Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста


Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста Именно с ранним детским возрастом связаны основные разногласия в понимании синдрома аутизма у детей, его нозологической принадлежности.

Лена С, 4 года. Мать замкнута и необщительна, отец - «странный». Через год после рождения девочки оформлен развод. Беременность 1-я, протекала с токсикозом, в психотравмирующей обстановке. Роды срочные, физиологические. До 2 лет воспитывалась в яслях, часто переносила «простудные» заболевания. В 2 года перенесла двусторонний осложненный мастоидитом отит с трепанацией сосцевидного отростка под местной анестезией. С 3 лет живет с матерью в Ленинграде. Детский сад не посещает и, когда мать уходит на работу, она остается дома одна. Всегда очень рассудительна, мать «никогда не могла увидеть в ней ребенка». До 4,5 лет поведение в целом было адекватным. В 4,5 года начала подолгу разговаривать с куклами так, как если бы они действительно беседовали с ней. Вскоре начала «вертеть головой» и рассказала матери, что у нее «в ушках разговаривают голоса». Чтобы заглушить их, говорила сама громче или ударялась головой о дверь. Прослушав грампластинку по сказке Н. Носова, стала утверждать, что «голоса» - это разговор Знайки и Незнайки. Практически прекратила общение, не ела. При госпитализации: контакт формален. Без эмоциональной окраски рассказывает о «голосах». Домой не стремится, к матери безразлична. В играх проявляет богатую фантазию, но без адекватных эмоций. «Голоса» через 2 недели лечения исчезли: «Мне скоро 6 лет, а они для маленьких».

Юра Т., 5 лет. Тетя по линии матери страдает шизофренией. Старшему брату 10 лет, здоров. Наш больной родился от 2-й беременности, стремительными родами, в легкой асфиксии. В 2 мес перенес тяжелый коклюш, в 6 мес - ушиб головы без потери сознания. Пошел в год, речь с 1,5 лет. До 3 лет был общителен, адекватен, жизнерадостен. В 3,5 года испугался ночного скандала родителей, после чего постепенно перестал разговаривать, интересоваться книгами и игрушками, начал уединяться. В ставшей некоммуникативной речи появились неологизмы, начал называть себя в 3-м лице, остановился в психическом развитии, а затем утрачивал имевшиеся ранее знания и навыки. Стал манерен, вычурен, сексуален.

Коля С, 4 года. Родился от 8-й беременности. Имеет здорового 16-летнего брата от первого брака матери. Ни мать, ни отец (научные работники, к рождению мальчика им было 35 и 48 лет) ребенка не хотели. Отец настойчив, резок, упрям, деспотичен. Мать через 3 месяцев после родов лечилась в психиатрической больнице, выписана с диагнозом «неврастения». Однако по данным встреч с ней и изучения истории болезни складывается впечатление о малопрогредиентной шизофрении. Беременность и роды - без указаний на патологию. Тяжелых заболеваний не переносил, развивался без задержек. С 1,5 до 3 лет жил у родителей матери, по сообщению которых без каких-либо видимых оснований боялся дядю и его жену, начал часто мыть руки. В дальнейшем развиваются нелепые полиморфные страхи: дверных ручек, ковра, синих вентилей водопровода, люстры, портретов матери. Начал называть себя Игорем Карловым и требовать от матери и врача получения документов для него на это имя. Рассказывал о сновидениях (?),- в одном из них в комнату прилетела и села на шкаф сова, он выстрелил в нее из рогатки, ее глаз упал на пол, и он выбросил этот глаз в помойное ведро. Убедительно разграничить сновидения и эпизоды галлюцинирования не удается. Болтлив, но это речь для себя, иногда доходящая до речевого напора и не связанная с реальными событиями и мотивами. Контакт непродуктивен. Со сверстниками не общается. В 11 лет госпитализирован.

Ася Р., 4 года. Ребенок от 1-й, нормально протекавшей, беременности, завершившейся срочными сухими родами со стимуляцией. В 6 месяца перенесла диспепсию, в 8 месяцев - колиэнтерит и дистрофию, затем - повторные пневмонии, грипп с высокой гипертермией. Росла и развивалась нормально, была подвижна, жизнерадостна, общительна. В 2 года 8 месяцев в связи с пневмонией находилась 2 недели в стационаре, куда не пускали родителей. Перестала играть, не разговаривала, укрывалась с головой одеялом, утратила навыки опрятности. После выписки состояние улучшилось, но еще долго играла «в больницу», оставалась замкнутой и подавленной. Постепенно стала общительнее, веселее, но вопросов не задавала, интересы поблекли. Как-то испугалась в трамвае женщины в черном платье, после чего долго сохранялись страхи, несколько ночей не спала. Боялась ранее любимой бабушки - держала себя за голову и умоляла бабушку не окунать ее с головой в реку, перестала есть и общаться. Когда через 2 недели страхи несколько померкли, оказалась еще более отгороженной и замкнутой. До 3 лет 7 месяцев перенесла еще два сходных эпизода - после короткой разлуки с матерью и поступления в детский сад. Стала жестока и враждебна к младшим сестрам-близнецам. Периоды мутизма становились все длительнее, в речи появились эхолалии. Часто без видимых причин плачет. Ломает игрушки, игры стереотипно-персеверативны. Иногда мечется в страхе, ищет защиты.

Как видно из наших наблюдений, отражающих наиболее частые особенности шизофрении в раннем возрасте, описанные Г. Е. Сухаревой, Т. П. Симеон и др., возрастное своеобразие не только не затушевывает, но в ряде случаев и подчеркивает общенозологические закономерности шизофрении. По структуре этиологического комплекса эта группа не отличается от групп с более поздним дебютом заболевания.

Аутизм может предшествовать развитию позитивных симптомов либо возникать на их фоне. Как и в других возрастных группах, по мере течения заболевания эти динамические закономерности аутизма сплавляются в едином синдроме. При раннем начале заболевания более выражена тенденция к «обеднению» аутизма. Это относится прежде всего к случаям возникновения аутизма на основе диссоциации либо к случаям, когда после купирования позитивной симптоматики выявлялся выраженный диссоциативный аутизм. В этом смысле рано начавшаяся шизофрения близка к неблагоприятно текущему заболеванию у взрослых. Обсуждая причины такой близости, В. П. Эфроимсон указывает на большую пенетрантность и экспрессивность шизофренических генов при раннем .начале и на существование внутренних тенденций разных форм и типов течения процесса. Представляется обоснованным и предположение о роли возрастного фактора в оформлении аутизма, исходящее из представлений о решающем значении ранних фаз в общем развитии. С этих позиций близость динамики аутизма связана с ограниченными потенциями развития: в раннем возрасте шизофрения нарушает или останавливает формирование психики и общения как ее функции, у взрослых же с уже сформированной психикой потенции развития малы и компенсация осуществляется за счет наличных потенций.

Несмотря на незавершенность развития психики и личности - в раннем возрасте, первичным и основным нарушением остается специфическая диссоциация. Диагностика ее может быть затруднена поведенческими проявлениями первого возрастного криза, но она представляет собой ту основу, без которой развитие аутизма невозможно.

Богатство и разнообразие клинической картины, ее структурная сложность, содержательные и динамические аспекты аутизма наиболее ярко выявляются при отсутствии грубых признаков шизофренического дефекта.

Николай Ф., 6 лет. Мать имеет высшее гуманитарное образование, работает, себя считает замкнутой, нерешительной, обидчивой, трудно сходящейся с людьми. Отец - филолог, в прошлом замкнутый и необщительный, затем - гиперобщителен, любит быть на людях, в центре внимания, и поучать, высокомерен и конфликтен, несколько раз менял место работы, не уживаясь в коллективе. Брак расторгнут. Отец мальчиком не интересуется.

От 4-й беременности, наступившей через 3 месяца после медицинского аборта и протекавшей с токсикозом 1-й половины, со слабостью и тревожной подавленностью в обстановке назревающего развода. Роды срочные, с выдавливанием плода и ручным отделением последа. Родился с массой тела 4400 г, в асфиксии, закричал после отсасывания слизи. Грудное вскармливание до 11 мес. На 1-м году были частые срыгивания, затрудненное засыпание, беспокойство по ночам. В 8 месяцев, когда мать вышла на работу, был без нее необычно тих, подавлен. На руки шел охотно.

До года - частые «простудные» заболевания, диспепсия, отит. После года - повторные ангины, респираторные заболевания, пневмонии, аденотомия. В 2-3 года отмечались периоды субфебрилитета без видимых причин. Всегда опережал сверстников в массе и росте. В 6 лет диагностирована остеохондропатия (ладьевидной кости правой стопы), проходит лечение. После 5 лет часто жалуется на головные боли.

Сел в 6 месяцев, самостоятельно пошел в год. Навыки опрятности - к году, самообслуживания - к 3 годам. Фразовая речь с 1,5 лет. Первое время коверкал слова, затем - четкая, необычайно образная речь. В 2-3 года сочинил стихи: «Я мыльный пузырек, сделан я из мыла, живу я в бутылочке и на улицу хожу». Говорил: «У меня в горлышке музыка интересная, прозрачная, и колокольчик там звенит...; мама, ты такая грустная, как бездомный человек. ..; мы видели в парке князя Гвидона (о шмеле)...; мама, в чае сидел лягушонок, и у меня в животике он квакнул». До 3 лет называл себя во 2-м лице. К 5 годам сам освоил алфавит, начал читать вывески, считать до 10, складывать. С раннего возраста любил слушать музыку и петь. Продолжал поражать мать метафоричностью мышления: «Лес - это бал, деревья танцуют...; нарядная музыка...; музыка струйкой течет...; пальчики, как мандариновые дольки...; трамвай задумался».

По мнению матери, со всеми, кроме нее, малоконтактен. Предпочитает взрослых или старших детей. С 3 лет посещает детский сад, относится к нему как к «яме, тюрьме». Говорил: «Я в садике жалобный такой». Первые несколько месяцев в детском саду отмечалась тошнота. Затем начал говорить очень медленно и растягивая слова. Через полгода развились явления, квалифицированные невропатологом как логоневроз, а затем появились «помогающие» речи движения пальцами рук, моргания и т. д. С детьми в детском саду играет мало, приходит оттуда усталый, жалуется, что его все обижают (мать часто бывает в детском саду и утверждает, что это не так).

К возрасту примерно 3 лет образность речи и мышления начали уступать место упорному «фантазированию»: «мама, что-то я стал котеночком...; что-то я теперь не кораблик, а самосвальчик...; не знаю - кем быть, то цветочком, то командиром хочется». В 5 лет считал себя лисенком из сказки, потом - Нильсом, потом - гусенком. Одно время был принцем, а кукла - Золушкой - озорницей и хулиганкой. На 6-м году жизни появились состояния немотивированного возбуждения, начал по многу раз повторять сказанное матерью.

В раннем детстве медлительный и спокойный - за последние 1,5 года стал расторможен, разболтан, развинчен. Настороженность к чужим людям сменилась фамильярностью, развязностью. Появился несвойственный ему ранее громкий хохот. Если мать смеется с кем-то третьим, всегда тревожится - не над ним ли?

Одухотворяет неодушевленные предметы, говорит за персонажей. Игры приобретают все более аутистический характер: «Я сегодня в детском садике сам в принца играл». В период наблюдения считал себя «паровозиком», а девочку в группе - «вагонеточкой»; девочка об этой игре и не подозревала, он же перевоплощался до такой степени, что ходил только по кромке тротуара, имитирующей рельсы. Всегда впечатлительный и синтонный - теперь может быть грубым до жестокости, сделать больно матери. Неуверенность в себе соседствует с переоценкой. Темнота стала вызывать страх. Заявил матери: «Когда ты мылась, пришел филин и встал за занавеской, я его шишкой прогнал». Услышав о наводнении, долго после этого спрашивал - не грозит ли им опасность. Задавал множество вопросов. Дяде по матери, которого любит и всегда зовет «Акелой» (из «Маугли»), сказал как-то: «Я бы жизнь за тебя отдал, Акела, но ведь жить-то надо», становится прохладнее в отношениях с ним. В течение полугода до обращения нарастают упрямство, негативизм, агрессивность. Стал засыпать хуже обычного, боясь страшных сновидений: «Мне вчера снился черный сон, позавчера - гневный, а сегодня - желтенький».

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: