Нейтропения и агранулоцитоз у детей
Андрюс и Скотт описали 2 сибсов с тяжелой врожденной нейтропенией и эозинофилией, которые умерли в возрасте 4 и 5 мес. Эти авторы также предполагали рецессивное наследование указанного заболевания. Данные в отношении крови и костного мозга были такие же, как описывает Костман. По-видимому, это только два сообщения, в которых отмечена болезнь более чем у одного члена семьи. Однако известен ряд изолированных случаев, в которых возраст, гемологические находки и ранняя смерть были аналогичны описаниям Костмана и обычно предполагалось генетическое происхождение, но оно не было твердо доказано. Многие авторы предполагали, что они наблюдают ту же болезнь, однако кровное родство между родителями установлено только у больных, описанных Костманом.
На основании упомянутых статей в литературе можно перечислить следующие клинические признаки болезни: частые хронические и рецидивирующие кожные инфекции, воспалительные, но без скопления гноя, а иногда с образованием абсцессов; гипертрофию десен и кровотечение из них; инфекцию пародонта, афтозные язвы, воспаления слизистых оболочек носа и глотки; воспаление среднего уха; мастоидит; генерализованную лимфаденопатию и в терминальной стадии "легочные абсцессы", уплотнение и образование каверн, причем клеточный инфильтрат состоял главным образом из плазмоцитов. Вирусные заболевания, включая эпидемический паротит и ветряную оспу, переносились без осложнений. Селезенка пальпировалась редко. Отмечена умеренная анемия, которая, вероятно, была следствием инфекции. Первоначальные клинические и гематологические данные иногда подсказывали ошибочный диагноз моноцитарного лейкоза (например, гипертрофии десен, моноцитоз). Как ни странно, в одном случае в терминальной стадии болезнь перешла в острый монобластный лейкоз, хотя больной дожил до юношеского возраста.
Количество нейтрофильных лейкоцитов крови обычно было меньше 300 в 1 мм3, с сопутствующим моноцитозом и эозинофилией. Таким образом, общее число лейкоцитов приближалось к норме. У больных нейтропений, наблюдавшихся Костманом, костный мозг был гипоклеточным, а в других случаях количество клеток было нормальным. Преобладали промиелоциты с выраженными профильными (красными) гранулами и практическим отсутствием нейтрофильных метамиелоцитов, палочкоядерных и сегментоядерных клеток. Эти признаки позволяют отличить данное заболевание от хронической гранулоцитопении детского возраста, при которой костный мозг нормален, если не считать отсутствия зрелых сегментоядерных клеток и преобладания палочкоядерных нейтрофильных лейкоцитов. Может быть увеличено количество эозинофилов, моноцитов, гистиоцитов и плазматических клеток.
При попытках изучить патогенез болезни с помощью включения тимидина, меченного тритием, в миелоидные предшественники, была обнаружена дефектная пролиферация. При культивировании in vitro фрагментов костного мозга в одном случае наблюдалась неспособность к образованию сегментоядерных клеток, а в другом - задержка в их появлении. Барак и его соавторы доказали, что если такой костный мозг культивируется в мягком агаре с экстрактом человеческой селезенки, то образуется нормальное количество колоний гранулоцитов и созревание происходит нормально. Поэтому можно полагать, что предшественники гранулоцитов способны к нормальной пролиферации и, возможно, при этой болезни отсутствует необходимый фактор, который содержится в нормальных клетках. При добавлении сыворотки больного подавления не наблюдалось, при добавлении нормальной сыворотки не было стимуляции. Прежние исследования позволяют предположить, что нормальная сыворотка способна стимулировать миелоидную пролиферацию in vitro и in vivo по крайней мере при одной форме хронической семейной нейтропении.
Клеточный и гуморальный иммунитет нормален. Функция моноцитов в отношении фагоцитарной и бактерицидной активности, к счастью, не нарушена. Донорские гранулоциты имеют нормальную продолжительность жизни после переливания.
Лечение не может повлиять на устранение причины болезни. Энергичное использование антибиотиков для лечения уже установившейся инфекции несомненно удлиняет жизнь детей. Кортикостероиды и стимуляторы гемопоэза неэффективны, за исключением несколько более мягкой формы наследственной нейтропении у сибсов, описанной Россманом и Хаммером, которые утверждают, что стероиды дали положительный эффект. Андрогены при этой болезни не применялись. Профилактическое введение антибиотиков в общем противопоказано. Больные, прожившие до 20 лет, могут погибнуть от инфекции. Поэтому указанная форма нейтропении не характеризуется спонтанным улучшением.
Семейная доброкачественная хроническая нейтропения. Менее тяжелая форма нейтропении, при которой больные доживают до взрослого возраста и которая, по-видимому, наследуется как доминантный признак в отличие от нейтропении Костмана, была впервые описана Глауссленом, а затем рядом других авторов. Наличие этой нейтропении может быть обнаружено случайно. Инфекции меньше беспокоят больных, но возможна патология пародонта.
Нейтропения отмечается с раннего младенческого возраста. Количество клеток в костном мозге нормальное, но уменьшено количество миелоидных предшественников за стадией миелоцитов, т. е. снижается уровень метамиелоцитов, палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофильных лейкоцитов.
Хитзиг описал семью, возможно, единственную в своем роде, с доминантным наследованием, практическим отсутствием сегментоядерных клеток (84 и 0 в 1 мм3), но относительно доброкачественным клиническим течением. Все больные дети до опубликования его статьи были живы.
Ретикулярная дисгенезия
В литературе есть два сообщения о больных с врожденным отсутствием не только гранулоцитов, но и других лейкоцитов или резким снижением количества последних. По-видимому, речь идет о дефиците образования гранулоцитов и лимфоцитов с сохранением эритроидного и мегакариоцитарного ростков. Эта картина противоречит общепринятому предположению, что лимфоидные стволовые клетки отличаются от стволовых клеток, ответственных за миелоидный, эритроидный и мегакариоцитарный ростки. Де Ваал и Сейнхав описали мальчиков-близнецов с полным отсутствием всех лейкоцитов от рождения и предложили термин "ретикулярная дисгенезия". Эритроциты и тромбоциты были нормальными. Оба ребенка погибли от инфекций в неонатальном периоде. Гистологическое исследование посмертных препаратов показало, что костный мозг был лишен миелоидных элементов, а в тимусе и селезенке не было лимфоцитов. Гитлин, Вавтер и Крэйг описали очень сходный случай с общим числом лейкоцитов у ребенка от 200 до 600 в 1 мм3.Уровень гемоглобина был также низким - 10г% на 36 часу жизни. У ребенка развились множественные инфекции, и он также погиб в неонатальном периоде. В костном мозге не было гранулоцитарных предшественников; тимус был атрофичен и содержал мало лейкоцитов; в лимфатических узлах лимфоциты были замещены ретикулярными клетками.Хроническая доброкачественная гранулоцитопения детского возраста
Это заболевание подробно описано Заульзером и Байогли в 1964 г.. Симптомы могут появиться в неонатальном периоде, но чаще диагноз ставится в конце 1-го года жизни. В прежних сообщениях о заболевании, которое, по-видимому, было тем же самым, диагноз был поставлен в возрасте 8 месяцев и 9 месяцев. Семейной тенденции при этом заболевании не наблюдается.Бактериальные инфекции выражены в более легкой степени, редко бывают опасными для жизни. Заульзер и Байогли упоминают паронихии, импетиго, гингивит, язвы в области гениталий и подкожные абсцессы различной локализации. Часто поражаются также дыхательные пути. Инфекции обычно остаются локализованными и хорошо лечатся антибиотиками и соответствующими местными методами воздействия. Однако сохраняется хроническая склонность к инфекциям, причем периоды, когда инфекций нет, имеют различную продолжительность. Возможна регионарная лимфаденопатия и описана преходящая спленомегалия.
Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Митчел Уиллоуби
Еще по теме:
![]() |