Поздний рахит у детей и подростков


Поздний рахит различными авторами описывается далеко не одинаково. Истинный поздний рахит не следует полностью отождествлять с затянувшимся рахитом детей первых лет жизни, как это делают некоторые авторы. Действительно, недостаточно энергичное лечение и неустранение отрицательных моментов, играющих роль в этиологии и патогенезе рахита, затягивают на много лет заболевание, начавшееся на первом году жизни.

Поздний рахит не следует смешивать и с обострением рахита; усиление воздействия рахитогенных факторов - светового (ультрафиолетового) голодания с наступлением осенне-зимнего сезона, особенно в условиях дальнего севера, гиповитаминоза D вследствие ухудшения условий питания ребенка, случайных заболеваний, повышающих потребность детей в витамине D или снижающих использование его, ухудшение гигиенических условий быта и режима и т. д. нередко бывает причиной рецидивирующего течения рахита, о чем говорилось раньше.

Говорить об истинном позднем рахите следует лишь тогда, когда он выявляется в дошкольном или школьном возрасте, а иногда даже лишь в препубертатном периоде или в начале периода полового созревания у детей, свободных от остаточных явлений рахита, перенесенного ими в раннем возрасте.

При позднем рахите дети жалуются главным образом на боли в спине, коленных и голеностопных суставах; боли усиливаются при долгом стоянии, хождении, подъеме на лестницу и т. д. Походка больного становится переваливающейся, приближающейся к так называемой утиной, иногда появляются искривления позвоночника (сколиоз, кифоз) и ног. В тяжелых случаях заболевание напоминает картину остеомаляции.

На рентгенограмме - остеопороз, рахитические изменения в области эпифизарных хрящей, иногда переломы и костные мозоли на их местах.

Гистологические изменения иногда почти полностью соответствуют рахитическим, иногда же приближаются к картине остеомаляции.

Марфан такую клиническую картину относит к тяжелой форме истинного позднего рахита, когда имеется множественное поражение костей конечностей, грудной клетки и даже черепа.

При легкой форме, по Марфану, поражаются главным образом кости нижних конечностей.

Е. М. Лепский указывает, что при позднем рахите очень редко наблюдаются симптомы, указывающие на нарушения вегетативной нервной системы, не бывает увеличения печени и селезенки, редко бывает гипотония мышц.

Ю. Ф. Домбровская и другие авторы считают, что в этиологии и патогенезе клинического синдрома - "поздний рахит" играют роль не только гиповитаминоз D или недостаточное воздействие ультрафиолетовых лучей, но и нарушения эндокринных желез и полигиповитаминоз.

Нам не приходилось наблюдать у старших детей выраженную картину позднего рахита, вызванного только дефицитом витамина D или длительным ультрафиолетовым голоданием. "Поздний рахит" специалисты наблюдали в осажденном Ленинграде у детей с выраженной картиной алиментарной дистрофии; в большинстве случаев сказывалось влияние не только основных рахитогенных факторов, но и значительного поливитаминного голодания детей, получавших в пищевом рационе недостаточное количество основных пищевых ингредиентов, особенно белков и жиров.

Конечно, этот "поздний рахит" отличается от клиники заболевания, описываемого под этим названием.


Поздний рахит у мальчика 10 лет
Можно было говорить о тяжелом рахите военного времени, который наблюдался у детей и раннего, и старшего возраста. Клинические, биохимические и рентгенологические данные, свойственные рахиту, сочетались с симптомами болезни Меллер-Барлова у более младших и скорбута у более старших детей, пеллагры и синдрома, напоминавшего спру.

При рахите военного времени резко нарушались все виды обмена, особенно минерального и белкового. Почти всегда отчетливо выявлялась гипофосфатемия, менее отчетливо - гипокальциемия. По данным М. Н. Бессоновой и Д. К. Ицкович, не увеличивалась, а снижалась до 4-2 ед. активность сывороточной фосфатазы.

Пожалуй, неправильно считать, что для рахита военного времени были типичны нарушения водного обмена и функций эндокринных желез - щитовидной, гипофиза и др.. Эти явления были типичны для алиментарной дистрофии, а не для рахита.

При изменениях костей у детей отмечались черты, характерные и для рахита, и для авитаминоза С, и для гипофункции щитовидной и других эндокринных желез, что проявлялось задержкой появления ядер окостенения и сочеталось с задержкой полового и психического развития.

Рахит военного времени требовал комплексного лечения: полноценного питания, поливитаминной, симптоматической и стимулирующей терапии.

Назначение только одного витамина D даже в больших дозах изолированного терапевтического эффекта на симптомы рахита не оказывало.

Надо считать, что и в этиологии позднего рахита, наблюдаемого вне военного времени, играет роль не только недостаточное поступление витамина D, но и поливитаминное голодание и другие дефекты питания.

Детям с явлениями позднего рахита надо обеспечить полноценное питание, большое количество витаминов D, С, А, комплекса В и других, гигиенические условия быта и правильный режим жизни.

Еще по теме:
Рахит

Этиология рахита

Симптомы рахита

Диагностика

Дифференциальный диагноз

Течение рахита

Лечение рахита

Профилактика рахита

Гипервитаминоз D у детей
В отношении лечения позднего рахита в основном надо повторить то, что было сказано о лечении рахита военного времени. Легкий рахит при соблюдении правильного режима жизни и питания хорошо и быстро излечивается при назначении витамина D. При тяжелых формах с генерализованными поражениями костей, нарушением общего состояния и симптомами дисфункции эндокринных желез витамин D даже в очень больших Дозах заметного терапевтического эффекта не дает. Эти больные требуют прежде всего организации правильного режима жизни и полноценного питания с повышенной калорийностью, устранения физического утомления, особенно длительного пребывания на ногах, назначения больших количеств витаминов, включая и витамин D; в некоторых случаях показано назначение эндокринных препаратов.

Легкий поздний рахит при правильном питании, режиме и лечении проходит очень быстро; тяжелый затягивается на много месяцев и отрицательно отражается на общем физическом развитии детей.

Поздний рахит надо отличать и от остеопатий, описанных М. Ф. Марецкой и М. Д. Курбатовой у детей с тяжелыми формами алиментарной дистрофии. В клинической картине заболевания преобладала дистрофия, дети легко утомлялись, жаловались на боли в ногах. Рентгенологическое исследование костей обнаруживало резко выраженный остеопороз, особенно в метафизах длинных костей нижних конечностей, в позвонках и других трубчатых костях.

Типичных для рахита изменений в области эпифизарно-метафизарных зон хотя и нет, но С. А. Рейнберг отмечает наличие слоя необызвествленной остеоидной ткани под надкостницей, что напоминает рахит. Это при наличии истончения кортикального слоя делает нечетким изображение на рентгенограмме длинных трубчатых костей.

В крови отмечается снижение содержания фосфора и кальция.

Между этой формой остеопатии и рахитом военного времени при алиментарной дистрофии у детей принципиального различия нет. В обоих случаях речь идет о тяжелом общем нарушении питания детей с грубыми расстройствами обмена веществ. Некоторые различия в клинической и особенно рентгенографической картине, вероятно, связаны с некоторыми особенностями длительного неполноценного питания детей и их индивидуальными особенностями.

При остеопатиях у детей с алиментарной дистрофией показано общеукрепляющее лечение и питание, богатое полноценными белками, жирами и поливитаминами. Изолированное противорахитическое лечение неэффективно, но отказываться в общем комплексе лечения от витамина D и рыбьего жира, конечно, нет основании.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Александр Тур

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: