и констатацию патологических изменений.

Ряд авторов считают, что основные черты взрослой электроэнцефалограммы складываются к 8-12 годам. Большинство исследователей склоняются к мнению, что «созревание» электроэнцефалограммы происходит к 15-16 годам.

Установлено, что для детей в отличие от взрослых характерно наличие медленной активности.

Второй отличительной особенностью детской электроэнцефалограммы является неустойчивость основного ритма, его нерегулярность и неравномерность. Третья особенность - регионарные различия между отведениями от передних и задних областей коры головного мозга. Еще одним отличием электроэнцефалограммы ребенка служит более выраженная, чем у взрослого, амплитуда. Это прогрессирующее с возрастом снижение вольтажа биотоков мозга Lindsley объяснял увеличением электрического сопротивления в связи с утолщением черепа и кожных покровов.

Наконец, большинство авторов указывают, что анализ детских электроэнцефалограмм затрудняется значительно большей по сравнению со взрослыми вариабельностью. Этот факт существенно затрудняет установление твердых границ детской нормы и требует обследования большого количества детей для получения достоверных результатов.

При изучении электроэнцефалограммы здорового ребенка много внимания уделялось особенностям биоэлектрической активности мозга при различных физиологических состояниях, в частности во сне и при засыпании.

Электроэнцефалографические исследования проводились у детей при различных патологических процессах с целью уточнения локализации очага поражения, выявления степени нарушения функционального состояния мозга, контроля эффективности применяемого лечения и т. д.

Наибольшее количество исследований проводится при нервно-психических заболеваниях. Особенно полно изучена эпилепсия. Изменения мозговых потенциалов при эпилепсии разнообразны. В основном регистрируются пароксизмальные разряды медленных волн высокой амплитуды, пики и острые волны, комплекс «пик - волна» и «острая волна - медленная волна», а также своеобразный ритм с частотой 3 колебания в секунду. Особенно отчетливо выявляются изменения при применении гипервентиляционной пробы и ритмических световых раздражений.

При гипертермических судорогах инфекционно-токсического генеза у части детей выявлены нарушения в виде появления пароксизмальных разрядов и пикообразных колебаний. Часть авторов считают, что наличие у больных с гипертермическими судорогами патологических форм активности на электроэнцефалограмме является признаком скрытой эпилепсии, поэтому изучению электроэнцефалограммы при гипертермических судорогах придается большое прогностическое значение.

Помимо эпилепсии и судорожных состояний, электроэнцефалографические исследования проводились при болезни Дауна, у глухонемых, при гидроцефалии, у олигофренов.

Изучается электроэнцефалограмма и у больных нейроинфекциями (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты). В. Н. Бондарев и Е. Я. Войтинский установили изменения у больных серозным менингитом. Эти изменения заключались в брадиритмии, слабо выраженном ритме и снижении реакции на афферентные раздражения. У отдельных детей зарегистрирована эпиактивность, указывающая на тяжесть патологического процесса. Нормализация электроэнцефалограммы происходила только в 50% наблюдений. Э. И. Ямпольская у больных серозным менингитом энтеровирусной этиологии выявила патологическую биоэлектрическую активность мозга на фоне внутричерепной гипертензии. Ю. А. Якунин отметил диффузный медленный ритм в острой фазе серозного менингита.

При гнойных менингитах у детей Jonda и Kjos обнаружили значительные изменения электроэнцефалограммы. С. Л. Кипнис и Ю. А. Якунин у детей с гнойным менингитом в остром периоде заболевания обнаружили дизритмию и диффузную или очаговую патологическую активность. При тяжелых формах регистрировались медленные волны, вспышки гиперсинхронных разрядов.

Большого внимания заслуживают работы, посвященные электроэнцефалографии при энцефалитах. Изучению подверглись энцефалиты различной этиологии: при ветряной оспе, краснухе, кори. Для острой фазы энцефалита характерна медленная активность (коматозный тип кривой). Отмечена связь выявленных изменений с тяжестью течения процесса и фазой заболевания. Почти во всех работах подчеркивается зависимость изменений электроэнцефалограммы (медленная активность) от глубины нарушения сознания. Чем глубже была потеря сознания, тем более медленный регистрировался ритм. При ухудшении клинического течения и усилении неврологических знаков изменения нарастали.

Чрезвычайно медленная активность, выявляемая на электроэнцефалограмме в острый период заболевания, не предопределяет прогноз. Во многих случаях эта активность по мере выздоровления ребенка исчезала и электроэнцефалограмма нормализовалась. Большее значение для прогноза играет появление патологических судорожных потенциалов, указывавших на тяжесть процесса. У детей, у которых регистрировались указанные нарушения, в дальнейшем отмечался большой процент резидуальных явлений. Многие авторы указывают, что нормализация электроэнцефалограммы происходит значительно медленнее, чем клиническое выздоровление, и что после энцефалита дети длительное время должны находиться под строгим врачебным контролем.

Исследования характера биоэлектрической активности мозга при гриппе и других респираторных вирусных заболеваниях проводились недостаточно. Имеются лишь отдельные исследования в этой области, да и то они в основном проводились у взрослых. К сожалению, и в этих работах сообщается об особенностях электроэнцефалограммы при гриппозном менингите и энцефалите. Вместе с тем этиология этих менингитов и энцефалитов является спорной, так как в большинстве исследований отсутствует вирусологическое подтверждение диагноза.


Что касается изучения биоэлектрической активности мозга при неврологических расстройствах, связанных с аденовирусной инфекцией, то они весьма немногочисленны. Изменения в основном сводились к диффузной медленной активности в случаях, когда поражения нервной системы протекали по типу энцефалита. При выраженной очаговой симптоматике на электроэнцефалограмме отмечалась межполушарная асимметрия.

Нами исследование биоэлектрической активности мозга осуществлялось у 130 больных с изменением нервной системы при респираторной вирусной инфекции.

Запись электроэнцефалограммы производили при помощи 8-канального японского электроэнцефалографа фирмы «Вакко-Коеки».

Применяли как биполярные, так и монополярные отведения симметрично с обоих полушарий. Электроэнцефалограмму регистрировали на 6 каналах; на 7-м и 8-м каналах производили запись дыхания и частоты пульса. При биполярной записи использовали лобно-височное, лобно-теменное, теменно-затылочное отведения, при монополярной - лобное, височное, теменное, затылочное с индифферентным электродом на мочке уха соответствующей стороны.


Детей помещали в экранированную и затемненную камеру. Во время обследования ребенок находился в полулежащем положении при полном расслаблении мускулатуры. Для достижения максимально спокойного состояния, как правило, возле больного находились взрослые. Исследование всегда проводили в утренние часы, при отсутствии дремотного состояния, в одинаковой обстановке.


В качестве функциональных нагрузок использовали сплошные и ритмичные световые раздражения. Расстояние от источника световых сигналов 30 см. Сплошной свет давали длительностью 8-10 секунд различной яркости. Применяли лампы мощностью 30 и 270 вт. Для нанесения ритмических световых раздражений служил фотостимулятор. Использовали следующие частоты: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 15, 18 и 24 в секунду. Перед записью электроэнцефалограммы чувствительность каналов уравнивали; 8 мм отклонения пера соответствовали калибровочному сигналу 50 мкв. Скорость движения бумаги 1,5 и 3 см в секунду.


Изучение биоэлектрической активности мозга проводили в динамике заболевания соответственно фазам инфекционного процесса. Каждого больного обследовали не менее 3 раз: в острый, в послелихорадочный и в период выздоровления. У детей, наблюдавшихся в катамнезе, также изучали электроэнцефалограмму. При тяжелом течении процесса больной ребенок обследовался чаще, в среднем 6-8 раз.


О характере изменений биопотенциалов мозга судили только в динамике заболевания, после анализа всех кривых с учетом возраста ребенка и данных, полученных при обследовании здоровых детей. Данные подвергались статистической обработке по методам вариационной статистики с использованием таблицы Фишера-Стьюдента. Различие расценивали как достоверное при Р=0,05, что принято в медицине и биологии
.

У 51 ребенка неврологические изменения проявлялись нейротоксическим синдромом, у 36 - нейротоксическим синдромом с судорогами, у 25 - менингеальный, у 8 - энцефалитическим и у 10 - энцефалитом.

Степень нарушения биоэлектрической активности мозга у обследованных детей была различной. По характеру изменений можно было судить об умеренных, выраженных и очень тяжелых нарушениях. К умеренным нарушениям мы относили те, при которых основной ритм урежался на 1-2 цикла в секунду, а амплитуда колебалась в пределах 40-60% (соответственно средневозрастной норме, что подтверждалось дальнейшей динамикой электроэнцефалограммы). Выраженными нарушениями считали такие, при которых урежение основного ритма было более чем на 2 цикла в секунду, а величина амплитуды изменялась на 50- 70% и, кроме того, регистрировались патологические формы активности (разряды высокоамплитудных волн, пики, острые волны). Как очень тяжелые расценивали изменения, при которых регистрировалась полиморфная медленная активность с частотой колебания 0,5-1,5 волны в секунду, а амплитуда изменялась более чем на 70%.

В острый период заболевания биоэлектрическая активность мозга нарушалась у всех больных, причем у 45% больных были умеренные нарушения, у 45% выраженные и у 10% резко выраженные.
 
Основным видом изменения электроэнцефалограммы в острый период заболевания являлись генерализованный или широко распространенный сдвиг частот основного ритма в сторону замедления и появление патологических форм активности.

Амплитуда в острый период заболевания была значительно выше, чем у здоровых, и ее средний показатель при отведениях с задних отделов мозга равнялся 71,3+2,9, с передних - 63,7+2,7, у здоровых - соответственно 57,3+1,8 и 48,7+1,7. Разница достоверна. Эти данные соответствуют общепринятым представлениям о том, что амплитуда медленной активности в среднем выше, чем амплитуда частой активности.

Патологические формы активности в остром периоде встречались у 49,5% больных, тогда как у здоровых - всего у 7,5%.

В послелихорадочном периоде у 17% больных электроэнцефалограммы были без отклонений от нормы, у 52% регистрировались умеренные, у 25% - выраженные и у 5% - резко выраженные нарушения. Индекс медленной активности значительно уменьшился, но оставался выше средних показателей нормы.

Средний индекс Д-волн в послелихорадочном периоде составлял 11,9±1,2 при отведениях с задних отделов мозга и 18,0±1,2 - с передних. При сравнении с данными, полученными у здоровых детей, у которых Д-активность составила 3,5+1,0 и 9,1+1,0, разница оказалась достоверной. Индекс активности возрос, но был ниже средних показаний нормы. Амплитуда в послелихорадочном периоде в отведениях с передних отделов мозга приближалась к средним показателям у здоровых, в отведениях с затылочных областей ее средние показатели были ниже средних показателей у здоровых. Разница достоверна. Патологические формы активности наблюдались у 25% больных.

В периоде выздоровления значительно возросло число больных, у которых на электроэнцефалограмме не отмечалось изменений (34,7%). Умеренные нарушения регистрировались у 55%, выраженные- у 10,3% больных. Резко выраженных нарушений не отмечалось. Патологические формы активности имелись у 13,5% больных. В этом периоде значительно возросла активность. Средний индекс активности составлял 47,6±1,8 при отведениях с задних отделов мозга и 34,4+1,6 - при отведениях с передних областей, тогда как в норме этот показатель соответственно составлял 58,6+1,4 и 43,0+1,7. Разница достоверна. Средний индекс медленной активности в этом периоде приближался к показателям нормы у здоровых детей.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: