Статистические сведения о частоте опухолей в области головы и шеи


Специальные исследования, посвященные изучению частоты опухолей в области головы и шеи, в нашей стране практически не проводились. Обычно в монографиях, диссертациях, трудах и журнальных статьях, издаваемых в нашей стране и за рубежом, где излагаются статистические сведения об опухолях головы и шеи, приводятся данные об отдельных локализациях злокачественных опухолей, например о частоте рака гортани, рака органов полости рта или опухолей верхних дыхательных путей. Поэтому судить о частоте злокачественных опухолей головы и шеи можно только на основании статистических материалов, касающихся отдельных локализаций.

В большинстве случаев авторы, описывающие частоту злокачественных опухолей отдельных локализаций области головы и шеи, основываются на данных больницы или клиники. Поэтому эти сведения не могут отражать истинного положения вещей даже для отдельных локализаций. В официальных отчетных документах отражены не все локализации злокачественных опухолей головы и шеи - учитывается только кожа (в целом), рак полости рта, нижней губы и гортани.

Больные раком кожи головы и шеи, по нашим данным, составляют 89% от общего количества больных раком кожи. По данным других авторов, они составляют от 85 до 94%. Если сделать соответствующую поправку, то можно вычислить, что рак кожи головы и шеи, нижней губы, гортани и полости рта в структуре общей заболеваемости раком всего населения страны составлял для мужчин примерно 24,3%, для женщин 14,6% (в среднем 19,4%).

Таким образом, можно считать, что злокачественные опухоли в области головы и шеи (не считая опухолей головного и спинного мозга) в общей структуре онкологической заболеваемости составляют 20-25%. Однако эти цифры ориентировочные и исследования в этом направлении весьма необходимы.

Mac Donald указывает, что смертность в США от рака области головы и шеи, исключая головной мозг и злокачественные лимфомы, составляла 14,7% общей смертности от рака.

Таким образом, заболеваемость злокачественными опухолями головы и шеи по Латвии составила на 100 000 населения в 1964 г. 37,5, в 1966 г.-36,5, или по отношению ко всем больным злокачественными опухолями около 16% в 1964 г. и около 14% в 1966 г. Однако данные Е. Г. Кудимовой с соавторами касаются только раковых опухолей указанных локализаций; сюда не вошли материалы о заболеваемости злокачественными опухолями слюнных желез, челюстей, шеи, меланом и других новообразований. Следует также учесть, что в работе Е. Г. Кудимовой не было целенаправленности, т. е. они не ставили своей целью специальное изучение опухолей области головы и шеи. В последнее время это учтено и нужно ожидать весьма интересных и важных сведений.

Имеются сведения, что в структуре смертности городского населения от злокачественных опухолей рак гортани и трахеи в 1961 г. составлял среди мужчин 2,4%, среди женщин 0,4%. По данным В. И. Ферштудт, в структуре смертности населения Москвы от злокачественных опухолей за 1958-1965 гг. смертность от рака верхних дыхательных путей составляла среди мужчин 5% и среди женщин около 1%. Среди мужчин наибольшую часть составляли умершие от рака гортани - около 85% в 1958-1959 гг. и 87% в 1961-1962 гг.

З. Э. Штраус изучала смертность от злокачественных опухолей различных локализаций, в том числе от некоторых новообразований в области головы и шеи, по возрастным группам на 100 000 населения.
 
Из зарубежной литературы, посвященной изучению вопросов эпидемиологии отдельных локализаций опухолей головы и шеи, наиболее полно представлены материалы Mac Donald. Эти материалы касаются данных о частоте заболеваний и смертности от злокачественных опухолей многих локализаций головы и шеи для населения США.

Так, по данным госпиталя Anderson, рак кожи в 90% поражает область лица и шеи; среди населения Техаса один больной приходится на 2000 жителей. Рак кожи преимущественно поражает фермеров и домашних хозяек. Рак кожи у негров встречается реже и составляет 1,5%. Злокачественные опухли органов полости рта и глотки составляют 16,4% среди всех больных раком мужчин и 5% - среди женщин. Рак гортани зарегистрирован в 5,6% всех больных злокачественными опухолями мужчин и 0,5% - женщин. Среди мужчин рак полости рта и глотки, щитовидной железы и гортани составляет 29,9%. Эти исследования касаются некоторых штатов и госпиталей. Судить о краевых особенностях распространения злокачественных опухолей головы и шеи в целом по США очень трудно.

Итак, статистические сведения об опухолях головы и шеи, которые бы с достоверностью показывали заболеваемость и смертность от них, весьма малочисленны. По имеющимся данным очень трудно делать какие-либо выводы, особенно для практического здравоохранения. Поэтому, чтобы улучшить статистическое изучение опухолей головы и шеи, нужно: 1) организовать централизованный учет онкологических больных в городах, краях, республиках и 2) создать государственные отчетные документы, в которых предусматривались бы графы для всех локализаций опухолей головы и шеи, как это имеет место в отношении рака желудка, матки и других органов. Нужно добиваться, чтобы централизованный учет был полным во всех областях нашей страны. По существующему положению все врачи, диагностировавшие у больного впервые злокачественную опухоль, должны непременно заполнить бланк специального «извещения».

Организация научной медицинской статистической разработки вопросов опухолей головы и шеи тесно связана с проблемой изучения краевых особенностей распространения злокачественных новообразований. Высказанная Н. Н. Петровым мысль о необходимости изучения в России частоты злокачественных опухолей в связи с особенностями труда, быта, обычаев и других факторов получила свое развитие с начала 30-х годов прошлого века.

Более углубленное изучение краевых особенностей распространения злокачественных опухолей в нашей стране началось после окончания Великой Отечественной войны и связано преимущественно с работами А. В. Чаклина. Была расширена статистическая разработка вопросов заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей, были организованы экспедиционные исследования населения в различных областях. В изучение вопросов были вовлечены многие врачи и научные сотрудники. В настоящее время эпидемиологические исследования в нашей стране все более расширяются, создаются центры, работает проблемная комиссия по эпидемиологии злокачественных опухолей при научном совете по комплексной проблеме «Злокачественные новообразования» при президиуме АМН. Кроме того, устанавливаются научные контакты со многими специалистами зарубежных стран.
 
Изучение краевых особенностей распространения злокачественных опухолей области головы и шеи ведется у нас недостаточно. Исследования проводятся преимущественно в южных республиках и касаются таких локализаций, как кожа, губа, верхние дыхательные пути. Однако уже имеющиеся материалы представляют известную ценность в изучении этиологии опухолей человека. Некоторые из полученных данных можно использовать при разработке методов профилактики и организации противораковой борьбы.

Так, А. В. Чаклин указывает, что в южных районах нашей страны рак кожи лица наблюдается в 2-3 раза чаще, чем в северных.

Затем была установлена большая разница в заболеваемости раком кожи в районах побережья различных морей: на побережье Черного моря рак кожи составлял 38,5 на 100 000 населения, на побережье Каспийского моря - 27,5, Балтийского - 16,2, Белого - 9,5, Байкала - 8,3, Баренцова моря - 5,2.
 
В странах Средней Азии при почти одинаковых климатических условиях и географической близости отмечается разная частота рака кожи. А. В. Чаклин объясняет это характером головных уборов и длительным пребыванием жителей на солнце при возделывании хлопка. Жители Узбекистана обычно носят тюбетейки, и при работе в поле лицо их остается открытым, а хлопкоробы Туркмении носят большие меховые шапки. Среди хлопкоробов Узбекистана рак кожи лица встречается в 1,9 раза чаще, чем среди хлопкоробов Туркмении.

В работах А. В. Чаклина сообщается также, что при сравнении материалов профилактического осмотра населения южных и северных районов оказалось, что среди южан рак кожи встречается в 3,6 раза чаще. Частое распространение предопухолевых заболеваний и рака кожи лица установлено также среди рыбаков, моряков. Это можно объяснить влиянием крайних и длительных колебаний температуры, длительного солнечного облучения, ветра и многих других климатических факторов. Такое объяснение причин разной частоты рака кожи лица можно встретить в нескольких диссертационных и журнальных работах последнего времени. К ним относятся следующие работы: А. Г. Глущенко, (с описанием краевой патологии Южного Таджикистана); К. Л. Базикян, (описывается заболеваемость и смертность от злокачественных опухолей в Армении); В. И. Тышецкого, (об изучении статистики злокачественных опухолей в городах Винницкой области); В. В. Двойрина, (исследование краевых особенностей распространения злокачественных опухолей в Карелии).

Т. А. Лигай, изучавший рак кожи в Узбекистане, отметил, что в структуре заболеваемости злокачественными опухолями рак кожи составляет 20-24,3%. В интенсивных показателях на 100 000 населения рак кожи в Узбекистане составил в 1953 г. 7,4, в 1954 г. 8,2, в 1955 г. 8,3. Чаще всего рак кожи зарегистрирован на лице - 90,1%. На волосистой части головы рак кожи отмечен в 1,4%, на шее - в 1,4% случаев. На лице чаще всего рак кожи развивается на носу - 28,1%, на веках - 23,2%, на щеках - 14,1%. Т. А. Лигай отмечает, что узбеки и другое коренное население в 14 раз реже заболевают раком кожи, чем пришлое население. Автор предполагает, что эта разница обусловлена многовековой адаптацией кожи коренного населения к сильному солнечному облучению и выраженной смуглостью кожи.

В Киргизии рак кожи, по данным А. Илиязова, занимает второе место в структуре онкологической заболеваемости. В 87% случаев рак кожи локализуется на лице. Заболеваемость раком кожи в целом по Киргизии с 1956 по 1962 г. составила 16,0 на 100 000 населения, причем заболеваемость приезжего населения республики составила 38,8 на 100 000 населения, а местного - 3,1, т. е. в 10 раз меньше. Низкую заболеваемость раком кожи среди киргизов автор объясняет адаптацией кожи к интенсивной инсоляции, особенностями национальной одежды и т. д.
 
Такие же сведения можно встретить и в диссертации С. Н. Нугманова. Частота рака кожи среди городского и сельского населения по зонам Казахстана (интенсивные показатели заболеваемости на 100 000 населения) составляет соответственно для северной зоны 12,7 и 8,5, для центральной 18,4 и 12,1 и для южной 28,7 и 14,5.

По данным Ю. С. Грищенко, на севере и юге Амурской области в 1961 г. наблюдалась различная заболеваемость раком кожи - соответственно 4,5 и 9,7 на 100 0000 населения. Среди больных раком кожи не было ни одного коренного жителя области - эвенка.

За рубежом заболеваемость раком кожи также связывается с активностью инсоляции. Например, в Австралии, где она достигает 2900-3340 А, рак кожи составляет около 50% всех локализаций рака. Большая заболеваемость раком кожи отмечается среди населения с белой кожей, проживающего в Африке, Южной Америке, южных штатах США, Индии.

В этих же странах среди населения с пигментированной кожей, в частности среди негров, рак кожи встречается редко. Кроме этих различий, описывается неодинаковая частота плоскоклеточных и базальноклеточных форм рака кожи. Однако частота локализации рака на коже лица достигает 95 %.     

Краевые особенности распространения установлены и для рака нижней губы. Здесь, кроме инсоляции, придается значение хроническим ожогам, курению и другим раздражителям, воздействие которых в различных республиках и странах разное. Обычно рак нижней губы чаще наблюдается среди жителей сельской местности и в 4 раза чаще в южных республиках, чем в северных. В Казахстане, по данным С. Н. Нугманова, рак губы в 6 раз чаще наблюдается у мужчин, преимущественно в возрасте 50-69 лет, а заболеваемость приезжих в 15 раз выше, чем коренных жителей. При вычислении стандартизованного показателя заболеваемости раком губ в целом по Казахстану в 1965 г. он оказался равным для мужчин и женщин 6,4 на 100 000 населения.

Относительно чаще регистрируется рак нижней губы в южных областях Казахстана и в некоторых районах Узбекистана, что связывают с вредной привычкой закладывать между нижней губой и десной «нас» - смесь табака с золой, известью и другими веществами. Такая же привычка бытует и среди жителей провинции Бихор (Индия), где смесь табака и извести называется «кхани». В этой провинции установлена также повышенная заболеваемость раком нижней губы.

По данным экспедиционной работы А. В. Чаклина, относительно высокая частота рака нижней губы имеет место у рабочих металлургической промышленности (Нижний Тагил и др.). Часто регистрировался рак нижней губы у рыбаков, многие из которых курили трубки. А. В. Чаклин указывает, что в Японии, на севере США, в странах центральной и северной Европы рак нижней губы встречается редко, в Индии, на Цейлоне, в Бирме, Южной Америке и на юге Европы - относительно часто.

Кроме перечисленных источников, содержащих сведения о краевых особенностях распространения рака губ в нашей стране, имеется еще небольшое количество работ, описывающих отдельные вопросы этой проблемы. Так что по существу эпидемиологическое изучение предопухолевых состояний и рака губ только начинается.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: